Затраты в длительном периоде
Определяются 3 показателя:
1. Общие
2. Средние
3. Предельные
Их динамика определяется переменной отдачей от масштаба.
1.Выпуск ↗ быстрее, чем затраты ресурсов (себестоимость снижается)
2.Постоянная отдача.
3.Затраты ↗ быстрее, чем выпуск ( убывающая отдача).
Затраты длительного и короткого периодов связаны между собой.
Если хотим q2, то надо расширяться.
Короткий период- на сегодняшний день, длительный - планируем.
· При переходе к бесконечно малым изменениям q кривая LAC огибает все возможные кривые AC в точке их min и выполняется соотношение: MC=ACmin=LAC
· При постоянной отдаче от масштаба это соотношение имеет вид: MC=ACmin=LACmin=LAC
Предложение в длительном периоде
В длит.периоде предложение - это тот объем продукции, кот. можно произвести на всех мощностях, включая доп. созданные. В этом случае все факторы пр-ва рассм. как переменные. Продолжительность длительного периода такова, что предприятие имеет возм-ть пересмотреть все стороны своей политики, вып-ть действующие к началу периода контракты, заменить устаревшее оборудование.
Увеличить объем производства мужских сорочек можно гораздо быстрее, чем производство автомобилей. В теч. длительного периода изменяются не только переменные, но и постоянные затраты под влиянием разл. факторов.
Это приводит к тому, что в отд. периоды по-разному формир. цена товара: если в мгновенном пер. на нее влияет спрос, то в двух др. периодах усил. влияние затрат пр-ва, кот.в длит. периоде оказыв. уже определяющее влияние на цену.
Предп., что D – первонач. полож. линии спроса, а Р* и Q*-соотв. равновесн. цена и объем. Затем предп., что спрос на данный товар возрос, отсюда и лин. спроса сдвин. в положение D1.В длит.периоде увел.Использ. ресурсов, что приводит к дальнейшему сдвигу линии предложения до положения LS. Таким образом, достигается устойчивое равновесие, соответствие спроса и предложения при равновесной цене Р3 и равновесном объеме Q3.
Типы товарных рынков
Общая классификация типов рынков:
По экономическому назначению объектов:
Основным критерием классификации основных типов товарных рынков является х-р и степень свободы конкуренции. На основе этого критерия выделяют следующие типы мировых товарных рынков:
- р.совершенно (свободной) конкуренции;
- р.«чистой» монополии;
- р.монополистической конкуренции;
- олигопольный р. (р. конкуренции немногих поставщиков).
Характерными чертами рынка совершенной (свободной) конкуренцииявляются:
- значительное количество конкурирующих между собой продавцов и покупателей;
- относительная однородность поставляемой на данныйр. продукции.
Специфика р.«чистой» монополиисостоит в том, что здесь господствует один поставщик данного товара, который и является монополистом. Он диктует цены на рынке и изменяет их, сочетая эти операции с соответствующими изменениями в объеме продаж товара. При этом на практике продавец-монополист вынужден исходить не из максимальной, а из некой оптимальной цены, которая формируется с учетом широкого комплекса ценообразующих факторов.
Р.монополистической конкуренции предполагает сосуществование нескольких фирм-монополистов. При этом каждая из указанных фирм выпускает продукцию несколько отличающуюся от продукции фирм-конкурентов. Тем самым складывается ситуация, когда покупатели совсем необязательно начнут покупать товары других фирм в случае незначительного повышения цен на них у данной фирмы–монополиста. Дифференциация товаров в данной ситуации делает фирму монополистом на особую разновидность одного и того же вида продукции.
В модели монополистической конкуренции подразумевается, что хотя каждая фирма в действительности конкурирует с другими, она до известного предела может вести себя как монополист.
На олигопольном рынке имеет место конкуренция немногих фирм-поставщиков, которые по существу делят крупные сегменты рынка. Как правило, при этом фирмы заключают между собой соответствующие соглашения. Формой, связанной с олигопольными рынками, является картель – соглашение, устанавливающее обязательства для всех фирм-участниц по объемам производства и реализации продукции, доле (квоте) каждого из участников в общем объеме производства и сбыта продукции, по ценам, условиям найма рабочей силы, обмену патентами. Международным картелем является ОПЕК.
Чистая монополия
Чистая монополия — ситуация когда на рынке работает единственный производитель или продавец продукции у которой нет близких аналогов.
Фирму принято считать чистым монополистом, если она выступает в качестве единственного производителя данного товара. Выпускаемая ею продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен.
Чистой монополии свойственны следующие черты:
1. Единственный продавец. В условиях чистой монополии одна фирма производит данный товар или оказывает услугу, то есть понятие фирма и отрасль совпадают.
В масштабах страны встречается редко, но в пределах маленького города явление вполне реальное.
2. Нет близких заменителей. Фирма производит такой уникальный продукт, который не имеет близких заменителей. Это означает, что у покупателя нет альтернативного выбора, а у производителя нет необходимости рекламировать свой товар.
3. Установление цены. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выступает как «принимающая цену», то чистый монополист диктует цены. При нисходящей кривой спроса на свой продукт фирма повышает или понижает цены, изменяя объем производимого продукта
4. Барьеры для вступления в отрасль.Вступление в отрасль новых производителей заблокировано юридически или экономически.
Монопольное положение фирмы может быть «естественным», но может быть создано искусственно. Это зависит от причин ее порождающих.
Существует три причины:экономия от масштаба;контроль над редкими и очень важными ресурсами;государственное ограничение притока новых производителей. Типичный пример естественной монополии - муниципальные коммунальные службы.