Проблемы экономической методологии
Экономическая деятельность - это сложное сочетание объективного (выраженного в экономических законах и закономерностях) и субъективного (выраженного в свободе поведения индивида). Это порождает определенную специфику экономического знания, которое может определять характер соотношения объективного и субъективного в широком диапазоне, - от безусловной объективности (подобно законам природы) до безусловной субъективности (как полную свободу воли и выбора индивида).
Существует три основных подхода к разрешению этой проблемы:
1)с доминированием субъективного начала;
2) с приоритетом объективного;
3)с утверждением их специфического взаимодействия.
Сторонники крайнего субъективизма, которые представлены социально-историческими и социологическими школами в экономической науке, отрицают существование объективного в экономической деятельности. Они ссылаются на свободу воли и выбора хозяйствующего субъекта, на уникальность и неповторимость его деятельности, на ответственность человека за свои поступки. Поэтому, как они утверждают, по отношению к экономике невозможно применять какие-либо объективные основания (например, экономический закон) и предсказывать ее поведение.
Это позиция имеет свое основание. Действительно, каждый индивид самостоятельно можно определять свое поведение, его действия могут не соответствовать объективным тенденциям и гипотетически определенным законам. Эти законы могут не обнаруживать своего действия. Но все это не опровергает наличие экономических законов, а свидетельствует о наличии проблемы их проявления, действия, а также о чрезмерном погружении сторонников этого подхода в мир единичных явлений и о расширении границ субъективного. Непознанный и неосознанный экономический закон не перестает от этого определять экономические действия. Кроме того, опровергаемый практикой экономический закон очень часто реализуется своей нереализацией. Его нарушение приводит к сбоям в воспроизводственном процессе. Это и сигнализирует о наличии экономических зависимостей.
Позиция сторонников объективности экономических законов имеет корни «естественных законов», «невидимой руки» классической политэкономии и распространена в современной науке. Неоклассическое, кейнсианское, институциональное направления объективизируют человеческую деятельность. Неоклассическое и кейнсианское направления анализируют функциональные взаимодействия в данных конкретных условиях, выявляют сложившиеся в данный момент тенденции и зависимости, возводят их в ранг закона.
Подобная установка вытекает из практической нацеленности экономических исследований представителей этих направлений, для которых важна не истинность теории, а ее полезность для решения практических задач.
Экономическая деятельность должна соответствовать этим законам до той поры, пока они не покажут свою неадекватность. После чего необходимо описать необъяснимое экономистами явление и вырабатывать теоретическую модель, способную объяснить как можно большее количество фактов.
Существует еще один способ объективизации экономических законов - через их дедукцию, выведение из математических или естественно-научных законов. Фрейдизм, географический детерминизм, кибернетика, синергетика – все это примеры применения стандарта точных наук (биологии, химии, физики и др.) для социально-экономических исследований.
В связи с этим обогащается методологический аппарат экономической науки; формируется целостная картина мира, которая связывает воедино законы природы и общества; появляются неожиданные среды в экономических исследованиях.
Особенно активно процесс редукции идет в условиях кризиса экономической теории, в период формирования новой парадигмы. Но допущение доминирования математических и естественнонаучных моделей исследования в экономике означает выхолащивание сути этой науки, схематизирование экономических процессов.
Следствием редукционизма является поиск универсальных закономерностей, пригодных и для природы, и для общества. Выделяются три основных подхода к выявлению таких законов:
1)рассмотрение всех процессов через призму универсального объекта (например, энергии или информации). В этом случае мир воспринимается как многообразие форм однородной субстанции с едиными законами;
2)анализ процессов с точки зрения механизма их протекания. В этом случае законы эволюции (изменчивость, наследственность) выступают универсальным алгоритмом движения любой системы;
3)универсальность выводится из единой логики познания, обусловленной однородностью мышления при познании любых явлений (не имеет значения каких – природных, экономических или социокультурных), наличием общих законов познания (например, законов диалектики). В результате этого появляются «предельные понятия», способные выступать в роли универсальных объяснительных принципов.
