Монополистическая конкуренция как тип рыночной структуры.

На большинстве реальных рынков продукция конкурирующих фирм не стандартизована. Такая рыночная среда получила название монополисти­ческой конкуренции. В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров – придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары, имеется много разных конкурентов, которые в целях привлечения покупателей вынуждены прибегать к дифференциации товаров и услуг.

Монополистическая конкуренция базируется на так называемой дифференциациипродукта.Эта дифференциация означает, что какие - то виды продуктов и услуг разделяются на их подвиды, производством и реализацией которых занимаются разные компании. В большинстве своем дифференциация продукции была порождена максимизирующими прибыль продавцами, которые реагировали на различные вкусы потребителей и стремления к разнообразию.

В определении одного из создателей теории отраслевых рынков Э.Х.Чемберлена: «Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства – фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле… эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает.»[10]

Прежде всего, конечно, дифференциация идет по качеству. Одни и те же потребности можно удовлетворить продуктами, имеющими одну потребительную стоимость, но разный уровень качества. Продукты могут различаться по надежности, функциональным свойствам, используемым материалам, дизайну и пр. Существенное значение может иметь вид и качество обслуживания покупателей: в одних магазинах вам объяснят назначение товара, покажут, как им пользоваться, упакуют, доставят на дом и пр., в других, торговый процесс основан на самообслуживании, но цены значительно ниже, в третьих, дают гарантию обслуживания после продажи товара и др. Все это влияет на намерения покупателя и заставляет его выбирать тот, а не иной товар.

Однако имеет место и т.н. искусственная дифференциация: одни и те же товары могут продаваться в различной упаковке и различной фасовке, на них могут стоять разные торговые марки и торговые знаки. Большое значение для потребителя может играть в выборе товара близость расположения магазина, где его можно купить, поэтому размещение торговых точек – это тоже условие дифференциации покупаемого товара.

Для достижения эффективного функционирования фирмы необходимо тройное равенство: цены, предельных издержек и средних издержек. Равенство цены и предельных издержек означает, что ресурсы распределены эффективно, равенство цены и средних издержек характеризует эффективность производства. Это означает, что потребители получат максимум продукта по самой низкой цене, которая возможна

В условиях монополистической конкуренции не достигается ни эффективного использования ресурсов, ни возможной производственной эффективности. Монополия всегда вызывает недоиспользование производственных мощностей и ресурсов для производства данного товара. Цена товара, как правило, больше предельных издержек. Это означает, что общество оценивает товар выше, чем он того стоит, чем затраты на его производство, а производители-монополисты производят продукции меньше, чем можно было бы производить. Отсюда более высокие издержки на единицу продукции, значительно отличающиеся от достижимого в аналогичных условиях минимума. Соответственно и цены выше, чем на чисто конкурентном рынке.

Следовательно, потребитель в данных условиях недополучает какое-то количество продукции и постоянно переплачивает за этот продукт из-за высоких цен. Не полностью загруженные мощности предприятия, и потребители, наказанные за это высокими ценами, все вместе составляют издержки монополистической конкуренции. Но нужно иметь в виду, что на практике отличия в прибыли и издержках производства на конкурентных предприятиях и предприятиях монополистической конкуренции не всегда бывают значительны, в тот же время множество производителей дифференцированного товара в условиях монополистической конкуренции увеличивает плотность рынка и возможность выбора для потребителя. Чем сильнее дифференциация продукта, тем дальше фирма от минимальных средних издержек и тем шире диапазон выбора для потребителя.

Разумеется, те негативные моменты, которые присутствуют в монополистической конкуренции, заставляют предпринимателей изыскивать меры для повышения эффективности своих предприятий. Они чаще всего останавливаются на дифференциации продукта и его совершенствовании.

Дифференциация продукта означает, что одновременно выпускается множество модификаций данного продукта различного качества, в различном оформлении. Такое обилие выпускаемого продукта привлекает потребителя, но в то же время разнообразие марок, стилей, форм может просто не позволить ему разумно подойти к выбору. Это тем более важно, что большинство предлагаемых модификаций отличаются друг от друга весьма незначительно, чаще всего только внешне.

Вопросы для самоконтроля

1. Как влияет конкурентное окружение на поведение отдельной фирмы?

2. Каковы сопоставимые признаки при сравнении различных типов рыночных структур?

3. .В чем преимущества и недостатки совершенной конкуренции?

