Методология неоклассической школы.
Неоклассики переняли у классиков приверженность принципам экономического либерализма и очистили теорию от субъективистских, психологических и других неэкономических наслоений.
Неоклассическая школа сформировалась после опубликования работы А. Маршаллла «Принципы экономики» (1890 г.). Эта теория исследовала рыночное хозяйство в период господства свободной конкуренции. Неоклассики соединили идеи классической политэкономии с идеями маржинализма, полезность - с общественными издержками. Особенности методологии неоклассического анализа заключаются в том, что неоклассики экономические явления анализируютне по принципу движения от глубинных причин к поверхностным явлениям, а по принципу взаимозависимости и взаимного определения (принцип релятивизма).
Вклад А. Маршалла в экономическую науку состоит в следующем:
1 Центральное место в исследованиях Маршалла занимает проблема свободного ценообразования.Заслугой Маршалла является выявление функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение.
А. Маршалл представил взаимодействие рыночного спроса и предложения в виде пересекающихся кривых, которые выражают закон убывания предельной полезности данного товара для потребителей и закон возрастания предельных издержек для производителей. Рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности и предельных издержек. Две теории – трудовая (затратная) и маржиналистская –объединяются более общей неоклассической теорией равновесия.
А. Маршалл отмечал: «Издержки производства, интенсивность спроса, предел производства и цена продукта взаимно регулируют друг друга («Крест Маршалла»);
2Общая экономическая теория была дополнена двумя концепциями: теориями «предела» и «замещения». Понятие «предел» было распространено за рамки понятия «полезность», чтобы охарактеризовать равновесную точку в данных условиях любого экономического фактора. Понятие «замещение» было введено для характеристики процесса, при помощи которого равновесие восстанавливается или утрачивается. Идея «замещения» на «предел» не только между альтернативными предметами потребления, но и также между факторами производства оказалась весьма плодотворной (Теории «предела» и «замещения»);
3Анализ закона убывающей полезности привел А. Маршалла к пониманию влияния на спрос изменения цены. Это позволило ему сформулировать идею «эластичности». Он предложил задавать изменения цены не в единицах денег, а в процентах. Показатели спроса при изменении цены на 1 % Маршалл назвал эластичностью спроса (Эластичность спроса);
4 А. Маршалл ввел элемент времени в качестве фактора в экономическом анализе. Ему принадлежат понятия «долгосрочного» и «краткосрочного»периодов. Он также внес ясность в различие между статическими и динамическими задачами, между формами чистого дохода в долгом и коротком периодах (процент и прибыль), обосновал концепции «квазиренты» и «нормальной прибыли». Маршалл считал, что фактор времени «лежит в основе главных трудностей в решении любой экономической проблемы». (Временной фактор);
5Концепция «потребительского излишка» или «потребительской ренты» показывает, что при определенных условиях принцип неограниченной конкуренции, рассматриваемый как принцип максимальной общественной выгоды, оказывается несостоятельным не только практически, но и теоретически, что имело огромное философское значение. (Потребительский излишек);
6Маршалл анализировал монополии. Он верил в могущество конкуренции, но учитывал рост влияния монополий. (Монополии);
7 Маршалл широко применял графический метод анализа, создал свой вариант количественной теории денег. Он считал, что стоимость денег – это, с одной стороны, функция от предложения,а с другой - функция спроса на них. Уравнение неоклассической стоимости денег Маршалла выглядит так:
,
где М – объем денежной массы;
Р - общий уровень цен на товары;
к – коэффициент, характеризующий долю денег, остающейся у людей в наличной форме.
Заслугой Маршалла является выявление функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены - падает, а с понижением цены предложение падает, а с ростом цены – растет.
Исследования в рамках теории «предельных издержек производства» позволили Маршаллу выявить закономерности изменения средних издержек производства при увеличении объемов производства на предприятии. Он считал, что крупный масштаб производства в конкурентной экономике обеспечивает предприятию снижение цены продукции и соответственно преимущество перед конкурентами (благодаря постоянно возрастающей экономии от умения работать и от применения специализированного оборудования).
Маршалл вывел два экономических закона: возрастающей отдачи и постоянной отдачи. Первый закон выражает связь между увеличением объема затрат труда и капитала, ведущие к усовершенствованию производства и эффективности их использования, что приводит к более высокой отдаче. Второй закон провозглашает, что увеличение объема затрат труда и других издержек ведет к пропорциональному увеличению объема продукции. Маршалл подразделил издержки производства на постоянные и переменные.
Таким образом, А. Маршалл создал систему науки (статическую микроэкономику), которую назвал экономикой.