Реальность универсальных закономерностей отрицать не приходится, они существую, так как существует единый пространственно-временной континуум, существуют единое происхождение живого и неживого. Но сама эта реальность носит умозрительный характер, поскольку слишком много опосредующих звеньев отделяет ее от конкретного экономического явления, слишком долгий временной промежуток занимает проявление универсального закона. Безусловная ценность универсализма раскрывается в гносеологической сфере, где она укрепляет рефлексивные способности человека, создавая полную картину бытия (может быть и ложную).
Таким образом, излишняя субъктивизация объективного и чрезмерная объективизация субъективного обнаруживают границы своей применимости, а значит и границы субъективного и объективного в действии законов.
Рассматривая реализацию объективного через субъективные действия хозяйствующих субъектов, экономисты пытались обнаружить в этих действиях объективное ядро. В качестве ядра обычно рассматривались материальные условия производства и достигнутый уровень удовлетворения потребностей (по формуле материализма: «бытие определяет сознание»).
При трактовке этого общего положения объективное рассматривалось как понятие относительное, зависящее от уровня анализа и соотносимых категорий. Например, материальные условия, представляющие объективную сторону естественно-исторического развития, определяются неоднозначно применительно к различным сторонам деятельности общества, что обуславливает сложную структуру объективности. Например, в соотношении природы и общества, общество выступает как субъективное, но по отношению к отдельному индивиду оно уже есть объективное. В человеческой деятельности объективная сторона также может определяться по – разному: материальный способ производства предстает как объективное по отношению к надстроечным отношениям; сам способ производства включает производительные силы как объективное и производственные отношения как субъективное; в рамках производительных сил объективный фактор – это овеществленный , а субъективный - живой труд. В производственных отношениях различают три условия объективности: объективная основа - развитие производительных сил, их объективная сторона – форма собственности на средства производства и их объективные условия – природные условия производства и форма политической организации общества.
Второе направление, исследующее единство объективного и субъективного в экономической деятельности, исходящего из двойственности самого процесса труда, где «объективизировалась личность, а в личности объективизировалась вещь». Проблема виделась в реальном осуществлении этого движения, в определении процесса перехода от субъективного к объективному и наоборот. Решалась эта проблема по двум основным направлениям: через выполнение условий данного перехода и через разработку его механизма.
Условия взаимопревращения обычно определялись по принципу взаимного соответствия: субъективное переходит в объективное, если субъект вызывает изменения объекта в соответствии с законами изменения последнего; объективное переходит в субъективное, если получает отражение в экономической политике. Данное направление в исследованиях не представляло интереса и практической значимости. Важнее было определить, как осуществляется взаимодействие субъективного и объективного в человеческой деятельности, т.е. выяснить, как действует экономический закон и как его можно использовать. Схемы, раскрывающие связь объективных и субъективных факторов, содержат следующую логическую цепочку: объективные условия – потребность – интересы - стимулы - хозяйственная практика. Механизм связи объективного и субъективного рассматривается как процесс конкретизации сущности в явлении, как движение от абстрактного к конкретному. В многообразии субъективных потребностей, интересов, целей и действий что-то устойчивое и массовое можно обнаружить только через процесс абстрагирования, через процесс обобщений и выстраивание категориального ряда. Из множества форм проявлений экономического закона в действительности выявляется определенная общая зависимость, которая предстает как некая абстракция и составляющая данного закона. Абстракция в данном случае понимается как объективная, а процесс абстрагирования – как переход от субъективного к объективному.
Выявленное объективное может сознательно использоваться в хозяйственной практике. Это предполагает движение от объективного к субъективному, от абстрактного к конкретному, от сущности к явлению. В данном случае используется следующая цепочка: объективное (экономический закон) - потребность - цель производства – интерес и стимул - деятельность.
Каждое звено несет потенциальную возможность искажения объективности. Это на этапе практического осуществления может дать не только многообразие форм реализации экономического закона, но и его нереализацию.