4. Чем отличается недобросовестная конкуренция от несовершенной конкуренции?

5. Каким образом монополия создает препятствия для конкурентов к проникновению в отрасль?

6. Каким образом определяются прибылемаксимизирующий выпуск и цена на монопольном рынке?

7. Какие действия признаются законодательством монополистической практикой?

8. Чем отличается стратегия кооперированной и некооперированной олигополии?

9. Каким образом участники олигопольного рынка учитывают реакцию конкурентов?

10. Почему на рынке монополистической конкуренции возникает избыток производственных мощностей?

11. Каким образом на рынке монополистической конкуренции создаются препятствия для конкурентов?

ТЕМА7.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ РЫНКОВ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.

Производство — сфера, где осуществляется соединение экономических ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Произ­водство есть сфера затрат, создания "отрицательной полезности". Смысл экономического прогресса состоит не в росте производства любых вещей, а в увеличении количества полезных благ, ценностей, т. е. всего того, что люди ценят. Полезность же благ проявляется только при обмене. Производительность обмена состоит в том, что люди отчуждают менее ценные для себя блага, получая за них более ценные. Обмен также обеспечивает по­вышение эффективности использования ресурсов, так как ориентирует производителей на выпуск тех благ и в том количестве, в котором нуждает­ся общество.

Экономические ресурсы, используемые для выпуска благ, называются фак­торами производства. К ним относятся: труд, природные ресурсы (земля), капитал, предпринимательство. Каждый из факторов создает в процессе производства свой вид дохода, который получает его владелец. На рынке ресурсов фирма закупает необходимые ей факторы производст­ва и комбинирует их определенным образом с целью получения наиболь­шей отдачи от вложенных средств. Чем большее количество какого-либо ресурса использует фирма (при по­стоянном количестве других ресурсов), тем меньший доход он приносит. В этом проявляется принцип (закон) убывающей производительности пе­ременного ресурса. Количество каждого используемого фактора зависит от его производитель­ности и цены. Предприниматель стремится изменять количество исполь­зуемых факторов до тех пор, пока не получит на каждую последнюю де­нежную единицу, затраченную на приобретение факторов, равное по стои­мости количество конечного продукта. Фирма достигнет состояния равно­весия, если факторы производства будут комбинироваться в соответствии со следующим правилом:

Предельный продукт труда (MRPL) = Предельный продукт капитала (MRPK)

Цена труда (PL) Цена капитала (Рк)

Следовательно, фирма должна стараться увеличивать закупки того фак­тора, цена которого падает, и сокращать закупки фактора, который доро­жает.

Предельные издержки ресурса — это издержки приобретения каждой до­полнительной единицы фактора производства. На совершенно конкурент­ном рынке факторов производства цена ресурса постоянна, поэтому гра­фик предельных издержек ресурса (MRC) для отдельной фирмы имеет форму прямой, параллельной оси абсцисс; кривая рыночного предложения ресурса имеет положительный наклон, так как является кривой издержек упущенных возможностей. Равновесие на конкурентном рынке факторов производства достигается путем уравнивания спроса и предложения. Это означает, что максимизация прибыли фирмой достигается при расширении использования ресурса до тех пор, пока его предельная производитель­ность (MRP) не уравняется с предельными издержками (MRC), т. е. с це­ной ресурса.

7.1. Рынок земли и земельная рента.

Термин "земля"используется в экономической теории для обозначения не только земельных угодий, пригодных для выращивания сельскохозяйст­венных культур, но и таких природных ресурсов, как леса, полезные иско­паемые, ресурсы моря и т. д., которые могут быть использованы в процессе производства. Поэтому земля считается отдельным фактором производства. Выделение земли как особого фактора производства является научной заслугой физиократов — французских экономистов середины XVIII в.

Особенность земли как фактора производства заключается в том, что она, во-первых, имеет неограниченный срок службы и невоспроизводима по же­ланию; во-вторых, по своему происхождению она природный фактор, а не продукт человеческого труда; в-третьих, земля не поддается перемеще­нию, свободному переливу из одной отрасли в другую, из одного региона в другой; в-четвертых, земля, используемая в сельском хозяйстве, при ра­циональной эксплуатации не только не изнашивается, но и повышает свое плодородие.

Владельцы или пользователи земли имеют преимущества по сравнению с владельцами других факторов производства, поэтому по поводу землевла­дения и землепользования возникают особые экономические отношения, порождающие особый доход и особую его экономическую форму — зе­мельную ренту.

