Эволюция идей о предмете экономической науки

Формирование смешанной экономики и её особенности.

Смешанная экономика - это такая экономическая система, которая сочетает в себе различные формы собственности (частную, коллективную, государственную) и два механизма макроэкономического регулирования: рыночный и государственный. Однако в каждой стране со смешанной экономикой соотношение между рыночным и государственным регулированием, или распределение регулирующих функций между рынком и государством, является неодинаковым. В одних странах государство играет большую, в других - меньшую роль в регулировании экономики. Можно выделить три типичные модели смешанной экономики.

Американская модель. Основу американской модели составляет система всемерного поощрения предпринимательства, достижения личного успеха, обогащения наиболее активной части населения. Задача социального равновесия граждан при этом остро не ставится, а прямое государственное вмешательство в экономику является незначительным и охватывает такие вопросы, как определение правил игры на рынке, использование бюджетной системы, перераспределение доходов через налоговые механизмы и другое.

Японская модель. Для этой модели характерно активное не вмешательство государства в экономику. Развитие экономики подчиняется общим национальным задачам, большую роль играет экономическое планирование (индикативное). Решением социальных задач непосредственно занимаются корпорации и объединения.

Шведская модель. Характерной особенностью этой модели является ее социальная направленность на уровне государственной политики. Сокращение имущественного неравенства достигается за счет перераспределения дохода через бюджет в пользу менее обеспеченных слоев населения. В государственном бюджете аккумулируется более 50% валового внутреннего продукта.

Модель смешанной экономики в каждой стране зависит, прежде всего, от индивидуальных факторов (природные, демографические, технические, место страны в мировом хозяйстве и другое), целей и приоритетов государственной политики. С изменением этих условий вносятся изменения и в модель смешанной экономики.

Субъектами смешанной экономики являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство. Вступая в экономические отношения между собой, каждый из них выполняет соответствующие функции. Так, домашние хозяйства являются владельцами экономических ресурсов (рабочей силы, материальных ресурсов, общественного капитала). Однако сами они не используют экономические ресурсы, а предоставляют их предприятиям через рынок ресурсов.

Функция предприятий (фирм) заключается в том, что они используют экономические ресурсы для выработки продуктов и предоставления услуг и реализуют их на товарном рынке с целью получения дохода.

Государство выполняет в экономике важные функции. Прежде всего, она как владелец государственных предприятий осуществляет предпринимательскую деятельность, является производителем товаров, особенно услуг; как субъект власти государство обеспечивает регулирование отношений между производителями и потребителями, влияет на динамику и структуру валового внутреннего продукта. Государство является также получателем и распорядителем доходов. Через налогообложение и государственные расходы она существенно влияет на экономические отношения, осуществляя правительственные закупки товаров и услуг, трансфертные выплаты, а также предоставляя домашним хозяйствам коллективные (общественные) блага и услуги.

Появление бумажных денег

При Елизавете Петровне генерал-директор Миних предлагал план улучшения финансового положения государства. План состоял в том, что вместо дорогих металлических выпустить по образцу Европы дешевые бумажные деньги. Проект Миниха пошел в сенат и был там отвергнут. Но Екатерина II этот проект осуществила: взамен громоздких медных денег в 1769 году выпустила бумажные ассигнации достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей. Они свободно обменивались на медные деньги, и для этой цели в 1768 году в Москве и Санкт-Петербурге учредили два банка. Ассигнации Екатерины II были первыми русскими бумажными деньгами. Русское правительство, увлеченное удавшимся опытом, год от года увеличивало выпуск ассигнаций. Ассигнации постепенно обесценивались. Для поддержания стоимости бумажного рубля в 1843 году были введены кредитные билеты, которые тоже начали обесцениваться.

Денежная система современной России. 1-го января 1998 в Российской Федерации началась денежная реформа (1000-кратная деноминация рубля), замена денежных знаков осуществлялась до 31 декабря 1998 года, а обмен ЦБ будет осуществлять до 31 декабря 2002 года. С 1-го января 1998 года в обращение выпущены монеты образца 1997 года. Достоинством 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей. Монеты отчеканены на Московском и Санкт-Петербургском монетных дворах, и имеют обозначения на копейках (м) и (с-п), на рублях (ММД) и (СПМД). На монетах обозначен год чекана 1997, 1998, 1999, 2000, 2001 С 1-го января 1998 года в обращение выпущены банкноты (Билеты Банка России) образца 1997 года. Достоинством в 5, 10, 50, 100 и 500 рублей. Банкноты отпечатаны на фабриках Гознака. На банкнотах обозначен год образца 1997. С 1-го января 2001 года в обращение выпущена банкнота (Билет Банка России) образца 1997 года. Достоинством в 1000 (Тысяча) рублей. Банкнота отпечатана на фабриках Гознака. На банкноте обозначен год образца 1997. Это решение принял Совет Директоров Банка России 21 августа 2000 года. Образец и описание банкноты были представлены 1 декабря 2000 года.

