К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.
Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. Если наблюдение проводится в естественной обстановке, то его называют полевым. Если условия окружающей среды были созданы искусственно, то оно будет считаться лабораторным.
Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Метод широко применяется в статистике.
Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном. Выделяются три главных момента:
1Выбор единицы измерения;
2 Установление правил сравнения измеряемой величины с мерой и правила сложения мер;
3 Описание процедуры сравнения.
Сравнение – это сопоставление признаков, присущим двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.
Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвинутая гипотеза. Существуют два типа экспериментов: 1. исследовательский эксперимент; 2. проверочный эксперимент.
Моделирование – метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью, содержащей существенные черты оригинала. Таким образом, вместо оригинала исследования проводят на модели, а результаты исследования распространяют на оригинал.
Математическая модель – это математическая абстракция, характеризующая физический, биологический, экономический или какой-либо другой процесс.
Математическое моделирование – метод исследования сложных процессов с применением набора математических объектов. Ценность математической модели заключается в том, что она может быть применима в реальности в качестве средства получения информации. Существует два типа математических моделей: модель описания и модель объяснения.
Модель описания не предполагает каких - бы то ни было содержательных утверждений о сущности изучаемого круга явлений. К ним можно применить критерий полезности, чем истинности.
Модели объяснения – это качественно-новый вид познавательных моделей. Эта модель становится способом предсказания.
Познавательные свойства таких моделей:
1) способность к кумулятивному обобщению и ее экстраполяция на новые области фактов;
2) способность к предсказанию новых качественных сторон, элементов;
3) способность к адаптации (гибкость модели);
4) способность к трансформационному обобщению.
Все многообразие методов научного исследования можно разбить на три относительно независимых кластера (множество внутренне взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга элементов, образующих некоторую целостность):
- методы эмпирического познания (научное наблюдение, эксперимент, измерение, использование приборов, эмпирическое обобщение, выдвижение эмпирических гипотез, формулировка эмпирических законов, их эмпирическое подтверждение, фальсификация, экстраполяция и др.);
- методы теоретического познания (идеализация, мысленный эксперимент, математическая гипотеза, логическое доказательство, формализация, конструирование теоретических схем, их интерпретация, построение научных теорий и др.);
- методы метатеоретического познания (выдвижение и формулировка общенаучных принципов, картин мира, рефлексия и др.).
Литература, рекомендуемая для изучения темы:
1 Блауг, М. Методология экономических наук / М. Блауг.- М.; 2008.-352с.
2 Ивлева, Г.Ю. Методология экономических исследований/ Г.Ю. Ивлева, Оренбург, ГОУ ОГУ, 2003.- 132с.
3 История экономических учений. / Под ред. А.Г. Худокормова. - М.: Изд-во МГУ, 1994.
4 Философия социальных и гуманитарных наук / Под ред. проф. С.А. Лебедева. М.: Академический Проект, 2006.
5 Философия науки / Под ред. проф. С.А. Лебедева. М.: Академический проект, 2006.
Контрольные вопросы
1 Что такое метод исследования?
2 Охарактеризуйте законы формальной логики;
3 Охарактеризуйте законы диалектики;
4 В чем заключается сущность исторического подхода?
5 Охарактеризуйте общелогические методы исследования;
6 Охарактеризуйте эмпирические методы;
7 Что такое математическое моделирование;
8 Что такое методика исследования?
9 Охарактеризуйте основные категории формальной логики: понятие, суждение, силлогизм;
10 Эмпирические методы исследования;
11 Методы обработки и систематизации знаний;
12 Методы теоретического уровня;
13 Методы построения и объяснения теории;
14 Количественные методы;
15 Гипотеза;
16 Методология научных исследований;
17 Что такое экономический закон?
18 Закон отрицания отрицания;
19 Закон единства и борьбы противоположностей;
20 Закон перехода количественных изменений в качественные;
21 Основные категории диалектики: сущность, явление, форма; единичное, всеобщее, внутреннее, качество, количество.
