Правила построения библиографического списка
Список источников литературы в курсовой работе должен быть упорядочен. При этом используется смешанный принцип построения списка, когда внутри главных разделов применяется иной способ упорядочения источников.
При составлении библиографического списка выделяется три главных раздела, формируемых по видам включаемых в них изданий:
· нормативно-правовые и правоприменительные акты;
· прочие источники, опубликованные на русском языке;
· иностранная литература.
Внутри первого раздела записи располагают по убыванию юридической силы:
- основной закон (Конституция РФ);
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы: сначала кодифицированные, затем обычные;
- законы субъектов РФ;
- юридические акты Президента РФ;
- юридические акты Правительства РФ;
- юридические акты министерств, ведомств и др. органов исполнительной власти РФ;
- юридические акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
- юридические акты органов местного самоуправления;
- локальные юридические акты различных предприятий и организаций.
Акты одинаковой юридической силы располагаются в обратном хронологическом порядке: от наиболее свежих юридических актов к актам с более ранней датой издания.
Внутри второго и третьего разделов используется алфавитный способ упорядочения литературных источников. Суть этого способа состоит в том, что фамилии авторов и заголовки работ (если автор не указан) размещаются по алфавиту. При расположении отдельных записей пользуются следующими правилами:
· при совпадении первых слов записи упорядочивают по вторым словам в алфавитном порядке;
· в случае нескольких работ одного автора - по заголовкам работ в алфавитном порядке;
· при авторах-однофамильцах – по инициалам в алфавитном порядке;
· при нескольких работах авторов, написанных в соавторстве – по фамилиям соавторов в алфавитном порядке.
Необходимо подчеркнуть, что библиографический список имеет единую сквозную нумерацию, проходящую через все разделы.
2.7 Работа студента с отзывом и защита курсовой работы
В конце курсовой работы студент ставит свою подпись и указывает дату ее сдачи на кафедру для рецензирования.
Курсовая работа должна быть надлежащим образом скреплена. Это предполагает, что при многократном обращении к ней, она должна сохранять свою целостность, то есть не рассыпаться на отдельные листы. Поэтому работы, листы которых скреплены обычной скрепкой, либо вообще не скреплены, а просто вложены в полиэтиленовый файл или папку, приниматься не будут.
Конечный срок сдачи курсовой работы определяется кафедрой и доводится до сведения студентов в начале семестра. Отзыв (рецензия) на курсовую работу - это, с одной стороны, форма контроля и оценки проделанной студентом работы со стороны преподавателя, а, с другой, форма оказания помощи студенту в глубоком овладении курсом и конкретно материалом по данной теме. Отзыв (рецензия) несет на себе и большую воспитательную, и организующую роль в самостоятельной работе студента.
Форма отзыва (см. Приложение 9) предполагает, что интегральная оценка студента за курсовую работу складывается из двух частей: оценки за соответствие работы предъявляемым формальным требованиям и оценки за содержание и может служить основой для конечной оценки, выставляемой преподавателем.
Защита курсовой работы является важным этапом выполнения данной научной работы. Получив через некоторое время обратно свою курсовую работу с отзывом научного руководителя, студент начинает готовиться к ее защите, то есть демонстрации знаний темы, умения отстаивать изложенный материал, аргументировать свои выводы и предложения.
Отзыв содержит предварительную оценку, которая может измениться в ту или иную сторону в зависимости от результатов защиты курсовой. При работе с отзывом студент особое внимание должен уделить анализу отмеченных недостатков, методическим советам преподавателя по их устранению, обратив внимание и на постраничные замечания рецензента.
Если текст курсовой работы является дословным переписыванием материала из источника, то за такую работу выставляется оценка «неудовлетворительно» и студент должен написать и представить другую курсовую работу, но уже на новую тему. Во всех остальных случаях студент, если есть существенные замечания, дорабатывает ее и приходит на защиту.
Защита курсовой работы должна состояться в срок до начала текущей зачетной сессии. Процедура защиты предполагает устную форму ответов студента на вопросы, задаваемые рецензентом по теме курсовой. По усмотрению научного руководителя процедура защиты курсовой работы может носить характер двустороннего взаимодействия (преподаватель - студент), а может быть и публичной - происходить в студенческой группе, возможно, в некоторых случаях с привлечением других преподавателей кафедры.
На защите студент должен кратко изложить содержание своей работы, поставленные в ней проблемы, привести сведения об источниках, на основе которых она написана. Студент должен заранее продумать ответы на наиболее общие вопросы, которые могут быть заданы, а также ответы к специальным вопросам, относящимся конкретно к теме его исследования.
Можно указать следующие примерные наиболее общие вопросы, на которые должен ответить каждый студент в процессе защиты своей курсовой работы:
1. Почему Вы выбрали эту тему для своего исследования? В чем заключается ее актуальность?
2. Как отражена в Вашем исследовании связь с актуальными проблемами экономики России?
3. Какие цели и задачи Вы ставили в своем научном исследовании? Что Вы хотели доказать? Что нового Вы узнали в изучаемом Вами дополнительном материале по сравнению с учебной литературой?
4. На каких основных источниках Вы основывали написание своей курсовой работы? Что показалось Вам интересным в той или иной работе, что конкретно Вы использовали в своей курсовой работе? С кем из авторов Вы согласны по ряду дискуссионных вопросов, а с кем - нет?
5. Какие выводы и предложения по своей теме исследования Вы сделали; каков основной итог Вашей работы?
6. Собираетесь ли Вы продолжать свои исследования по данной теме в будущем? Если да, то по каким основным направлениям?
7. Чем Вам могут помочь знания, полученные в данной области, в Вашей дальнейшей научной и практической работе?
Если студент хорошо подготовился к защите и дал исчерпывающие ответы на вопросы, учел замечания, содержащиеся в отзыве, а, возможно, ответил и на дополнительные вопросы преподавателя, то окончательная оценка курсовой работы может быть повышена по сравнению с первоначальной (предварительной) оценкой рецензента, отраженной в отзыве. Оценка заносится в ведомость, составленную деканатом соответствующего института, а также в зачетную книжку студента.
К экзамену студент допускается только после получения положительной оценки за курсовую работу по данной учебной дисциплине.
Лучшие курсовые работы, выполненные по наиболее актуальной тематике, в которых продемонстрирован творческий и научный подход к ее изложению, могут быть рекомендованы на научные студенческие конференции по линии Студенческого Научного Общества (СНО) и конкурсы по линии Вольного Экономического Общества (ВЭО России) или Комитета по делам молодежи при Правительстве Республики Башкортостан.