Признание специфического взаимодействия объективного и субъективного в экономической действительности приводит к определению специфики закона. Можно выделить несколько главных вопросов по проблеме закона в экономических науках:
1)проблема существования экономических законов;
2)содержание экономических законов и их специфика;
3)классификация экономических законов;
4)методология познания экономических законов.
По поводу существования экономических законов общепризнанной является точка зрения об их наличии. Отрицание экономических законов характерно для нескольких традиций: религиозно-кантианской, экзистенциально-интуитивной и редукционистской. Первый подход базируется на непознаваемости сущности явления. Это предопределяет невозможность выявления их закономерностей. Объясняется непознаваемость сущности монополией на подобное знание со стороны Творца - Бога.
Объективной основой данной традиции выступает абсолютная относительность человеческих знаний. Утверждать, что сущность познана, можно только после раскрытия всех тайн бытия, после превращения самого человека в Бога. Все менее глобальные открытия предстают как следствие познания явлений, а не сущностей. В этом случае наука ограничивается выявлением и познанием закономерностей существования и функционирования явлений.
Вторая традиция опирается на специфику социальной и духовной материи, познание которой осуществляется через осмысление выработанных человечеством духовных структур, через движение в смыслах, а не в предметах.
Закономерность при этом трактуется как практицизм, как атрибут только естественных наук, как «полезное заблуждение», которое позволяет эффективно действовать, но удаляет сознание от проникновения в сущность подлинной реальности. Гуманитарные же науки предназначены для выполнения социальных функций и ролей, познание там осуществляется не с помощью закономерно-типического, а через эмоционально-интуитивное переживание. Бытие познается человеком напрямую, без рационально-интеллектуального опосредования - интуитивно. Это дает человеку возможность понять больше, чем он знает, пережить больше, чем понимает. Позиция экзистенциально-интуитивного подхода иллюстрирует непонимание того, что экономические закономерности выявляются, познаются и реализуются только через движение масс, а не отдельных индивидов.
Редукционисткий подход предполагает выведение экономических закономерностей из математических и естественно-научных законов, которые таким образом придают закономерность гуманитарному знанию. Фрейдизм, географический детерминизм, кибернетика, синергетика – примеры применения точных наук для гуманитарных исследований.
Содержание экономических законов и их специфика являются наиболее разработанными проблемами. Эта проблема, а также классификация экономических законов и методология их познания рассмотрены нами ранее.
Проблема проверки истинности полученных знаний остро стоит в экономической науке, поскольку в экономике нельзя поставить контролирующей эксперимент, а статистические исследования некорректны. Кроме того, экономические знания всегда являются результатом системного познания. Это затрудняет выявление неверного элемента теории и провоцирует поведение «неразумных родителей» - выплескивание вместе с водой и ребенка. Важно отметить, что экономические науки обречены на социально-политическую ангажированность и их аргументы часто направлены на обоснование доктрин, а не теорий, что рациональным методам проверки не подвергается.
В результате этих особенностей у экономистов обостряется комплекс неполноценности по поводу проверяемости, истинности своих теорий. Это заставляет ученых обращаться к методам естественных наук и вызывает противостояние сторонников эмпиризма (опора на факты, на статистику, на методы естественных наук) и поборников радикализма (опора на разум и теории). Истина - посередине. Эмпирист не имеет адекватного аналитического инструментария для исследования экономических процессов. Он скептически относится к мощному орудию познания – своему разуму. Между тем экономические законы невозможно вывести путем индуктивного обобщения. Опыт имеет сложную природу и является результатом действия многих сил. Закон можно вывести только дедуктивно. Так поступают и математики, и логики.
Соответственно, проверка абстрактной теории на практике не дает однозначного вывода о ее истинности или неистинности. Многообразие жизни позволяет обнаружить факты, как подтверждающие теорию, так и примеры, ее опровергающие. Поэтому смысл и значение эмпирической проверки состоит только в определении границ применимости закона (концепции) к той или иной конкретной ситуации, но не для проверки априорных теорий.