Кривая предложения

График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Основной фактор, влияющий на движение кривого предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаемые фирмами ради прибыли. Например, фирмы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгодно продать, чем другую культуру. И наоборот.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективен трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

Рыночную экономику можно рассматривать как бесконечное взаимодействие спроса и предложения, где предложение отражает количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

Закон предложения — экономический закон, согласно которому величина предложения товара на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях (издержки производства, инфляционные ожидания, качество товара).

По сути, закон предложения говорит о том, что при высоких ценах, товаров предлагается больше, чем при низких. Если представить предложение как функцию цены от количества предлагаемого товара, закон предложения характеризует возрастание функции предложения на всей области определения.

Аналогично, закон спроса означает то, что по низкой цене покупатели готовы приобрести больше товара, чем при высокой. Функция спроса как функция цены от количества покупаемого товара убывает на всей области определения.

28. Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в%) превышает процентное выражение снижение цен.

Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.

В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.

Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.

Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:

Эволюция идей о предмете экономической науки - student2.ru

§ K o — коэффициент эластичности спроса

§ Q — процент изменения количества продажи

§ P — процент изменения цены

Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.

Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:

Эволюция идей о предмете экономической науки - student2.ru

§ K m — коэффициент эластичности предложения

§ G — процент изменения количества предлагаемого товара

§ F — процент изменения цены

Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.

Эластичность предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара, который не может сохраняться длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.

Если цена оказывается зафиксированной на низком уровне, то покупатели не в состоянии найти то количество товара, кото­рое хотели бы купить. Подобная ситуация в условиях рынка не может сохраняться длительное время. Действительно, фирмы бу­дут видеть, что домохозяйства предъявляют спрос на большее количество товара. Это будет побуждать производителей нани­мать дополнительные производственные ресурсы и расширять производство, поскольку каждая проданная дополнительно еди­ница товара сулит им прибыль. При этом нужно помнить, что расширение производства в краткосрочном рыночном периоде сопряжено с увеличением затрат на единицу продукции, вслед­ствие чего цена на товар будет подниматься. Таким образом, из­лишек спроса и нехватка товара будут стимулировать расшире­ние производства. Избыточный спрос, порождающий дефицит товара на рынке, оказывает на цены давление «снизу», «подтал­кивает» их вверх. В условиях рыночного равновесия у фирм ис­чезнут побудительные мотивы увеличивать выпуск товара. Дей­ствительно, дальнейшее повышение объемов производства со­провождается ростом цен на товар и сокращением в этой связи количества товара, на которое предъявляется спрос. В результате на рынке появится избыток товара. Избыточное предложение — превышение объема предложения над объемом спроса. Нерас­проданная продукция пойдет на склад и, в конечном итоге, мо­жет обернуться потерями для производителей. Поэтому и такая ситуация не может сохраняться длительное время. Избыточное предложение, порождающее избыток товара на рынке, оказывает на цены давление «сверху», заставляя их понижаться. В этой си­туации производители начнут сокращать выпуск товара, пока на рынке не установится равновесная цена. Только при такой цене две противоположные силы — давление на цены снизу и давле­ние на цены сверху — уравновешиваются. Эта цена носит назва­ние равновесной цены —- цены, при которой количество товара, на которое предъявляется спрос, равняется количеству товара, которое предлагается к продаже фирмами. Все остальные цены являются неравновесными.

29. Конкуренция — это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них:

1.Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках).

Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг — состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (Закон о конкуренции на финансовых рынках).

Такое определение конкуренции предполагает, что:

.участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации);

.конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как:

.важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров (услуг), где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения;

.наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии.

2. Конкуренция — борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Это определение предполагает только конкуренцию продавцов (предложение превышает спрос), имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

3. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы — более высокой прибыли; покупатели — более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.

В этом неформальном определении понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции.

