Изменение взаимодействия человека и природы в процессе общественного развития
1. Определение природы и человека.
2. Определение культуры
3. Концепции взаимодействия общества и природы.
3.а) История развития отношений человечества и природы 3.б) Точки зрения на роль человека в природе.
3.в) Примеры взаимодействия общества и природы.
4. “Глобальные проблемы” человечества.
5. Общие подходы к решению экологических проблем.
5.а) Пути решения проблем в разных странах.
5.б) Всемирные организации по защите окружающей среды. 5.в) Идея коэволюции.
Цель и смысл жизни
1.Понятие цель жизни
2.Содержание цели жизни
3.Понятие смысла жизни на протяжении человеческой истории
3.1. В античные времена
3.2. В Средние века
3.3. В эпоху Ренессанса
3.4. В новое время
4. Три измерения смысла жизни
4.1. Прошлое (ретроспекция)
4.2. Настоящее (актуализация)
4.3. Будущее (проспекция)
5. Концепция смысла жизни
5.1. Аскетизм
5.2. Гедонизм
5.3. Прагматизм
5.4. Утилитаризм
5.5. Эвдемонизм
5.6. Этика долга
6. Проблемы смысла жизни
6.1. Объективная сторона
6.2. Субъективная сторона
7.Изменчивость цели и смысла жизни на протяжении жизни человека
Свобода и ответственность
1. Что такое свобода и ответственность?
2. Виды свободы: а) экономическая б) политическая в) духовная
г) гносеологическая
3. Свобода как познанная необходимость. Понятие необходимости.
4. Отражение относительного характера свободы – ответственность. а) наличие долга и совести б) умение осуществлять самоконтроль в) самоуправление
5. Ограничение свободы личности. Ответственность за поступки.
6. Роль свободы в современном российском обществе. Ответственность, отраженная в конституции РФ.
Человек как продукт эволюции
1.теории происхождения чел-а А)креационистская Б)эволюционная В)трудовая
2. понятие антропогенеза
3. человек, как биосоц.сущ-во 4.основн.олич. чел-а от животн. А)сознание(мышление)
Б) членораздельн.речь В)сознат. Целенапр. Творч.деят.
5. уникальность чел-а
Биологическое и социальное в человеке
1. Наиболее распространенные теории происхождения человека: а) религиозная б) эволюционная теория Ч. Дарвина
в) трудовая теория Ф. Энгельса
2. Основные подходы ученых к определению понятия "человек"
3. Биосоциальная природа человека: а) Человек - часть природы б) Человек - существо общественное
4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.
Человек есть существо общественное в большей степени, нежели всякого рода стадного животного
1. Человек как существо биосоциальное: - биологическая сущность человека - социальная сущность человека
2. Что из себя представляет биологическая сущность человека
3. Что из себя представляет социальная сущность человека
4. Подходы к преобладанию одной из сторон сущности человека: - биологизаторство - социологизаторство
5. Основы социологизаторства:
- социальное в человеке преобладает над биологическим
- человек не мыслим без общества
- именно общество делает из человека человека
6. Тенденции развития социальной сущности в человеке
Социализация личности
1. Сущность социализации
2. Основные этапы социализации и их особенности: а) первичная социализация б) вторичная социализация 3. Институты социализации:
а)значение семьи в первичной социализации б) роль образования в социализации личности в) какой опыт предают сверстники г) СМИ как агенты социализации
4. Значение социализации для личности
Проблема неполных семей
1.Виды семей А)нуклеарная (родители,дети) Б)полная В)неполная
Г)расширенная (3 поколения живут под одной крышей) Д)патриархальная 1.глава-муж 2.разделение обязанностей
3.у детей свои обязанности
4строгость,подчинение старшим Е)партнерская 1.равноправие 2.без разделения труда
3.совместно решают дела
2.Понятие неполной семьи
3.Причины появления неполных семей а)уход одного из партнеров б)ранние браки в)асоциальное поведение г)уязвимость
д)неумение находить компромиссы е)повышение соц. статуса ж)инфантильность мужчин 4.Последстия неполных семей а)демографическая ситуация б)эк. ситуация в)угроза неблагополучия г)душевная травма