Тема 10. Финансовый сектор экономики и основы его
Функционирования
1. Понятие финансов и их функции. Финансовая система и ее структура. Государственные и частные финансы.
2. Налогообложение: сущность, принципы. Виды и функции налогов. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы государственного бюджета. Понятие бюджетного дефицита и бюджетного профицита. Финансовая система Республики Беларусь.
Ключевые понятия и термины
Аккордный налог (lump-sum tax) – налог, который представляет собой постоянную сумму при любом уровне ВВП (GDP).
Акциз (excise tax) – налог на расходы, связанные с приобретением конкретного товара или определенного его количества.
Бюджетный дефицит (budget deficit) – сумма превышения расходов государственного бюджета над его доходами в данный год.
Государственный долг (public debt) – сумма накопленных прошлых бюджетных дефицитов.
Косвенные налоги на деловые предприятия (indirect business taxes) – налоги, которые фирмы включают в издержки производства продукта и перекладывают (целиком или частично) на покупателя путем повышения цены продукта (налог с оборота, акцизный сбор, оплата лицензий и др.).
Кривая Лаффера (Laffer curve) – кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений и выявляющая такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума.
Личный подоходный налог (personal income tax) – налог, которым облагается подлежащий налогообложению доход отдельных лиц.
Налог (tax) – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия.
Налог на добавленную стоимость, НДС (value-added tax, VAT) – налог на разницу между стоимостью проданных предприятием товаров и стоимостью товаров, купленных у других фирм.
Налог на заработную плату (payroll tax) – налог на нанимателей рабочей силы, а также на работников, составляющий определенный процент всей или части суммы, полученной работниками заработной платы.
Налог на имущество, имущественный налог (property tax) – налог на стоимость собственности (капитала, земли, акций, облигаций и других активов), которой владеют фирмы и домохозяйства.
Налог на прибыль корпораций (corporate income tax) – налог на чистый доход (прибыль) корпораций.
Налог с продаж (sales tax) – налог, которым облагаются затраты на большую группу товаров.
Налоговая льгота (tax subsidy) – субсидирование индивидов или отраслей с помощью благоприятных условий налогообложения; например, платежи нанимателя рабочей силы на страхование здоровья вычитаются из налогов на доходы и заработную плату.
Налоговый «клин» (tax «wedge») – косвенные налоги на бизнес и налоги на заработную плату, которые относятся фирмами к издержкам производства и включаются ими в цену производимой продукции; равны цене продукта за вычетом затрат ресурсов на его производство.
Положительное сальдо бюджета, бюджетный излишек(budget surplus) – превышение доходов государственного бюджета над его расходами.
Правительственные (государственные) закупки (government purchases) – денежные платежи правительства, за которые оно получает товары или услуги текущего производства.
Правительственные трансфертные платежи (government transfer payment) – расходование правительством денег, в обмен на которые оно не получает товары и услуги текущего производства.
Предельная ставка налогообложения (marginal fax rate) – доля дополнительного (облагаемого налогом) дохода, которую приходится выплачивать в виде налогов.
Принцип налогообложения получаемых благ (benefits-received principle) – концепция, согласно которой лица, получающие от государства какие-то блага в виде товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования их производства.
Принцип платежеспособности (ability-to-pay principle) – концепция, согласно которой с тех, кто имеет больший доход (или больше богатства), следует взимать абсолютно или относительно больший налог, чем с тех, у кого доход (или богатство) меньше.
Прогрессивный налог (progressive tax) – налог, средняя ставка которого возрастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и снижается по мере сокращения этого дохода.
Пропорциональный налог (proportional tax) – налог, средняя ставка которого остается неизменной при увеличении или сокращении дохода налогоплательщика.
Регрессивный налог (regressive fax) – налог, средняя ставка которого уменьшается (повышается) по мере увеличения (уменьшения) дохода налогоплательщика.
Сбалансированный годовой бюджет (annually balanced budget) – равенство правительственных расходов и налоговых поступлений в течение года.
Средняя ставка налогообложения (average tax rate) – общая сумма выплачиваемого налога, деленная на общий размер облагаемого налогом дохода; налоговая ставка на весь облагаемый налогом доход.
Структурный дефицит (structural deficit) – разность между поступлениями налогов и расходами государственного бюджета в условиях полной занятости.
Функциональное финансирование (functional finance) – использование фискальной политики для обеспечения производства неинфляционного ВВП (GDP) в условиях полной занятости независимо от государственного долга.
Циклически сбалансированный бюджет (cyclically balanced budget) – равенство правительственных расходов и налоговых поступлений в пределах экономического цикла.
Циклический дефицит (cyclical deficit) – дефицит государственного бюджета, вызванный экономическим спадом и обусловленным им сокращением налоговых поступлений.
Чистые налоговые поступления (net taxes) – налоговые поступления правительства минус государственные трансфертные платежи.
Литература: [1, с. 44; 4, с. 138–142; 5, с. 277–286; 7, с. 450–474; 8, с. 412–444; 10, с. 378–401; 14, с. 222–236; 15, с. 381–429; 17, с. 139–145; 18, с. 378–398; 19, с. 559–581].
Задачи и тесты
1. Какие функции выполняют налоги?
а) экономическую, политическую, интеграционную, международную;
б) познавательную, измерительную, коммуникативную;
в) фискальную, регулирующую, социальную, контрольную;
г) сберегательную, инвестиционную, созидательную, социально-рыночную.
2. Какая функция проявляется в налоговых льготах?
а) социальная;
б) фискальная;
в) контрольная;
г) фискальная, регулирующая, социальная, контрольная.
3. К косвенным налогам относятся:
а) плата за землю, налог на недвижимость и др.;
б) подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и др.;
в) налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акциз, таможенная пошлина и др.;
г) все местные налоги.
4. Кто впервые научно сформулировал принципы налогообложения?
а) Дж. М. Кейнс;
б) К.Маркс;
в) А.Смит;
г) А.Маршалл.
5. Что иллюстрирует кривая Лаффера?
а) зависимости между объёмом налоговых поступлений в государственный бюджет и уровнем налоговых ставок;
б) циклический характер развития экономики;
в) степень дифференциации доходов населения;
г) взаимосвязь между уровнем заработной платы и ростом производительности труда.
6. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:
а) сумма активов государства превышает размеры его обязательств;
б) сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений;
в) расходы государства уменьшаются;
г) сумма налоговых поступлений сокращается.
7. Госбюджет, сбалансированный на циклической основе, явился бы следствием:
а) роста государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада;
б) сокращения государственных расходов и увеличения налогов в период экономического спада;
в) роста государственных расходов и снижения налогов в период инфляционного подъема;
г) роста государственных расходов при неизменных ставках налогов в период инфляционного подъема.
8. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет:
а) будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла;
б) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла;
в) не будет оказывать никакого влияния на объем производства и уровень занятости;
г) будет способствовать ослаблению инфляции.
9. Государственный долг – это сумма предшествующих:
а) государственных расходов;
б) бюджетных дефицитов;
в) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков;
г) расходов на оборону.
10. К каким экономическим последствиям может привести государственный долг?
а) сокращению производственных возможностей национальной экономики;
б) перераспределению национального богатства между членами общества;
в) увеличению совокупных национальных расходов;
г) все предыдущие ответы верны.
Ответы: 1. в); 2. а); 3. в); 4. в); 5. а); 6. б); 7. а); 8. б); 9. в); 10. б).