Теория ренты как самостоятельное учение появилась в исследованиях английского классика Давида Рикардо в XIX веке. У Рикардо экономическая рента является дифференциальным доходом, обусловленным естественными различиями (differences – англ.) в плодородии земли. Ее не было бы, если бы все земли были бы одинаково плодородными. Закон убывающего плодородия действует также применительно к угольным копям, соляным озерам, рыбным промыслам. Позднее, закон неодинакового плодородия стал применяться и к другим факторам производства: капиталу, предпринимателю, рабочему. Естественные различия в их способностях объясняли разницу в их доходах, имеющих характер дифференциальной ренты. «Дополнительные барыши, которые производитель или негоциант получает благодаря своим высшим коммерческим талантам или благодаря лучшей организации своего предприятия, по своей природе аналогичны ренте», - утверждал ученик Рикардо Джон Стюарт Милль[11]. Точно также и у рабочих неодинаковая производительность рождает дополнительный доход - ренту ловкости. Словом, «чрезвычайное вознаграждение» возникает всюду, где имеют место «чрезвычайные силы тела и духа». Можно сказать, что теоретическое расширение концепции ренты способствовало возникновению теории прибыли и предпринимательства.

Кроме того, было установлено, что рента не исключительное явление, а нормальное проявление принципа редкости, законов спроса и предложения. Возражая Д. Рикардо, Милль утверждал, что и наихудшие земли рождают ренту: достаточно предположить спрос очень интенсивным, а производство ограниченным. В концепциях неоклассиков «услуги земли в отношении ценности их подчиняются тем же общим законам, что и услуги машин, орудий, жилых помещений и фабрик или всех других экономических благ». Различия между этими рентами состоит лишь во времени их существования. Одни, обусловленные высокопроизводительной техникой, исчезнут быстро, по мере ее появления у конкурентов. Другие ренты, связанные с естественными свойствами земли и человеческих способностей, сохраняться дольше.

Не менее важен вывод, который следовал из всей теории Рикардо: доход землевладельца нетрудовой, незаработанный и возникает благодаря обстоятельствам, а не сообразно усилиям собственника. Рост народонаселения и вызванный им спрос на средства существования определяют прогрессирующую ценность земли, а вместе с ней и дохода. «Землевладельцы, - пишет Стюарт Милль, - составляют в обществе класс, который, оставаясь абсолютно пассивным, прогрессивно обогащается в силу естественного хода вещей». Не будучи продуктом человеческого труда и сбережений, земля и ее недра должны регулироваться обществом, убежден Милль. Однако национализация земли без выкупа была бы несправедливой и потому следует ограничиться конфискацией ренты посредством установления поземельного налога. Кроме того, следует распространять мелкую земельную собственность, способствующую равномерному распределению ренты. Она эффективно сдерживает тенденцию населения к размножению, воплощает трудовое и предпринимательское начало.

Одновременно появились и более радикальные варианты земельных реформ, предусматривающие восстановление общественной собственности на землю. В проекте швейцарского экономиста, создателя теории общего экономического равновесия, Леона Вальраса государство осуществляет выкуп земли у собственников посредством выпуска ипотечных обязательств. Операция рассчитана на 50 лет, по истечении которых капитал будет полностью возмещен, и государство выступит единоличным распорядителем ренты. Тем самым будет реализован базовый принцип справедливого общества: равенство условий, неравенство положений. Человек в таком обществе получает доход на основании труда и сбережений, а государство – доход, порождаемый общественным прогрессом, то есть ренту.

На основании вышеизложенного сделаем некоторые выводы.

1) Земельная рента порождается редкостью хороших земель(ресурсов) и необходимо­стью использования относительно худших земель.

2) Земельная рента бывает двух видов — дифференциальная и абсолютная. Дифференциальная рента является результатом монополии на землю как на объект хозяйства. Абсолютная рента имеет в своей основе моно­полию на землю как на объект частной собственности. Фиксированное предложение земли ведет к тому, что земельная рента определяется спросом на землю.

3) Земельная рента является частным случаем экономической ренты, полу­чаемой любым собственником благ, естественно или искусственно ограни­ченных по сравнению со спросом.

4) Чем выше рента, тем выше цена земли. Последняя не тождественна земельной ренте. Если земельная рента пред­ставляет собой цену услуг земли как фактора производства, то цена на

землю(Pz) определяется на основе капитализации ренты, т. е. представляет собой дисконтированную стоимость рентных платежей.

