Тема 8. Стабилизационная государственная политика
1. Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики.
2. Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь.
3. Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь.
Ключевые понятия и термины
Антиинфляционная политика (antiinflationary policy) – совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.
Безработица (unemployment) – социально-экономическое явление, при котором часть населения не может найти себе работу.
Денежно-кредитная политика (monetary policy) – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.
Занятость (employment) – система отношений между людьми по поводу обеспечения рабочими местами и участия в хозяйственной деятельности, определяемая особенностями способа производства.
Инструменты фискальной политики (tools of the fiscal policy) – инструменты используемые государством при проведении стабилизационной политики для регулирования экономики за счет манипуляций государственным бюджетом. Включают в себя инструменты налоговой, бюджетной и долговой политики государства.
Стабилизационная политика (stabilization policy) – набор мер макроэкономического характера, направленных на достижение состояния экономики, наиболее близкое к равновесию при полной занятости, а также удержание экономики вблизи этого равновесия.
Стагфляция (stagflation) – инфляция, сопровождаемая падением производства и высоким уровнем безработицы в стране; одновременное повышение уровня цен и уровня безработицы.
Фискальная политика(fiscal policy) – изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного национального продукта.
Литература:[2, с. 8–30, 69–75; 3, с. 241–253; 4, с. 338–360; 5, с. 223–230; 7, с. 118–120, 144–146; 10, с. 259–269, 289–305; 12, с. 166–170; 13, с. 229–237; 14, с. 458–461, 484–489; 17, с. 326–340]
Тесты и задачи
1. К функциям государства в рыночной экономике не относится:
а) законотворческая деятельность;
б) поддержание конкурентоспособной среды;
в) установление цен на продукцию частного сектора;
г) антициклическое регулирование экономики.
2. Макроэкономическое равновесие проявляется в достижении:
а) равенств между доходами и расходами государственного бюджета;
б) полной занятости и относительного стабильного уровня цен в народном хозяйстве;
в) равенства совокупных расходов и национального дохода в рекламном секторе экономики;
г) все ответы неверны.
3. Проводимая государственными органами управления фискальная политика влияет:
а) только на предприятия государственного сектора экономики;
б) только на домохозяйства;
в) только на предприятия и домохозяйства;
г) на всех макроэкономических субъектов.
4. В национальной экономике наблюдается ситуация с полным использованием всех производственных ресурсов, сопровождающаяся, однако, высокой инфляцией. Какие меры государственного регулирования могут способствовать в этих условиях снижению темпов инфляции%
а) увеличение налоговых ставок и покупка государственных облигаций на открытом рынке;
б) снижение ставок налогов и продажа государственных облигаций на открытом рынке;
в) сокращение государственных расходов и продажа государственных облигаций на открытом рынке;
г) увеличение государственных расходов и покупка государственных облигаций на открытом рынке.
5. Необходимость государственного регулирования экономики обосновывается представителями такого направления экономической теории, как:
а) классического;
б) неоклассического;
в) кейнсианского;
г) все ответы верны.
6. Неравномерность в распределении личных доходов характерна для:
а) рыночной экономики;
б) командно-административной экономики;
в) традиционной экономики;
г) все ответы верны.
7. Проводимая государством денежно-кредитная политика:
а) не зависит от налоговой политики государства;
б) не зависит от антициклического регулирования экономики;
в) зависит от фискальной политики и всех других государственных регулирующих воздействий на экономику;
г) все ответы неверны.
8. В национальной экономике наблюдается ситуация с полным использованием всех производственных ресурсов, сопровождающаяся, однако, высокой инфляцией. Какие меры государственного регулирования могут способствовать в этих условиях снижению темпов инфляции:
а) увеличение налоговых ставок и покупка государственных облигаций на открытом рынке;
б) снижение ставок налогов и продажа государственных облигаций на открытом рынке;
в) сокращение государственных расходов и продажа государственных облигаций на открытом рынке;
г) увеличение государственных расходов и покупка государственных облигаций на открытом рынке.
9. Беларусь на современном этапе стремится:
а) к чистой рыночной экономике;
б) к социально-ориентированной рыночной экономике;
в) к рыночной экономической системе с высоким уровнем жизни;
г) к экономике с высокой долей государственного регулирования.
10. Какие социальные группы людей более всего нуждаются в государственной поддержке в условиях быстрой инфляции:
а) лица, у которых рост номинальных доходов отстает от роста цен;
б) участники «теневой» экономики;
в) лица с фиксированными номинальными доходами;
г) предприниматели, производящие потребительские товары.
Задача. Пусть кривая Филипса задана следующим уравнением:
π = π–1 – 0,6 (u – 0,06).
Если в соответствии с законом Оукена отклонение безработицы от естественного уровня на 1 процентный пункт соответствует изменению уровня ВВП на 2 процента, то каким будет коэффициент потерь от борьбы с инфляцией?
Ответы:1. в); 2. б); 3. г); 4. в); 5. в); 6. г); 7. в); 8. в); 9. б); 10. в).
Решение задачи: По условию задачи, отклонение фактического уровня безработицы от естественного на 1 процентный пункт соответствует изменению ВВП на 2 процента. В данном случае фактический уровень безработицы выше естественного на 10 процентных пунктов. Следовательно, ВВП должен снизиться на 20 процентов. Коэффициент потерь показывает, сколько процентов годового объема ВВП необходимо принести в жертву, чтобы снизить инфляцию на 1 процентный пункт. Разделив 20 процентов падения ВВП на 6 процентных пунктов снижения инфляции, получим коэффициент потерь: 20:6 = 3,3.