Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие

1. Спрос. Закон спроса. Функция спроса и ее графическая интерпретация Неценовые факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

2. Предложение. Закон предложения. Функция предложение и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы предложения.

3. Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену.

4. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.

Ключевые понятия и термины

Величина спроса(demand volume)– это некоторое количество блага, которое потребитель, группа потребителей или население в целом купит по определенной цене в единицу времени при данных условиях.

Величина предложения(supply volume) – это некоторое количество благ, которое отдельный производитель (продавец) или группа производителей (продавцов) могут произвести и продать по определенной цене в единицу времени при данных условиях.

Закон предложения (law of supply) – прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара или услуги.

Закон спроса (law of demand) – обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу.

Индивидуальный спрос(Individual demand) – спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хочет и может купить на рынке.

Излишек потребителя(Consumer surplus) –разность между максимальной ценой, по которой потребитель готов приобрести товар, и той ценой, которую он за него заплатил.

Излишек производителя(producer surplus) –разность между текущей рыночной ценой товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар.

Кривая предложения (supply curve) – кривая линия графика, показывающая, какое количество определенного товара или услуги продавцы предлагают к продаже по разным ценам в пределах данного периода времени.

Кривая спроса (demand curve) – кривая линия графика, показывающая, какое количество определенного товара или услуги покупатели готовы купить по разным ценам в пределах данного периода времени.

Неценовые факторы спроса(nonprime determinants of demand)–факторы, влияющие на величину спроса на товар, кроме цены данного товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены. К неценовым факторам относятся: доходы покупателей, вкус и предпочтения потребителей, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, ожидания потребителей.

Неценовые факторы предложения(nonprice determinants of supply)–факторы, влияющие на величину предложения товара, кроме цены на данный товар. К неценовым факторам относятся: цены факторов (ресурсов) производства, издержки производства, изменение цен на сопряженные товары, технология производства, величина налогов и субсидий, ценовые и дефицитные ожидания производителей.

Отрасль (industry) – совокупность предприятий, производящих идентичные или схожие товары.

Предложение (supply, S) – это конкретные товары и услуги, которые производители желают произвести и реализовать по определенным ценам в единицу времени в данных экономических условиях.

Равновесная цена (equilibrium price, Pe) – цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны; цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товара или услуги; цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Рыночный спрос (market demand) – это совокупный спрос на товар со стороны всех потребителей на рынке.

Равновесное количество –совпадающие величины спроса и предложения при равновесной цене.

Рыночное равновесие(market equilibrium) –это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквиваленты при приемлемой для потребителя и производителя цене.

Спрос (demand, D) – это конкретные товары и услуги, которые потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени.

Товарный дефицит(trade deficit) – это количество товара, которое покупатели не могут купить по существующей на рынке цене. Дефицит свидетельствует о несовпадении величины спроса и величины предложения и отсутствии уравновешивающей цены.

Товарные излишки(trade surplus) – остаток, излишек; избыток товаров, которые покупатели могут купить по существующей на рынке цене.

Точка равновесия(dot of equilibrium) – точка пересечения (Е) кривой спроса (D) и кривой предложения (S) на графике спроса и предложения. Точка равновесия показывает, что спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются.

Фирма(firm) – группа людей, осуществляющая хозяйственную деятельность с целью получения прибыли, владеющая одним или несколькими предприятиями.

Цена(price, P) – количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

Цена равновесия(eguilibrium price) – равновесная цена (РЕ), которая устанавливается при равенстве величин спроса и предложения.

Литература:[5, с. 93–116; 6, с. 103–114, 121–134; 7, с. 420–437; 8, с. 145–160; 10, с. 38–71; 11, с. 100–107; 14, с. 47–51; 15, с. 90–102; 17, с. 43–50; 18, с. 61–71; 19, с. 89–113; 20, с. 115–155].

Тесты и задачи

1. Величина спроса на товар – это:

а) количество денег, которое все покупатели готовы заплатить за товар;

б) количество товара, которое удовлетворяет потребности покупателей;

в) количество товара, которое производители хотят и имеют возможность продать при данной цене;

г) количество товара, которое потребители готовы приобрести по данной цене.

2. Величина предложения товара – это:

а) количество данного товара на складах всех предприятий;

б) деньги, которые хотят получить за свой товар производители;

в) количество товара, которое производители готовы продать по данной цене;

г) количество товара, которое потребители хотят купить по данной цене.

