Торгово-экономические отношения России и ЕС: проблемы и перспективы
Россию и ЕС связывают интенсивные торгово-экономические отношения. В 2015 г. доля ЕС составила 44% от общего объема российской внешней торговли. В свою очередь, для ЕС Россия – четвертый по величине торговый партнер, на которого в 2015 г. пришлось 6% внешней торговли ЕС. В 2015 г. товарооборот между Россией и Евросоюзом после заметного сокращения по сравнению с 2013-14 гг. составил 209,5 млрд. евро. Компании из ЕС обеспечивают значительную часть инвестиций в Россию. Россия прочно занимает место ключевого поставщика энергоносителей для ЕС. Наша страна на треть удовлетворяет потребность ЕС в нефти, природном газе и угле.
Юридической основой отношений России и ЕС остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), с подписания которого в июне 1994 г.
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику. Действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам.
Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.
Ограничительные меры в виде пакета санкций в отношении ключевых секторов экономики России, последовавшие со стороны группы стран, включая ЕС в 2014, и введение продовольственного эмбарго со стороны России нарушили баланс интересов между странами, что привело к отмене «Южного потока», приостановке передачи Францией России вертолетоносцев «Мистраль, выходу РФ из «Большой восьмерки» G8 и прочее.
В 2014 после взаимных ограничений товарооборот снизился на 20%. Напряженная политическая обстановка между странами сократила число инвестиционных потоков и заставила считать многомиллионные убытки. В целом Россия и ЕС понесли примерно одинаковые потери. Так, группе российских банков и ряду компаний был ограничен доступ к привлечению акционерного и долгового капиталов на срок более 90 дней. В результате нарушения взаимодействия экономических агентов РФ и мировой финансовой системы возникла проблема рефинансирования внешнего долга. В результате геополитических потрясении, снижения цен на нефть и нарушения интеграционный связей с западными партнерами рубль обесценился на 11%. Капитализация российских компаний снизилась на 72 млрд. долл., а фондовый рынок страны потерял 10%. Как результат - наибольшие потери у автопроме, с/х и химич. промышленности. Итоги: ограничение возможности привлечения иностранных инвестиций; искусственное сдерживание экспорта; девальвация отечественной валюты и рост темпов инфляции.
Однако в октябре 2015 г. ЕС сделал шаг в сторону нормализации отношений: были частично смягчены так называемые «космические санкции». Из-под действия экономических ограничений были выведены компоненты ракетного топлива. Несмотря на некоторое «потепление» российско-европейских отношений, ситуация на текущий момент такова: санкции в отношении России со стороны США и стран ЕС продлены. Однако, как известно, единого сплоченного фронта по этому вопросу никогда не существовало. В обществе и бизнес структурах Европы звучат призывы сделать шаг навстречу России. Действительно, Россия и ЕС являются давними экономическими и торговыми партнерами друг для друга. Обе стороны в условиях кризиса двусторонних отношений и высокой конкуренции с США и экономиками Азии крайне заинтересованы в реконструкции и дальнейшем развитии торгово-экономического сотрудничества. Торговля товарами с ЕС исторически составляет более 50% от российской торговли со всем миром. Россия зависит от аппетита ЕС на углеводороды. В 2014 году, и даже незначительный рост в 2015 году из-за холодной погоды не поменял тенденции. Европа может фактически заменить поставки газа из России комбинацией алжирского и другого североафриканского газа, увеличением потребления норвежского газа.
Россия закупала оборудование из ЕС каждый год более чем на 50 млрд евро (для скоростных поездов и ж/д и гражданская авиация). Чистые инвестиции в Россию из стран ЕС (во многом благодаря использованию голландских, греческих и прочих структур российскими инвесторами) много лет составляли более 80% от общего объема иностранных инвестиций в Россию. Но в 2014 году, после начала украинского кризиса, все программы были приостановлены. Россия симметрично ответила на санкции, запретив импорт ряда сельскохозяйственных продуктов.