Рационалисты же забывают о реальности, их размышление не имеет практической ценности или аналитические научные положения, которые имеют формальную природу и не несут информацию о мире, проверяются на истинность их логической непротиворечивостью.
При разумном сочетании эмпирического их рационалистического подходов в научных исследованиях вырабатываются синтетические суждения, концепции, которые получены с помощью разума на основе наблюдения за реальностью (т.е. дедуктивным путем). Проверяются такие теории тоже синтетически - через определение границ их практической применимости и через невозможность их опровержения. Особенность применения на практике результатов экономических исследований обусловлена тем, что эти результаты - законы действия масс. В реальности отдельные люди использовать эти законы, как правило, не могут. Они обычно к ним приспосабливаются. Использование экономических законов означает приведение в действие широких масс людей в направлении каких-то единых объективных целей.
Сознательное управление экономическими процессами, развитием общества – это вершина в организации социальной жизни людей, показатель и результат высокоразвитых экономических технологий. Но человечество пока не может похвастаться полным их обладанием. Поэтому, в основном, оно вынуждено использовать малоэффективный метод проб и ошибок. Познание экономических законов имеет гносеологическую ценность. Оно способствует уменьшению неопределенности экономического бытия, увеличивает степень, саморефлексии человечества, повышает самооценку индивида и уверенность его в своих силах.
Познание экономических законов является основой для программирования будущего, для ценностно-смыслового его конструирования.
Эти процессы возможны вследствие преемственности общественной жизни, связи комплекса экономических закономерностей и их реализации через субъективное, которое весьма восприимчиво к импульсам гуманизма и надежд.
В настоящее время наиболее активно разрабатываются следующие проблемы экономической методологии:
- описание и анализ этапов научного исследования;
- анализ языка науки (категории и их соотношение);
- выявление сферы применимости различных методов исследования;
- соотношение объективного и субъективного в экономических исследованиях;
- проблема закона в экономических науках;
- соотношение различных экономических парадигм;
- проверка истинности экономического знания.
Данные проблемы воплощают как общенаучную сторону исследования, так и специфические особенности экономических знаний, которые добываются на особом материале – активном, быстро меняющемся, многообразном, зачастую случайном. Сложности познания экономических процессов, где действуют свободные субъекты с разными индивидуальными интересами и побудительными мотивами, - определяют особую значимость и высокие требования к необходимому условию этого познания – методологии экономических исследований.
Литература, рекомендуемая для изучения темы
1 Ивлева, Г.Ю. Методология экономических исследований/ Г.Ю. Ивлева, Оренбург, ГОУ ОГУ, 2003.- 132с.
2 Орехов, В.О. Методы экономических исследований: учеб. пособие.: ИНФРА-М; М., 2009. – 106 с.
3 Философия науки / под ред. проф. С.А. Лебедева: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2006, - 736 с.
4 Философия социальных и гуманитарных наук / Под ред. проф. С.А. Лебедева: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2006. – 912 с.
Контрольные вопросы
1 Охарактеризуйте три основных подхода к разрешению проблем экономической методологии.
2 В чем сущность субъективистского подхода?
3 В чем сущность подхода, реализующего объективность экономических законов?
4 В чем сущность подхода, утверждающего специфическое взаимодействие субъективного и объективного?
5 Что такое редукционизм?
6 Охарактеризуйте главные вопросы по проблеме закона в экономических науках;
7 Дайте характеристику классификации экономических законов.
8 В чем сущность методологии познания экономических законов?
9 Что такое редукционалисткий подход к экономическим законам?
10 Охарактеризуйте проблемы, связанные с применением экономических законов.
Темы рефератов
1 Подходы к разрешению проблем экономической методологии;
2 Специфика экономических законов;
3 Главные вопросы по проблеме закона в экономических науках;
4 Классификация экономических законов;
5 Методология познания экономических законов;
6 Проблема использования экономических законов.