3. Не вызывает сдвиг кривой предложения следующий фактор:

а) цены на ресурсы;

б) налоги и субсидии;

в) цены на данный товар;

г) производительность труда в производстве данного товара.

4. Спрос – это:

а) субъективное понятие, регулирующее рыночные отношения;

б) потребность в различных благах, основанная не только на желании купить, но и обеспеченная деньгами;

в) нужда или недостаток в чем-то;

г) количество товаров, которое производители готовы поставить на рынок по некоторой цене.

5. Главным фактором изменения величины спроса является:

а) изменение цены товара;

б) привлекательность продавца;

в) вкус потребителя;

г) рост заработной платы.

6. На динамику спроса кроме цены товара влияют:

а) изменение доходов покупателей;

б) изменение вкусов и предпочтений покупателей;

в) количество покупателей;

г) все верно.

7. При росте доходов населения спрос на дешевые товары низкого качества:

а) увеличивается;

б) стабилизируется;

в) не меняется;

г) снижается.

8. Закон спроса – это:

а) прямая зависимость величины спроса от цены;

б) обратная зависимость величины спроса от цены;

в) прямая зависимость величины спроса от цен на другие товары;

г) зависимость спроса от предложения.

9. Зависимость предложения от цены товара выражается:

а) законом спроса;

б) законом предложения;

в) законом цен;

г) законом денежного обращения.

10. Если рыночная цена устанавливается выше равновесной, то возникает:

а) дефицит товара;

б) издержки обращения;

в) избыточный спрос;

г) избыток товара.

11. Рыночное равновесие стабильно, когда:

а) нарушенное равновесие не восстанавливается;

б) нарушенное равновесие быстро восстанавливается вновь;

в) государство не разрешает нарушить равновесие;

г) равновесие не восстанавливается.

12. Цена товара повысилась с 5 денежных единиц до 7 денежных единиц. Объем спроса сократился с 9 млн. денежных единиц до 7 млн. денежных единиц. Эластичность спроса по цене:

а) спрос не эластичен по цене;

б) спрос эластичен по цене;

в) единичная эластичность спроса;

г) невозможно определить.

13. Закон предложения при прочих равных условиях устанавливает:

а) прямую связь между количеством и ценой предлагаемого товара;

б) обратную связь между количеством и ценой предлагаемого товара;

в) прямую связь между предложением и спросом;

г) обратную связь между величиной спроса и предложения.

14. Если спрос на данный товар возрос, а предложение его осталось неизменным:

а) повысится равновесная цена и уменьшится объем продаж;

б) повысится равновесная цена и увеличится объем продаж;

в) уменьшится равновесная цена и снизится объем продаж;

г) изменений не произойдет.

15. Функция спроса на товар Q(D) = 15 – 4P; функция предложения Q(S) = –3 + 5P. Равновесный объем продаж составит:

а) 17;

б) 7;

в) 27;

г) 37.

Ответы: 1. г); 2. в); 3. в); 4. б); 5. а); 6. г); 7. г); 8. б); 9. б); 10. г); 11. б); 12. а); 13. а); 14. а); 15. б).

Задачи:

1. Функция спроса на хлеб:

Q = 100 + 0,5I – 30P1+ 20Р2, где Q – годовая величина спроса; I – доход; Р1 – цена хлеба; P2 – цена макарон.

Определите:

1) функцию годового спроса на хлеб при доходе 10 тыс. у.е. в месяц и цене макарон 250 у.е. за 1 кг;

2) цену, при которой спрос на хлеб будет равен нулю.

Постройте кривую спроса на хлеб. (рис. 5.1)

Решение:

1. Q = 100 + 0,5×10000 – 30 × P1+ 20 × 250 = 10100 – 30Р1.

2. Р1= 336,7.

Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие - student2.ru

Рис. 5.1. Кривая спроса на хлеб

2.Спрос и предложение фирмы на рынке описываются уравнениями: Qd = 200 – 5P; Qs = 50 + P.

Определите параметры равновесия.

Решение. Qd = Qs. 200 – 5P = 50 + P. Р = 25. Равновесный объём равен 75.

Тема 6. Эластичность спроса и предложения

1. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты ценовой эла­стичности спроса. Точечная и дуговая эластичности спроса по цене. Факторы эластично­сти спроса по цене.