Многофакторный характер конкуренции. Конкуренция — это многофакторная категория. Интенсивность конкуренции зависит в первую очередь от:

.модели (качества) рынка (совершенный или несовершенный рынок);

.формы рынка по количественному распределению участников на стороне предложения и спроса (полиполия, олигополия, монополия и их модификации);

.стадии жизненного цикла товара, представленного на рынке;

.мотивов конкуренции, которыми руководствуются продавцы и покупатели;

.типа предпринимательских реакций на изменения на рынке;

.степени вмешательства государства в экономические процессы, совершаемые на рынке.

Конкуренцией называют борьбу между участниками рыночного хозяйства за наиболее хорошие условия производства, а также купли-продажи товаров. Значение конкуренции, виды дадут необходимые основы для начала бизнеса, управления своей компанией.

Существуют различные виды конкуренции в рыночной экономики. Первоначально была только совершенная (или свободная) конкуренция. Позднее появилась несовершенная, которая контролировалась государством или угнеталась монополией.

Конкуренция существует для интересов продавцов и покупателей. Конкуренция заставляет производителей повышать качество товара, снижать цену, расширять ассортимент. Конечно, это на руку и потребителю.

При несовершенной конкуренции производство не такое гибкое. Конкуренция работает по всем условиям рынка. Также можно назвать несколько видов монополий: закрытая, естественная, открытая (не защищена от конкуренции).

30. Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли[1].
Существуют и другие определения конкуренции. В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.
Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.
Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.
Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:
Ø состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
Ø состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
Ø состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;
Ø это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
Ø соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
Ø соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей[2].
В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников[3].
Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.
Конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.
Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.
Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов”[4].
Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства и в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества с максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции.
Ø Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется на однородную,гомогенную (без дифференциации), и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией).
Ø Конкуренция подразделяется на открытую, закрытую и полузакрытую, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль.
Ø Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов:
Функциональная конкуренциявозникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.
Ø В зависимости от степени антагонизма выделяют конкуренцию без крайностей и с нарушением норм действующего законодательства
Ø И, наконец, самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества[5].
Эволюция идей о предмете экономической науки - student2.ru
Таким образом, мы дали определение конкуренции, раскрыли некоторые ее функции и выделили несколько критериев и подходов к классификации конкуренции. Последняя схема, показывающая классификацию конкуренции по способам соперничества и состоянию рынка, будет взята нами за основу при рассмотрении видов конкуренции в последующих главах.


Эволюция идей о предмете экономической науки

В становлении экономической теории как науки прослеживается несколько этапов. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической теории, стала с 1615 г. политическая экономия. Конечно, выбор момента, когда “началась” научная политическая экономия, условен. Элементы экономической теории и связанные с ними представления о хозяйственном поведении человека (типа: покупать дешево, а продавать дорого) встречаются уже у древних греков и средневековых схоластов. Но эти наблюдения не выходят за рамки здравого смысла и еще не являются экономической наукой. Для создания систематической экономической теории в докапиталистическую эпоху еще не было предпосылок. Лишь становление рыночного хозяйства создало условия для научного исследования и систематизированного описания хозяйственной деятельности людей. Поэтому политическая экономия возникла как научное понимание и обоснование экономики капитализма. По мере развития капитализма развивалась и политическая экономия, менялись взгляды на ее предмет, задачи и метод исследования. Не случайно Р. Люксембург заметила: “Политическая экономия — удивительная наука, трудности и разногласия начинаются уже с первых шагов… с самого элементарного вопроса: каков, собственно, предмет этой науки”. (Люксембург Р. Введение в политическую экономию. М., 1960. С. 27).

Причина разногласий, на самом деле, достаточно прозрачна. Она кроется, с одной стороны, в идеологической ориентации исследователя, в его целях и намерениях. С другой стороны, в подвижности и изменчивости самого объекта анализа политической экономии — хозяйственной деятельности людей, параллельно с изменениями которой уточняются научные выводы и представления о ее предмете. Поэтому теории экономической науки не могут похвастаться долгожительством.

Меркантилисты основное внимание уделяли сфере обращения. Поэтому политическая экономия рассматривалась ими как наука о торговом балансе, предусматривавшем превышение вывоза товаров над их ввозом.

Физиократы главный предмет политической экономии видели в создании “чистого продукта” (прибавочной стоимости) в сельском хозяйстве.

Представители класcической политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) считали ее наукой о богатстве, об условиях его производства и накопления.

Мелкобуржуазные критики капитализма (Сисмонди, Прудон) основное назначение политической экономии видели не в исследовании источника богатства, а в поисках путей его справедливого распределения.