В стратегии ЕС по торговле и инвестициям, одобренной Советом ЕС 27 ноября 2015 года, говорится: «Стратегическим интересом ЕС остается достижение более тесных экономических связей с Россией. Перспективы этого будут, определяться, прежде всего, внут и внеш политикой России, которая до сих пор не дает никаких признаков необходимых изменений». Однако стабильность спектра и масштаба коммерческих отношений в прошлом, а также череда неудачных попыток добиться существенных улучшений за два относительно благостных десятилетия вызывают большие сомнения в том, что Россия и ЕС способны серьезно улучшить сотрудничество, даже если Россия претерпит волшебное изменение и начнет вести себя по-другому. Это означает, что торговые отношения между ЕС и Россией, скорее всего, останутся стабильными в течение многих лет, хотя масштаб их будет медленно сокращаться. Можно ожидать постепенного уменьшения экспорта нефти и, скорее всего, экспорта газа. Импорт в Россию тоже снизится – в основном в силу застоя в российской экономике. Учитывая резкое сокращение притока валюты, Россия будет постепенно заменять европейское более качественное и дорогое оборудование на более доступное китайское или любое другое, которое будет предложено с более низким качеством, но по доступной цене на рынке.
В любом случае Россия останется европейским соседом, большой страной, богатой ресурсами, с бедным, но относительно широким рынком и территорией, стратегически расположенной между ЕС и Тихоокеанским регионом, постоянным запасным каналом транспортировки между Востоком и Западом. Учитывая все это, торговые отношения между ЕС и Россией, включая обширную торговлю услугами, будут сохраняться. Главными причинами этого называются такие факторы сближения, как совместная борьба против мирового терроризма, а также эк. и финн. потери, которые несут стороны в санкционных условиях. Многие эксперты и политики считают, что санкции – это надолго, и ориентируются на довольно длительные сроки введенных Евросоюзом и США ограничений. Несмотря на очевидные факторы сближения, Европа все же стоит перед дилеммой: поддерживать Россию и тем самым пойти в разрез с политикой США, либо и дальше следовать в фарватере политики Вашингтона.
говоря об отношениях ЕС и России, следует говорить об ЕС и ЕАЭС. В этом смысле партнерские отношения в политическом и цивилизационном плане между Евразийским союзом и Европейским союзом не имеют особой перспективы до тех пор, пока Европа не станет суверенной и на этой основе выработает свою позицию, которая будет совпадать с нашей позицией, направленной на максимальное сближение Европы и Евразии. Но пока Европа не стала суверенной, между отдельными странами Евразийского и Европейского союзов, безусловно, будут развиваться отношения частного характера в экономике, бизнесе, культуре, науке и технологиях.
Дискуссионный клуб Валдай. Последний доклад 2016 об отнош ЕС и РФ выразил мысль о том, что Неопределённость – вот как можно охарактеризовать текущее положение дел в Европе. Целый ряд кризисов, обрушившихся на ЕС в последние годы, ведёт Союз не к распаду, но к неизбежной внутренней трансформации. Однако такие условия рождают новые возможности, в том числе и для российско-европейских отношений. Хотя фокус внимания России всё больше смещается в Евразию, европейское направление остаётся крайне важным. Россия заинтересована в экономически сильном и менее политизированном ЕС, с которым можно было бы взаимодействовать на основе прагматизма. Ключом к налаживанию сотрудничества могут быть практические проекты, а также использование потенциала диалога по линии ЕС – ЕАЭС. Доклад:
*важнейшим фактором явл то, что Россия все меньше чувствует себя периферией Европы, а все больше – самостоят. Центром силы в Евразии. Отношения друг с другом все меньше рассматриваются как центральные для обоих партнеров. Доля ЕС и его отдельных стран в рос внеш торговле постепенно сокращ. Россия больше нацелена на Евразийскую интеграцию и последовательно перекладывает осн часть торг-эк соглашений с ЕС на институты ЕАЭС, т.к. ЕС может быть интересным для институтов Евраз. Эк. Союза. Вообще страны ЕС останутся перспективными партнерами в развитии Большого Евраз партнерства и кит-рос сотрудничестве.