Темы рефератов
1 Законы формальной логики;
2 Основные категории формальной логики;
3 Законы диалектики;
4 Основные категории диалектики;
5 Методы формальной логики;
6 Методы диалектики;
7 Методы эмпирического познания;
8 Методы теоретического познания;
9 Методы метатеоретического познания;
10 Методология экономической науки;
11 Методы экономических исследований;
12 Всеобщие методы;
13 Общенаучные методы;
14 Специальные методы;
15 Методика научного исследования;
16 Основные понятия формальной логики;
17 Законы формальной логики;
18 Диалектические законы;
19 Теоретические методы;
20 Эмпирические методы;
21 Математическое моделирование.
Тесты
1 Методология – это:
а) организация исследовательской деятельности человека;
б) философское учение о методах проведения научных и прикладных исследований;
в) совокупность объекта и предмета исследования, цели и задач;
г) все варианты верны.
2 Предметом исследования обычно являются:
а) отдельные элементы объекта исследования;
б) системо- и структурообразующие характеристики объекта;
в) внешняя среда объекта исследования;
г) внутреннее устройство объекта исследования.
3Логический метод представляет собой:
а) процесс изучения экономических явлений в том виде, в каком они существовали, со всеми подробностями и во всем многообразии;
б) способ отражения внутренних связей, закономерностей действительного исторического процесса;
в) метод изучения общего направления развития, взаимоотношение между старым и новым;
г) учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого познания.
4Принцип верификации подразумевает, что:
а) истинность любого утверждения должна проверяться практикой;
б) любая теория может быть опровергнута при проверке на опыте;
в) любое исследование должно быть направлено на получение практических результатов, только в этом случае оно истинно;
г) научное знание должно быть освобождено от философии.
5Методология прагматизма подразумевает, что:
а) истинность любого утверждения должна проверяться практикой;
б) любая теория может быть опровергнута при проверке на опыте;
в) любое исследование должно быть направлено на получение практических результатов, только в этом случае оно истинно;
г) научное знание должно быть освобождено от философии.
6Модель – это:
а) уменьшенная копия оригинала;
б) словесное описание нематериального объекта;
в) графическое отображение объектов или связей между ними;
г) все ответы верны.
7Расположите в правильной последовательности этапы моделирования:
а) изучение модели;
б) постановка исследовательской или практической задачи и построение модели;
в) проверка адекватности полученных знаний;
г) перенос знаний с модели на оригинал.
8Проблемой называется таким образом поставленная задача, где:
а) известна цель, но неизвестны условия ее достижения;
б) известны условия, но не известна цель;
в) известны и условия, и цель;
г) неизвестны ни условия, ни цель.
9Индуктивной называется модель, полученная:
а) в результате непосредственного наблюдения за объектом;
б) как частный случай более общей модели;
в) как обобщение неких имеющихся фактов, данных наблюдений;
г) верны ответы б) и в).
10Системный анализ – это:
а) исследование сложносоставных объектов;
б) способ анализа объектов как систем;
в) анализ элементов, входящих в тот или иной объект исследования;
г) исследование внутренней среды объекта.
11Что является специфической чертой системного анализа?
а) выявление и анализ прямых связей;
б) анализ обратных связей в системе;
в) анализ синергетических связей;
г) выявление и исключение нейтральных связей.
12В концептуальном подходе марксизма к устройству социально-экономической системы фундаментом являются:
а) производительные силы;
б) эволюционирующие общественные и экономические процессы;
в) функциональные рынки;
г) базовые механизмы социально-экономической деятельности.
13Концептуальный подход институционалистов к устройству социально-экономической системы основывается на анализе:
а) производительные силы;
б) эволюционирующие общественные и экономические процессы;
в) функциональные рынки;
г) базовые механизмы социально-экономической деятельности.
14Методология неоклассического анализа основана, в частности, на предпосылках о:
а) рациональном поведении экономических агентов;
б) ассиметрии информации;
в) нестабильных предпочтениях;
г) верны ответы а) и в).
15Методология институционального анализа основана, в частности, на предпосылках о:
а) рациональном поведении экономических агентов и полной спецификации прав собственности;
б) ассиметрии информации;
в) нестабильных предпочтениях;
г) верны ответы б) и в).