Модуль iii. экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики

МОДУЛЬ III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМОЙ (СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ) РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

МОДУЛЬНАЯ ЕДИНИЦА 12.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ 20 - 90-Х ГГ. ХХ В.

модуль iii. экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики - student2.ru

ЗАКРЫТАЯ ФОРМА ТЕСТОВ

Для каждого задания выберите единственный правильный ответ.

1. Экономику как совокупность институтов рассматривали:

а) неоклассики;

б) меркантилисты;

в) институционалисты;

г) физиократы;

д) кейнсианцы.

2. Термин «институционализм» впервые употребил:

а) Дж. Коммонс;

б) Дж.К. Гэлбрейт;

в) Т. Веблен;

г) У. Гамильтон;

д) У.К. Митчелл.

3. Родина институционализма:

а) Англия;

б) Франция;

в) Канада;

г) США.

4. В качестве предмета экономического анализа институционализм выдвигает:

а) сферу производства;

б) сферу производства и обращения;

в) экономические и неэкономические факторы;

г) поведение индивида в условиях рынка;

д) международную экономику.

5. К одной из основных характеристик институционально-социологического направления экономической мысли можно отнести:

а) расширение предмета экономической науки и исследование воздействия на экономику морали, права, психологических особенностей людей;

б) рассмотрение экономических явлений с точки зрения классовых противоречий;

в) рассмотрение экономических явлений в исторической последовательности;

г) рассмотрение экономических явлений с точки зрения развития производительных сил.

6. Теоретики _________ направления экономической теории рассматривают экономику в контексте взаимовлияния всех социальных отношений. В этой теории экономика, политика и культура предстают взаимосвязанными и взаимовлияющими друг на друга.

а) институционального;

б) классического;

в) неоклассического;

г) монетаристского.

7. В развитии институционализма выделяют ___ этапа (ов).

а) четыре;

б) два;

в) три;

г) шесть;

д) пять.

8. Первый этап институционализма носит название:

а) социально-правовое;

б) социально-статистическое;

в) социально-психологическое;

г) конъюнктурное.

9. Основоположником институционализма был:

а) М. Фридман;

б) У. Митчелл;

в) Т. Веблен;

г) А. Маршалл.

10. Т. Веблен является представителем экономической школы (направления) под названием:

а) «кейнсианство»;

б) «монетаризм»;

в) «институционализм»;

г) «маржинализм».

11. Т. Веблен является автором труда:

а) «Начала политической экономии и налогового обложения»;

б) «Теория праздного класса»;

в) «Общая теория занятости, процента и денег»;

г) «Распределение богатства».

12. Результатом реформирования экономики свободной конкуренции, согласно Т. Веблену, должен стать переход:

а) к «индустриальной системе»;

б) к административному капитализму;

в) к нециклическому (бескризисному) развитию;

г) к традиционной экономике.

13. Кто из институционалистов разработал теорию психологического развития:

а) Дж. Коммонс;

б) Дж.К. Гэлбрейт;

в) Т. Веблен;

г) Р. Хайлбронер;

д) У.К. Митчелл.

14. Автором понятия «праздный класс» является:

а) Дж. Коммонс;

б) Дж.М. Кейнс;

в) В. Зомбарт;

г) Т. Веблен.

15. Благодаря этому экономисту в экономическую теорию вошло понятие «престижное, или показное, потребление»:

а) Т. Веблен;

б) Дж.М. Кейнс;

в) В. Зомбарт;

г) Дж. Коммонс;

д) У. Митчелл.

16. «Эффект Веблена» характеризует:

а) использование насилия в экономической конкуренции;

б) потребление по принципу «престижной дороговизны»;

в) повышение роли технического образования;

г) ограниченность кругозора предпринимателя.

17. Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния потребительского поведения на рост спроса в связи:

а) с неизменными ценами;

б) со снизившимся уровнем цен;

в) с возросшим уровнем цен.

18. Пороком капитализма Т. Веблен считает:

а) несовершенство юридических норм;

б) нечестную конкуренцию;

в) несовершенство операций по продаже ценных бумаг;

г) отсутствие системы государственного страхования от безработицы;

д) противоречия между индустрией и бизнесом.

19. Главное противоречие капитализма по Т. Веблену:

а) между «бизнесом» и «индустрией»;

б) между «базисом» и «надстройкой»;

в) между «буржуа» и «пролетариатом»;

г) между «спросом» и «предложением».

20. К индустриалам Т. Веблен относил:

а) финансистов и предпринимателей;

б) инженеров и других участников производственного процесса;

в) ремесленников и торговцев;

г) студентов и ремесленников;

д) финансистов и инженеров.

21. С именем этого экономиста связано появление экономической социологии:

а) Дж. Коммонс;

б) Дж.М. Кейнс;

в) В. Зомбарт;

г) Т. Веблен.