∑Rt

Pz= ______ (7.1) ,

(1+i)t

где Rt- рентный доход в t-ом году

1/(1+i)t – коэффициент дисконтирования

Рынок капитала и процент.

Капитал— понятие, используемое для обозначения фактора производства, созданного людьми для повышения производительной силы их труда. Ка­питал как таковой экономисты отличают от земли (природных ресурсов), которая не создается в экономической системе. Кроме того, понятие "капи­тал" применяется также для обозначения финансовых активов. Однако экономисты используют понятие капитала и в его физическом смысле — как производительные блага, которые затрачиваются в процессе производ­ства (станки, машины, сырье, материалы, здания и т. п.)..

Физический капитал неоднороден по своей структуре. Элементы капита­ла, функционирующие на протяжении длительного времени и окупающиеся за весь срок своей службы, получили название основного капи­тала. Однократно используемые активы (сырье, материалы), окупающие­ся после каждого производственного цикла, называются оборотным ка­питалом.

Основной капитал подвергается амортизации (износу). Отношение еже­годной суммы амортизации к стоимости основного капитала называется нормой амортизации. Кроме физического износа капитал подвергается моральному износу — уменьшению полезных свойств в глазах пользовате­лей. Моральный износ может быть обусловлен как объективными факто­рами (технический прогресс, перемены в образе жизни), так и чисто субъ­ективными причинами (воздействие моды, рекламы и т. д.). Для уменьше­ния потерь от морального износа фирмы применяют ускоренную аморти­зацию, состоящую в повышении нормы амортизации с целью сокращения ее сроков.

Амортизационные отчисления являются источником простого воспроизвод­ства основного капитала в условиях стабильных цен. При инфляции амор­тизационные отчисления обесцениваются, и предприятия могут быть осво­бождены от уплаты налогов на закупки нового оборудования, что, по сути, представляет собой замену амортизационных отчислений. Процентный доход — это доход на вложенный в бизнес капитал. В основе его лежат издержки альтернативного использования капитала. В неоклас­сической теории процент является результатом уравновешивания пре­дельной рентабельности капитала (MRP) и его предельных издержек (MRC), осуществляющегося на рынке капитала. В кейнсианской теории норма процента есть вознаграждение за расставание с деньгами как наи­более ликвидным активом на определенный срок.

При оценке того или иного инвестиционного решения сопоставляются затраты и результаты, с целью определения эффективности принимаемого решения. Существуют простые и комплексные (с учетом фактора времени) методы инвестиционной оценки.

Упрощенные методы достаточно широко распространены в силу своей простоты и иллюстративности и используются в основном для быстрой оценки решений на предварительных стадиях разработки.

В российской практике широко применяется показатель срок окупаемости капитальных вложений-tок:

tок=Inet/π, (7.2)

где Inet – чистые инвестиции;

π -чистая прибыль

Преимущество этого показателя в том, что приращение прибыли на вложенные инвестции не учитывает ежегодных амортизационных отчислений, которые характеризуют возврат капитальной суммы (инвестиций). При этом приращение чистой прибыли рассматривается как доход на первоначальные инвестиции.

Показатель простой нормы прибыли показывает, какая часть инвестиционных затрат возмещается в виде прибыли в течение одного интервала планирования. Сравнивая расчетную величину простой нормы прибыли с минимальным или средним уровнем доходности, потенциальный инвестор может придти к предварительному выводу о целесообразности продолжения анализа данного решения.

R =1/ tок,* 100% (7.3)

где R - простая норма прибыли

Пример1.

Компания принимает решение об инвестициях. Известны следующие данные ее бухгалтерского баланса.

Млн.руб.

Данные баланса Год осуществления проекта
 
Совокупная балансовая стоимость инвестиций 9 000 9 000 9 000 9 000
Накопленная амортизация 3 000 6 000 9 000
Чистая балансовая стоимость инвестиций 9 000 6 000 3 000
Чистый доход   3 000 2 000 1 000

Стоит ли предпринимать данный проект?

Рассчитаем среднюю отдачу на инвестиции. Для этого найдем среднюю чистую балансовую стоимость инвестиций:

I = (9000+6000+3000)/4 = 4 500

и средний ежегодный чистый доход:

π = (3000+2000+1000)/3 = 2000

Найдем теперь среднюю отдачу на вложенный капитал:

R = π /I = 2 000/4 5000 = 0.44

Проект следует принять, если целевая отдача на капитал для фирмы не ниже 44%.

