Тема 3. Равновесие товарного рынка в кейнсианской модели
1. Методологические основы кейнсианского подхода. Несоответствие инвестиционных планов и планов сбережений. Краткосрочная негибкость цен и заработной платы.
2. Кейнсианская функция потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению. Функция сбережений. Средняя и предельная склонности к сбережению. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений.
3. Альтернативные теории потребления.
4. Инвестиции. Функция спроса на инвестиции. Планируемые и фактические инвестиции. Факторы, определяющие объем инвестиций. Нестабильность инвестиций. Инвестиции и доход. Понятие мультипликатора и акселератора инвестиций.
5. Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели. Фактические и планируемые совокупные расходы. Определение равновесного объема выпуска методами сопоставления совокупных расходов и доходов и инвестиций и сбережений. Парадокс бережливости.
6. Равновесие и ВВП в условиях полной занятости (потенциальный уровень реального ВВП). Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы. Государство в кейнсианской модели.
7. Взаимосвязь модели AD–AS и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.
Ключевые понятия и термины
Вертикальный отрезок (vertical range) – вертикальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором отражается полный объем производства при условии полной занятости при различных уровнях цен.
Горизонтальный отрезок (horizontal range) – горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения, вдоль которого уровень цен остается постоянным при изменении объема внутреннего производства.
Параметры (детерминанты) совокупного предложения (determinants of aggregate supply) – неценовые факторы, которые влияют на изменение совокупного предложения (приводят к сдвигу кривой AS).
Параметры (детерминанты) совокупного спроса (determinants of aggregate supply) – неценовые факторы, которые влияют на изменение совокупного спроса (сдвиги кривой совокупного спроса).
Промежуточный отрезок (intermediate range) – восходящий отрезок кривой совокупного предложения, лежащий между ее горизонтальным и вертикальным отрезками.
Равновесный валовой внутренний продукт (equilibrium gross domestic) – 1) такая величина валового внутреннего продукта, при которой общий объем конечных товаров и услуг (внутреннее производство) равен объему потребляемых товаров и услуг (общие расходы);
2) реальный внутренний продукт, при котором кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения.
Равновесный уровень цен (equilibrium price) – уровень цен, при котором кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения.
Совокупное предложение (aggregate supply) – это общее количество конечных товаров и услуг, которое может быть предложено (произведено) в экономике при разных уровнях цен.
Совокупный спрос – совокупное предложение (модель) (aggregate demand – aggregate supply model) – макроэкономическая модель, в которой показатели совокупного спроса и совокупного предложения используются для определения цен реального внутреннего продукта.
Совокупный спрос (aggregate demand) – график или кривая, показывающая, на какой общий объем товаров и услуг может быть предъявлен спрос (или какой объем может быть куплен) всеми потребителями (домохозяйствами, предпринимателями, государством, иностранными государствами) при различных уровнях цен за определенный период.
Шок (срыв) предложения (supply shock) – резкое нарушение предложения какого-то товара или группы товаров, связанных между собой.
Эффект богатства (реальных наличных средств, реальных кассовых остатков, эффект Пигу) (real balances effect) – рост (снижение) уровня цен имеет тенденцию снижать (повышать) реальную стоимость (или покупательную способность) накопленного богатства в виде финансовых активов с фиксированным денежным выражением, а в результате и сокращать (увеличивать) совокупные расходы.
Эффект импортных закупок (foreign purchases effect) – обратная связь между чистым объёмом экспорта страны и существующим в ней уровнем цен, а также уровнем цен в других странах.
Эффект процентной ставки (эффект Кейнса) (interest-rate effect) – повышение (снижение) уровня цен, приводящее к повышению (снижению) спроса на деньги; при неизменном их предложении повышается (понижается) процентная ставка и в результате снижается (повышается) объём совокупных расходов.
Эффект храповика, или инерционный эффект (ratchet effect), – тенденция уровня цен к повышению в случае возрастания совокупного спроса; тенденция уровня цен к сохранению стабильности в случае сокращения совокупного спроса.
Литература: [3, с. 81–126; 4, с. 79–97; 5, с. 52–86; 7, с. 37–70; 9, с. 416–435; 10, с. 144–203; 12, с. 43–70; 13, с. 71–108; 14, с. 212–214; 17, с. 75–87].
Задачи и тесты
1. Кейнсианский отрезок на кривой совокупного предложения:
а) имеет положительный наклон;
б) имеет отрицательный наклон;
в) представлен вертикальной линией;
г) представлен горизонтальной линией.