д) У. Пети;

ЗАКРЫТАЯ ФОРМА ТЕСТОВ

Для каждого задания выберите несколько правильных ответов.

1. Основоположниками институционализма являются:

а) Дж. Коммонс;

б) А. Смит;

в) А. Маршалл;

г) Т. Веблен;

д) У. Митчелл.

2.Основными течениями институциональной теории являются:

а) социально-психологический вариант Т. Веблена;

б) социально-правовой Дж. Коммонса;

в) конъюктурно-статистический У. Митчелла;

г) объективно-рационалистический К. Маркса;

д) утопически-социалистический Компанеллы.

3.В своих работах Дж. Гэлбрейт разделил американскую экономику на две качественно разнородные системы:

а) традиционную;

б) планирующую;

в) рыночную;

г) смешанную;

д) рабовладельческую.

4.Примеры отрицательных экстерналий:

а) частный цветник и лужайка, которыми могут любоваться прохожие;

б) дым из фабричной трубы, которым вынуждены дышать окружающие;

в) установка индивидуального освещения в дачном проулке;

г) мощение улиц за свой счет;

д) загрязнение рек сточными водами.

ЗАДАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ

Определите соответствие между группами элементов (терминов, событий и проч.), расположенных в двух столбцах.

1. Установите соответствие между экономическими школами и предметом их изучения:

Меркантилизм Предельная полезность товаров
Школа физиократов Влияние институтов на условия хозяйственной жизни
Австрийская школа Деньги как источник богатства
Институционализм Сельское хозяйство как единственный источник богатства

2. Установите соответствие между вкладом в развитие экономической теории и ученым, его сделавшим:

Разработал теорию прибавочной стоимости Дж.М. Кейнс
Разработал теорию монополистической конкуренции Дж.Б. Кларк
Обосновал новые возможности решения проблемы внешних эффектов К. Маркс
Обосновал необходимость активного государственного вмешательства в экономику Э. Чемберлин
Разработал концепцию предельной производительности Р. Коуз

ОТКРЫТАЯ ФОРМА ТЕСТОВ

Для каждого задания самостоятельно дайте ответ на вопрос.

1.Одно из современных направлений экономической мысли, которое сформировалось в 20–30-е гг. XX столетия в качестве альтернативы неоклассическому направлению экономической мысли называется ________________.

2.Эти издержки связаны не с производством как таковым (внутренние затраты), а сопутствующими ему (внешними) затратами: поиском информации о ценах, ведением переговоров, разработкой системы стандартов и контролем над ней, содержанием юридической системы, некорректным поведением партнеров и др.

МОДУЛЬНАЯ ЕДИНИЦА 13.

ЗАКРЫТАЯ ФОРМА ТЕСТОВ

Для каждого задания выберите единственный правильный ответ.

1. Работу «Теория монополистической конкуренции» написал:

а) Э. Чемберлин;

б) А. Маршалл;

в) Дж. Робинсон;

г) Дж. Кларк.

2. Теорию монополистической конкуренции разработал:

а) Ж.Б. Сэй;

б) Р. Коуз;

в) К. Маркс;

г) Д. Рикардо;

д) Э. Чемберлин.

3. Э. Чемберлин ключевым понятием своей концепции монополистической конкуренции сделал понятие:

а) дифференциации продукта;

б) диверсификации;

в) институтов;

г) дискриминации цен.

4. Рыночную структуру, связанную с дифференциацией продукта рассматривал:

а) А. Маршалл;

б) Э. Чемберлин;

в) Дж. Робинсон;

г) П. Самуэльсон;

д) Л. Вальрас.

ОТКРЫТАЯ ФОРМА ТЕСТОВ

Для каждого задания самостоятельно дайте ответ на вопрос.

1.Под _________________ понимается тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара, ограничивающего свои закупки.

МОДУЛЬНАЯ ЕДИНИЦА 14.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

модуль iii. экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики - student2.ru

ЗАКРЫТАЯ ФОРМА ТЕСТОВ

Для каждого задания выберите единственный правильный ответ.

1. Выделение в рамках экономической теории микро- и макроэкономики произошло под влиянием исследований:

а) А. Маршалла и Дж. М. Кейнса;

б) Дж. С. Милля и Ж.Б. Сэя;

в) А. Смита и Д. Рикардо;

г) К. Маркса и Ф. Энгельса;

д) Х.Л. Борхеса и Г. Г. Маркеса.

2. Макроэкономический подход был положен в основу теории:

а) У. Митчелла;

б) Дж.М. Кейнса;

в) А. Маршалла;

г) М. Фридмана;

д) Ф. Энгельса.

3. Методологии исследования Дж.М. Кейнса противоречит положение:

а) приоритет микроэкономического анализа;

б) приоритет макроэкономического анализа;

в) концепция «эффективного спроса»;

г) мультипликатор инвестиций.