2. Перекрестная эластичность спроса. Коэффициенты перекрестной эластичности спро­са. Эластичность спроса по доходу. Коэффициенты эластичности спроса по доходу.

3. Эластичность предложения. Коэффициенты эластичности предложения. Факторы эластичности предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эла­стичность предложения.

4. Практическое значение анализа эластичности. Эластичность спроса по цене и вы­ручка товаропроизводителя. Влияние эластичности на излишек потребителя и излишек производителя. Эластичность спроса и предложения и налоговое бремя.

Ключевые понятия и термины

Долгосрочный, или длительный, период (long-run period) – отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства.

Дуговая эластичность(arc elasticity) – показатель средней реакции величины спроса (предложения) на некотором отрезке кривой на изменение цены товара.

Единичная эластичность (unitary elasticity) – случай, когда коэффициент эластичности равен единице; процент изменения величины спроса или предложения равен проценту изменения цены.

Краткосрочный, или короткий, период (short-run period) –отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить объем использования всех производственных факторов. Объем производства можно менять только за счет переменных факторов производства.

Малоценные товары (inferior goods) – товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода (товары низкого качества).

Мгновенный период (immediate period) – период в деятельности фирмы, когда количество всех используемых факторов остается постоянным.

Неэластичное предложение(inelastic supply) – коэффициент эластичности такого предложения меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема предложения.

Неэластичный спрос(inelastic demand) – коэффициент эластичности такого спроса меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема спроса.

Обычный товар(normal good)– товар, спрос на который при росте дохода увеличивается.

Перекрестная эластичность спроса(cross elasticity) – эластичность спроса на одно благо относительно изменения цен на другое благо.

Совершенно неэластичное предложение(perfectly inelastic supply) – ситуация, при которой изменение цены не влечет за собой изменения величины предложения товара; величина предложения одинакова при любых ценах.

Совершенно неэластичный спрос(perfectly inelasticity demand)– ситуация, при которой изменение цены не влечет за собой изменения величины спроса на товар; величина спроса одинакова при любых ценах.

Совершенно эластичное предложение(perfectly elastic supply) – ситуация, при которой изменение величины предложения не требует изменения цены товара; продавцы готовы увеличить объем предложения товара по неизменной цене.

Совершенно эластичный спрос (perfectly elasticity demand) – ситуация, при которой изменение величины спроса не требует изменения цены товара; ситуация, при которой покупатели готовы покупать весь имеющийся на рынке товар по неизменной цене.

Товары Гиффена(Giffen goods) – товары, спрос на которые растет с ростом цены товара.

Товары первой необходимости(first necessity goods) – товары, спрос на которые вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне.

Товары роскоши(luxury goods) – товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода.

Точечная эластичность(point elastic) – определяется значением тангенса угла касательной к кривой спроса с осью абсцисс.

Эластичное предложение(elastic supply) – коэффициент эластичности такого предложения больше единицы; процент изменения величины предложения больше процента изменения цены товара.

Эластичность(elasticity) – мера реакции одной переменной на изменение другой переменной.

Эластичность спроса (предложения) по цене (price elasticity of demand (supply)) – показывает относительное изменение объема спроса (предложения) под влиянием изменения цены на 1 %.

Эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand, Edi) – отношение процентного изменения спроса на продукт к процентному изменению дохода.

Эластичный спрос (elastic demand) – спрос, для которого коэффициент эластичности больше единицы; процент изменения величины спроса больше процента изменения цены товара.

Литература: [5, с. 117–130; 6, с. 423–430; 7, с. 134–140; 8, с. 183–206; 10, с. 83–100; 11, с. 107–114; 14, с. 50–51; 15, с. 102–105; 18, с. 70–78; 19, с. 72–76; 20, с. 113–118].

Тесты и задачи

1. Эластичность спроса по цене – это:

а) изменение спроса при изменении дохода;

б) мера реакции процентного изменения величины спроса при изменении цены на 1 %;

в) изменение величины спроса при изменении цены;

г) изменение величины спроса при изменении величины предложения.

2. Коэффициент эластичности спроса по цене изменяется:

а) от 0 до ∞;

б) от 0 до 1;

в) от 1 до ∞;

г) от – ∞ до + ∞.