2. Когда экономика находится в стадии депрессии, то в краткосрочном периоде рост AD приведет:
а) к повышению цен, но не окажет влияния на динамику ВВП в реальном выражении;
б) к увеличению объема ВВП в реальном выражении, но не окажет влияния на уровень цен;
в) к повышению и уровня цен, и объема ВВП в реальном выражении;
г) к повышению цен и сокращению объема ВВП в реальном выражении.
3. Кейнсианская модель предполагает:
а) вертикальную кривую AS на уровне потенциального ВВП;
б) горизонтальную кривую AS на некотором уровне цен, соответствующем уровню ВВП ниже потенциального;
в) кривую AS с небольшим положительным наклоном, отражающую воздействие эффекта процентных ставок;
г) вертикальную кривую AD.
4. Когда все ресурсы задействованы, достигнут потенциальный объем ВВП, то рост совокупного спроса ведет к:
а) увеличению предложения товаров;
б) снижению цен при неизменном предложении товаров;
в) росту цен при неизменном предложении;
г) все вышеперечисленное.
5. Личные потребительские расходы домохозяйств – это:
а) расходы домохозяйств на приобретение товаров и услуг длительного пользования;
б) расходы домохозяйств на приобретение товаров и услуг длительного и кратковременного пользования;
в) трансфертные платежи и налоги;
г) расходы домохозяйств на приобретение товаров и услуг и личные налоги.
6. Совокупный спрос в макроэкономике – это:
а) государственные расходы и инвестиционный спрос предприятий;
б) спрос домохозяйств и чистый экспорт;
в) спрос всех макроэкономических субъектов экономики;
г) спрос домохозяйств и инвестиционный спрос предприятий.
7. Объем потребления и объем сбережений в сумме равны:
а) объему дохода;
б) больше дохода в условиях экономического роста;
в) всегда меньше дохода;
г) меньше дохода в условиях кризиса.
8. Предельная склонность к потреблению – это:
а) прирост потребления по отношению к приросту сбережений;
б) соотношение между объемом потребления и дохода;
в) прирост объема потребления на единицу прироста дохода;
г) все вышеперечисленное не верно.
9. Сбережения – это:
а) все накопленное имущество домохозяйств и сбережения населения;
б) реальные кассовые остатки всех рыночных субъектов;
в) часть дохода, вложенная в ценные бумаги;
г) часть дохода домохозяйств, неизрасходованная в данном периоде времени.
10. Инвестиции – это:
а) часть дохода, неизрасходованная в текущем периоде;
б) вложения во все виды производственных и непроизводственных ресурсов;
в) приобретение недвижимости;
г) приобретение товаров длительного пользования, а также валюты и золота.
11. Дж. М. Кейнс утверждает, что объем потребительских расходов в стране зависит, прежде всего, от:
а) места жительства потребителя;
б) возраста членов семьи;
в) темпов прироста предложения денег;
г) уровня располагаемого дохода.
12. Связь между предельной склонностью к потреблению и к сбережению выражается в том, что:
а) их сумма равна 1;
б) отношение между ними характеризует среднюю склонность к потреблению;
в) их сумма равна располагаемому доходу;
г) их сумма равна 0.
13. Если люди не тратят весь свой доход на потребление и помещают неизрасходованную сумму в банк, то можно сказать, что они:
а) сберегают, но не инвестируют;
б) инвестируют, но не сберегают;
в) не сберегают и не инвестируют;
г) и сберегают, и инвестируют.
Задача.Экономика описана следующими данными:
Y = C + I
C = 100 + 0,8 Y
I = 50
Определите:
а) равновесный уровень дохода;
б) равновесный уровень сбережений и потребления.
Ответы:1. г); 2. б); 3. б); 4. в); 5.б); 6. в); 7. а); 8. в); 9. г); 10. б); 11. г); 12. а); 13.а).
Решение.
а) Первоначальный равновесный уровень выпуска может быть найден в результете решения уравнения
Y = C + I = 100 + 0,8Y + 50.
После алгебраических преобразований имеем значение равновесного объема производства:
Y = 750.
б) В равновесии соблюдается равенство сбережений и инвестиций, то есть равновесный уровень сбережений S = I = 50. Равновесный уровень потребления равен:
C = Y – S = 750 – 50 = 700.
Равновесный уровень потребления может быть найден и из потребительской функции после подстановки в нее равновесного дохода:
C = 100 + 0,8 × 750 = 100 + 600 = 700.
Ответ: C = 700.