ЗАКРЫТАЯ ФОРМА ТЕСТОВ

Для каждого задания выберите несколько правильных ответов.

1. Выберите представителей кейнсианского направления в экономической науке:

а) А. Маршалл;

б) Дж. М. Кейнс;

в) Ф. Хайек;

г) К. Менгер;

д) Э. Хансен;

е) М. Фридмен;

ж) Р. Харрод;

ЗАДАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ

Определите соответствие между группами элементов (терминов, событий и проч.), расположенных в двух столбцах.

1. Установите соответствие между школами экономической теории и сферой их исследований:

Меркантилисты Сфера производства
Физиократы Микроанализ
Классики Макроанализ
Неоклассики Сфера обращения
Кейнсианцы Сельское хозяйство

2. Установите соответствие между школами экономической теории и их представителями:

Меркантилисты Франсуа Кенэ
Физиократы Джон Мейнард Кейнс
Классики Альфред Маршалл
Неоклассики Антуан Монкретьен
Кейнсианцы Адам Смит

3. Установите соответствие между представителями основных экономических школ и их произведениями:

Антуан Монкретьен «Принципы экономикс»
Джон Стюарт Милль «Общая теория занятости, процента и денег»
Альфред Маршалл «Теория праздного класса»
Торстейн Веблен «Трактат политической экономии»
Джон Мейнард Кейнс «Основы политической экономии»

ЗАКРЫТАЯ ФОРМА ТЕСТОВ

Для каждого задания выберите единственный правильный ответ.

1. Неолиберализм в послевоенной Германии XX в. называется:

а) ордолиберализмом;

б) неомаржинизмом;

в) монетаризмом;

г) дирижизмом.

2. Концепцию социального рыночного хозяйства выдвинули:

а) неоинституционалисты;

б) монетаристы;

в) ордолибералисты;

г) дирижисты.

3. Основной труд Ф. Хайека:

а) «Дорога к рабству»;

б) «Всемогущее государство»;

в) «Теория и история»;

г) «Теория праздного класса».

4. В качестве главной задачи государственной экономической политики представители ____________ выделяли стабилизацию денежной массы путем ежегодного прироста ее величины в пределах 3–5%.

а) монетаризма;

б) физиократов;

в) кейнсианства;

г) институционализма.

5. Основателем современной монетарной теории считается американский экономист:

а) Дж.М. Кейнс;

б) М. Фридмен;

в) П. Самуэльсон;

г) А. Маршалл.

6. М. Фридман считается лидером:

а) неоинституционализма;

б) кейнсианского направления;

в) шведской школы;

г) чикагской школы монетаризма.

7. Главным представителем экономической теории монетаризма является:

а) Л. Вальрас;

б) А. Пигу;

в) А. Тюрго;

г) М. Фридмен.

8. Монетарная теория определения уровня национального дохода и монетарная теория цикла были разработаны:

а) М. Фридменом;

б) Ж.Б. Сэем;

в) Т. Вебленом;

г) Дж.М. Кейнсом.

9. Определяющую роль в колебательном движении экономики монетаризм отводил:

а) деньгам;

б) страхованию;

в) инфляции;

г) пособиям по безработице.

10. Основополагающим принципом государственного регулирования экономики, с точки зрения М. Фридмена, является:

а) приоритетность денежных факторов;

б) необходимая стабильность мультипликатора инвестиций;

в) изменение законов распределения;

г) повышение ликвидности благ.

11. По мнению М. Фридмена, деньги должны быть:

а) всегда дешевыми;

б) всегда дорогими;

в) дорогими в период подъема;

г) дешевыми в период кризиса.

12. Острая проблема, поставленная в центр анализа монетаристов:

а) инфляция;

б) безработица;

в) занятость

г) темп роста населения.

13. Нобелевскую премию 1974 года «за исследования по теории денег, конъюнктурных колебаний, взаимовлияний экономических, социальных и структурных процессов» получил:

а) М. Фридмен;

б) Ф. Хайек;

в) А. Лаффер;

г) Дж.М. Кейнс;

д) В.И. Ленин.

ЗАДАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ

Определите соответствие между группами элементов (терминов, событий и проч.), расположенных в двух столбцах.

1. Установите соответствие между направлениями современной экономической теории и экономистами, разработавшими эти направления:

Неоклассический синтез А. Лаффер
Монетаризм П. Самуэльсон
Теория рациональных ожиданий М. Фридмен
Теория экономики предложений Л. Эрхард
Социально-рыночное хозяйство Р. Лукас

ОТКРЫТАЯ ФОРМА ТЕСТОВ

Для каждого задания самостоятельно дайте ответ на вопрос.

1.________________ представляет собой такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в циклическом движении национального хозяйства.

ОТВЕТ: Монетаризм

МОДУЛЬ III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМОЙ (СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ) РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

МОДУЛЬНАЯ ЕДИНИЦА 12.

Наши рекомендации