Роль гос-ва в регулировании хозяйственных процессов государств Восточной Европы.
Наиболее существенными чертами и особенностями являются:
а) партнерское взаимоотношение гос. органов и экономических структур;
б) утрата монополии государства;
в) изменения методов государственного воздействия на экономические отношения;
г) постепенное вытеснение административных методов руководства и рычагов воздействия на экономику финансовыми и им подобными средствами;
д) резкий отход правительственных структур от плановости в развитии экономики и неизбежное возникновение при этом неупорядоченности и даже хаотичности;
е) последовательная переориентация экономических и государственных структур с общенациональных приоритетов на свои собственные финансовые и иные интересы, на прибыль как основной движущий фактор в их становящихся партнерских отношениях;
Экономическая сфера деятельности государства узкая. Несмотря на уникальность и национальную специфику, модели государственного регулирования формирующейся рыночной экономики стран ЦВЕ объединяет ряд схожих положений по основным направлениям реформ, что позволяет говорить об обобщенной европейской постсоциалистической модели.
Специфика данной модели заключается в реализации государством либеральной по всем внешним признакам программы на начальном этапе стабилизации, с элементами градуализма в форме постепенных и последовательных преобразований на более поздних этапах и по отдельным ключевым направлениям.
Опора преимущественно на “шоковые” методы макроэкономической стабилизации в фин сфере и всесторонняя либерализация - основные, но не исчерпывающие характеристики европейской модели государственного регулирования переходными процессами.
Дальнейший ход системных преобразований осуществлялся в духе градуализма, при активной позиции государства в решении текущих, тактических задач в формирующейся рыночной среде, создании институциональных основ для формирующейся рыночной экономики. Провозглашавшееся в странах ЦВЕ на исходном этапе реформ положение о полном уходе государства из экономики разошлось с практикой. В большинстве из них государство сохранило за собой основные экономические и социальные функции, обеспечив управляемость переходным процессом. И только по мере достижения стабилизации и установления тенденции устойчивого экономического роста на основе рыночных институтов и стимулов, государство постепенно сокращало свои прямые, специфические функции до косвенных, стандартных. Таким образом, главный фактор результативности радикальных трансформаций в европейских странах заключается в сохранении дееспособного государства, характерной его роли в деле строительства основных рыночных институтов и создании условий для развития рыночных отношений.
Современные тенденции развития экономики стран региона ЦВЕ характеризуются существенными показателями государственного участия в экономических процессах. Повышаются требования к содержанию традиционных функций и появляются новые в рамках перехода к правилам и нормам функционирования ЕС, отмечается ориентация преимущественно на косвенные методы регулирования экономических процессов. В условиях стремительного научно-технического прогресса в странах ЦВЕ повышается степень ответственности государства за стратегию развития страны, разработку приоритетов в распределении бюджетных ресурсов, реализацию национальных инновационных программ, создание нормативно-правовой основы деятельности всех участников рыночных отношений. Не снижается роль государства и как гаранта социальных обязательств. Эффективная социальная политика в современных условиях, является не просто стабилизатором общественного развития, но и фактором защиты национальных интересов при расширении мирохозяйственных связей и усиления глобальной конкуренции.
Полное открытие экономики для иностранного финансового капитала вылилось в фактически неуправляемую кредитную экспансию западноевропейских банков в регионе. Легкодоступные кредиты отучили производителей и потребителей соизмерять удовлетворение своих потребностей с реальными финансовыми возможностями и, в конечном счете, превратились в нездоровый источник экономического роста.
29. Сущность, содержание и этапы формирования региональной экономич политики в ЕС.
274 региона в ЕС.
Самые процветающие регионы по ввп на душу населения - город агломерации Лондон, Брюссель, Гамбург.
Агломерация = город + прилежащие территории.
Теория регион-экономик Кеничи Омайи - границы размываются, регионы выстраивают отношения вместо нац отношений.
Самая богатая страна - Люксембург.
Региональная политика ЕС направлена на сокращение структурных диспропорций между регионами ЕС, содействие сбалансированному развитию на всей территории ЕС и поощрение реальных и равных возможностей для всех. Региональная политика является второй по величине статьей расходов в бюджете ЕС
Европейская политика регионального развития базируется на принципах:
7) на политическом принципе, в соответствии с которым богатые страны и регионы должны проявлять солидарность с бедными странами и регионами;
8) на экономическом принципе, - низкие объемы производства в бедных странах и регионах, (или высокий уровень безработицы), представляют собой потерю потенциала и возможностей для ЕС в целом
Задачи
1. преодоление экономического и социального неравенства между регионами
2. проявление солидарности при сохранении конкурентности. Солидарность несет ощутим выгоды для регионов с наименьшим уровнем дохода. Сплоченность = все получают выгоду от сокращения разрыва в уровне доходов регионов.