3. Если цена сократится на 1 %, а величина спроса увеличится на 2 %, то этот спрос:

а) эластичный;

б) неэластичный;

в) абсолютно эластичный;

г) абсолютно неэластичный.

4. Если спрос эластичен, то коэффициент эластичности спроса по цене:

а) равен 1;

б) меньше 1;

в) больше 1;

г) равен нулю.

5. Кривая абсолютно неэластичного спроса по цене:

а) вертикальна;

б) горизонтальна;

в) восходящая;

г) нисходящая.

6. Кривая абсолютно эластичного спроса по цене:

а) вертикальна;

б) горизонтальна;

в) восходящая;

г) нисходящая.

7. Перекрестная эластичность спроса характеризует относительное изменение:

а) спроса на одно благо при изменении цены на другое благо;

б) спроса на одно благо при изменении предложения другого блага;

в) спроса на одно благо при изменении дохода потребителя;

г) изменение спроса на данное благо при изменении его предложения.

8. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене имеет положительное (˃ 0) значение, то блага являются:

а) взаимозаменяемыми (субституты);

б) взаимодополняемыми (комплементарными);

в) независимыми;

г) высококачественными.

9. Если цена на продукцию повышается при неэластичном спросе, то выручка:

а) сокращается;

б) растет;

в) не изменяется;

г) нет устойчивой зависимости.

10. Если цена на продукцию повышается при эластичном спросе, то выручка:

а) сокращается;

б) растет;

в) не изменяется;

г) нет устойчивой зависимости.

11. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса меньше нуля, то блага являются:

а) взаимозаменяемыми;

б) взаимодополняемыми;

в) нейтральными;

г) высококачественными.

12. Товар относится к высококачественному (нормальному), если коэффициент эластичности спроса по доходу:

а) меньше 0;

б) больше 0, но меньше 1; (0 < EI < 1);

в) больше 1;

г) равен 1.

13. Если коэффициент эластичности предложения по цене больше 1, то предложение:

а) эластично;

б) неэластично;

в) единичной эластичности;

г) абсолютно неэластично.

14. Кривая абсолютно неэластичного предложения по цене представляет собой линию:

а) горизонтальную;

б) вертикальную;

в) восходящую;

г) нисходящую.

Ответы:1. б); 2. а); 3. а); 4. в); 5. а); 6. б); 7. а); 8. б); 9. б); 10. а); 11. б); 12. в); 13. а); 14. б).

Задача. Функция спроса на товар Х имеет следующий вид:

QХ = 10 – 2PХ + 0,5PY,

где PХ, PY – рыночные цены товаров Х и Y.

Цена товара Х изменяется с 3 до 4 руб., товара Y – с 9 до 10 руб.

Определите:

а) коэффициент эластичности спроса по цене на товар Х;

б) коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар Х в зависимости от изменения цены товара Y;

в) к какой группе (комплементы, субституты или нейтральные) относятся товары Х и Y?

Решение: а) определим величину спроса на товар Х при цене 3 руб. и цене товара Y в 9 руб.: Qx1 = 10 – 2 Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие - student2.ru 3 + 0,5 Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие - student2.ru 9 = 8,5 ед. Затем рассчитаем величину спроса на товар Х при изменении его цены с 3 до 4 руб. и неизменной цене товара Y в 9 руб.: Qx2 = 10 – 2 Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие - student2.ru 4 + 0,5 Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие - student2.ru 9 = = 6,5 ед. Эластичность спроса на товар Х на данном отрезке составит: ЕdХ = ((6,5 – 8,5):(8,5 + 6,5)):((4 – 3):(4 + 3)) ≈ 0,93; ЕdХ < 0, следовательно, спрос на товар Х по цене неэластичен;

б) при изменении цены товара Y с 9 до 10 руб. величина спроса на товар Х изменится до Qx2 = 10 – 2 Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие - student2.ru 3 + 0,5 Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие - student2.ru 10 = 9 ед. Перекрестная эластичность спроса на товар Х на данном отрезке составит: ЕdХY = ((9 – 8,5):(8,5 + 9)):((10 – 9):(10 + 9)) ≈ 0,54;

в) ЕdХY ˃ 0, следовательно Х и Y являются товарами-субститутами, т.е. при росте цены на товар Y увеличивается спрос на товар Х.

Наши рекомендации