При расчете стоимости денег во времени исполь­зуются техника сложного процента и дисконтирование. Сложный процент — это начисление процентов на сумму, включающую уже начисленные в пре­дыдущий период проценты.

Процесс роста основной суммы вклада за счет накопления процентов называется начислением сложного процента. Сумма, полученная в результате накопления процента, называется наращенной или будущей стоимостью суммы вклада по истечении периода, за который осуществляется расчет. При этом, первоначальная сумма вклада называется текущей, настоящей, сегодняшней стоимостью.

Если текущую стоимость обозначить через PV (present value), будущую стоимость через FV (future value), ставку процента через r, число периодов через t , получим

FV = PV (1 + r)t (7.4)

Коэффициент (1 + r)t называют коэффициентом начисления сложных процентов.

Для инвестиционных расчетов актуальна и обратная задача: по заданной сумме, которую предлагается уплатить (или получить) через t периодов времени, определить ее стоимость с позиции сегодняшнего дня “настоящую” или текущую стоимость. Это действие (сведение будущих денежных сумм к настоящему моменту времени) называется дисконтированием (disconting).

PV = FV (1 + r)-t (7.5)

Множитель (1 + r)-t называется коэффициентом дисконтирования (коэффициентом текущей стоимости).

Метод дисконтирования предпо­лагает, что будущие денежные средства будут стоить меньше по срав­нению с сегодняшними из-за положительной нормы временных предпочте­ний (более высокой оценки "настоящих благ" по сравнению с "будущими благами").

Двумя наиболее известными методами дисконтирования являются методы чистой дисконтированной стоимости- NPV (net present value) и внутренней ставки дохода IRR (rate of return). Операция дисконтирования обратная расчету слож­ного процента. Она широко используется для оценки проектов, когда затра­ты и доходы распределены на значительное число лет.

NPV = StEt/(1+r)t – I (7.6)

где I – первоначальные инвестиции;

Е – денежные поступления в год t, включая чистую прибыль и амортизационные поступления

r – норма дисконтирования.

Если чистая дисконтированная стоимость проекта положительна, проект следует принять, если отрицательна- отказаться от проекта.

Внутренняя отдача на капитал рассчитывается аналогично NPV (заменяет норму дисконтирования) при условии, что чистая приведенная стоимость равна нулю.

NPV = StEt/(1+IRR)t – I = 0 (7.7)

где IRR – внутренняя отдача на капитал.

Пример2.

Фирма оценила денежные поступления от проекта следующим образом:

Год осуществления проекта
Денежные поступления -1000

Проект требует первоначальных затрат в размере 1000 млн. руб. (что указывается в таблице как отрицательные денежные поступления в нулевой год). Стоит ли предпринимать проект, если норма дисконтирования составляет 10%?

Рассчитаем чистую дисконтированную стоимость проекта:

NPV = StEt/(1+k)t – I

где I – первоначальные инвестиции;

Е – денежные поступления в год t;

k – норма дисконтирования.

NPV = 500/1.1 + 400/(1.1)2 + 300/(1.1)3 + 100/(1.1)4 - 1000 = 78.82

Так как чистая дисконтированная стоимость проекта положительна, проект следует принять.

Такой же вывод можно сделать на основе расчета индекса прибыльности:

PI = (NPV+1000)/1000 = 1.079

В числителе дана дисконтированная стоимость доходов (совокупных денежных поступлений) проекта, а в знаменателе совокупные расходы на проект.

Так как значение индекса прибыльности больше единицы, проект следует принять.

Рассчитаем для этого же проекта внутреннюю отдачу на капитал. Внутренняя отдача на капитал рассчитывается аналогично NPV (заменяет норму дисконтирования) при условии, что чистая приведенная стоимость равна нулю.

NPV = StEt/(1+IRR)t – I = 0

где IRR – внутренняя отдача на капитал.

Подставим конкретные значения:

500/(1+IRR) +400/(1+IRR)2 + 300/(1+IRR)3 + 100/(1+IRR)4 = 0

Откуда получаем значение IRR:

IRR = 14.5%

Внутреннюю отдачу на капитал следует сравнить с целевой нормой прибыли. Пусть в данном случае целевая норма прибыли равняется норме дисконтирования 10%. Поскольку внутренняя отдача на капитал больше целевой нормы дисконтирования, проект следует принять.

Наши рекомендации