Этапы регион развития:
Этап | Суть |
1ый - 1957-88: политика сплочения и решения региональных проблем | · Первые совместные действия стран были связаны с борьбой с безработицей в шахтерских регионах, где закрывались угольные шахты: адаптация (переобучение и переселение уволенных шахтеров) и конверсия (создание новых отраслей промышленности в этих регионах). · Начало региональной политике было положено с момента принятия Европейской комиссией первого Сообщения о региональной политике в 1965 г., за которым последовало создание в 1968 г. Генерального директората по региональной политике. · Парижский саммит =» одобрили программное заявление, в котором региональная политика важный фактор укрепления Сообщества. · 1973 - учреждение поста комиссара европейской комиссии по региональной политике. · создание европейских фондов: Европ социальный фонд 1958, Европ гарантийный фонд развития с/х 1962, Европ фонд регион развития 1975 (3 направления: инвестиции в малые предприятия, создающие не менее 10 новых раб мест; инвестиции в инфраструктуру малых предприятий; инвестиции в инфраструктуру в горных регионах) |
2ой - 1989-93: от проектов регионального развития к программам. | Ключевые события 1986 г. - вступление в Сообщество Греции, Испании и Португалии и принятие Программы о едином рынке => В 1985 г. были приняты средиземноморские интегрированные программы, концепция политики сплочения - 1986 Жака Делора - формируются структур фонды ЕС, закладываются основные принципы регион политики этого этапа: 1.внимание к самым бедным и отсталым регионам, 2.внедрение многолетних программ, 3.стратегическое направление инвестиций, 4.совместное участие регион и местных партнеров в решении проблем |
3ий - 1994-99:консолидация и удвоение усилий. | *новый финансовый инструмент - фонд сплочения - для поддержки отдельных регионов. и учреждение нового органа – Комитета регионов, а также введение принципа субсидиарности. *1/3 бюджета направляется в структурные фонды и фонд сплочения. Политика сплочения: · концентрации – средства структурных фондов должны направляться в наиболее проблемные регионы; · программирования - средства фондов должны расходоваться в соответствии с долговременными «зонтичными» программами регионального развития, объединяющими в себе множество более мелких проектов развития регионов; · взаимодополнения – средства, которые выделяются ЕС на развитие регионов, не могут и не должны замещать средства, которые расходуются национальными государствами на региональную политику; · партнерства - участие трех сторон - государства, региона и ЕС — в процессе разработки, мониторинга и оценки выполнения программ регионального развития |
4ый - 2000-06:сделать расширение ЕС успешным. | *В период 2000–2006 гг. двумя основными темами для ЕС были: 1) упрощение структуры и процедур политики сплочения и 2) подготовка к новому расширению. "План 2000" (разрабатывался с середины 1990-х гг.) подготовил почву для самого большого расширения в истории ЕС – вхождения в его состав 10 новых государств (2004) План 2000 предусматривал максимально возможный уровень поддержки новых участников из фондов: · поддержка отсталых · поддержка экономических и социальных преобразований в регионах, испытывающих структурные трудности · политика поддержки образования и подготовки кадров. Лиссабонская стратегия (март2000)- внесла важные дополнения - обозначила общие приоритеты общеевропейского развития: курс на экономический рост, занятость и инновации. 1.повышение привлекательности стран-членов, регионов и городов на основе транспортной и коммуникационной доступности, обеспечения адекватного уровня и качества услуг и сохранения их экологического потенциала; 2.поощрение инноваций, предпринимательства и роста экономики с привлечением новых информационных и коммуникационных технологий, увеличение количества исследований и инновационного потенциала; 3.создание новых улучшенных рабочих мест, увеличение занятости или привлечение людей к предпринимательской деятельности, повышение адаптивности рабочих и предприятий и увеличение инвестиций в человеческий капитал. |
1ый итог региональной политики - 2006:
Влияние регион политики на экономику ЕС: быстрый рост доходов беднейших регионов (на 71%);
1,5 млн рабоч мест (1 млн - на предприятиях, а не сфера услуг).
Воздействие на окр среду:
ü 20 млн чел получили доступ к чистой воде;
ü 23 млн чел получили доступ к канализации;
ü сокращение выбросов парниковых газов (Например, во Франции боролись с дизельными авто).
Воздействие на транспортную инфраструктуру: построено 4700 км автострад; 1200 км высокоскоростных жд; увеличена плотность автодорог (до 111%).
Рост предпринимательства: создано 200 тыс малых и сред предприятий на основе фин поддержки ЕС.
Инвестирование научных проектов - 38 тыс проектов.
На период 2007–2013 гг. основными изменениями в политике сплочения ЕС являются:
· – максимальная концентрация ресурсов в беднейших государствах-членах;
· – охват всех регионов;
· – сдвиг в приоритетах в направлении стимулирования роста экономики, рабочих мест и инноваций
Перспективы (ноябрь 2010 - 5ый Доклад по сплочению ЕС до 2020):
1. проводить дальнейшее уменьшение неравенства, т. е. увеличивать объем ввп на душу населения, транспортную доступность и т. д.
2. активизировать работу в области охраны окружающей среды.
3. проводить политику на поиск новых источников энергии.
4. продолжить политику отчистки вод.
5. активизация политики сплочения, ктр должна предусматривать повышение роли региональных местных властей в решении вопросов сбалансированныого подхода к инвестициям, сосредоточение ресурсов на небольшом кол-ве приоритетных направлений.