Наряду с определением политической экономии как науки о богатстве существовали и другие мнения. Так, представители “Исторической школы” (В. Рошер, Зомбарт, М. Вебер и др.) определяли ее как науку о народном хозяйстве. Они отстаивали приоритет не общих, а национальных начал в науке, отрицали саму возможность наличия общей для всех стран экономической науки. Предметом исследования экономической теории они считали хозяйственную эволюцию и национальные особенности каждой отдельной страны, ее народное хозяйство.

Предметом исследования марксистской политэкономии являлись производственные отношения и экономические законы, регулирующие общественное производство, распределение, обмен и потребление. Основным объектом изучения Маркса был современный ему капиталистической способ производства, который под тяжестью своих внутренних противоречий, по мысли Маркса, должен уйти с исторической сцены и погибнуть.

Итак, в течение трех столетий (XVII–XIX вв.) экономическая наука развивалась как “политическая экономия”. Термин “политическая” действительно выражал социальную (политическую) сущность подхода к общественному производству. К. Маркс, исследовавший капитализм в форме противоречий труда и капитала, окончательно утвердил политическую экономию как “политическую”, внедрив приоритет классового подхода.

Интересно отметить, что официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Христиан-Август Шлецер прочел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра I политическая экономия была включена в регламент Российской академии наук. В 1805–1806 гг. был издан первый в России учебник по политической экономии на русском языке, написанный все тем же Шлецером, под названием “Национальные основания государственного хозяйства или Науки о народном богатстве”.

Закончилась же политическая экономия в наши дни, в последнем году ХХ века решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования России, исключившим политическую экономию из перечня экономических специальностей.

Конец XIX – начало ХХ в. обозначил новую развилку в экономической теории. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующими терминологическими изменениями. Наряду с термином “политическая экономия” стало широко использоваться более узкое понятие “экономикс”. Сто лет назад, в 1902 г. Маршалл впервые прочел курс “Экономикс” в Кембриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Джона Стюарда Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение.

В англо-американской литературе “экономикс” и политическая экономия рассматриваются как синонимы. Однако между политической экономией и экономиксом имеются значительные смысловые различия.

Макконелл К. Ф. и Брю С. Л. пишут, что

“предмет экономикс — поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей”.

По мнению Т. Мэнкью, экономикс — это наука о том, как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами.

Как во всякой науке в экономиксе различают собственно науку и учебную дисциплину.

Как наука экономикс создавался усилиями многих поколений экономистов Западной Европы и США. Он имеет собственный предмет изучения и оперирует особым понятийным аппаратом. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производства.

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

Как учебная дисциплина экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, иногда отличающихся в методологии, но имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется “Экономический человек” в своей хозяйственной деятельности. Экономикс как учебная дисциплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике. Политэкономия и экономика базируются на разных методологических основах.

Политическая экономия, начиная с А. Смита и заканчивая К. Марксом, основывала свой анализ на философской методе.

Более того, теоретическая экономия (политэкономия) вышла из философии.

Согласно классической философии познание мира человеком имеет задачу проникновения в сущностный мир, а не сводится к анализу внешних явлений (явленческих).

Из этой же идеи исходила и классическая политическая экономия, которая базирует свои концепции на таком фундаментальном понятии, каким является стоимость (затраты труда), выражающая не явленческое, а сущностное начало. Наличие понятия стоимости — верный признак классичности наук. Наоборот, отсутствие фундаментального понятия стоимости свидетельствует о неклассичности теоретической концепции. Современный экономикс — характерное неклассическое значение. Он не ставит перед собой задачи проникновения в сущностный мир, а довольствуется внешним миром.

Экономикс, не являясь наукой сущностной, не интересуется стоимостью. Он базируется на анализе цены. Почему цены, а не стоимости? Дело в том, что экономикс — теория рыночной организации общественного производства. А на рынке господствует цена, понижение или повышение которой определяет судьбу как продавцов, так и покупателей. Цена — главное “божество” и “боль” экономикса, ее “основной” вопрос. Все вырастает из цены, к ней сводится и ей подчиняется. Вот почему в центре логической системы экономикса находится не стоимость (как в политэкономии), а цена.

Цена в экономиксе определяется полезностью вещи, а не затратами труда. В этом главное различие между политэкономией и экономиксом. Отвергнув сущностный подход, экономикс объясняет экономику в виде графиков, формул, предельных величин и т. п. Но графическое описание предмета — это его показ, а не раскрытие, это только первый этап познания, т. е. лишь констатация причинно-следственных зависимостей в экономике. За ним должен последовать сущностный анализ, за который не берется экономикс.

Но было бы неправ

Наши рекомендации