Тема 7. Государственный бюджет и фискальная политика
План семинара:
1. Налогово-бюджетная политика государства и ее виды. Автоматические стабилизаторы и дискреционная фискальная политика.
2. Государственный бюджет: расходы и доходы. Принципы налогообложения и виды налогов.
3. Бюджетный дефицит и государственный долг.
Основная литература:
1. Курс экономической теории: учебник. – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. Под ред. Чепурина М.Н, Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2004. Гл. 22.
2. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-изд., перераб. и доп. Под ред. Грязновой А.Г. и Думной Н.Н. – М.: КНОРУС, 2006. Тема 8.
Вопросы и задания:
1. Что такое фискальная политика стабилизации? Объясните действие механизма встроенных стабилизаторов. Почему налоги и социальные трансферты называют иногда «налоговым тормозом» (что именно они «тормозят»?). Какая система подоходного налога лучше стабилизирует экономику: пропорциональная или прогрессивная?
2. Почему дискреционная политика как инструмент антициклического регулирования часто оказывается неэффективной. Назовите основные причины, почему многие экономисты считают фискальную политику менее эффективной по сравнению с денежной в деле достижения стабилизации экономики?
3. Вы назначены экономическим советником Президента страны. Предельная склонность к потреблению - 0,8. В экономике образовался рецессионный разрыв. Это привело к дефициту ВВП в 400 млрд. руб., который правительство хочет устранить через изменение своих государственных расходов.
а) Что бы Вы рекомендовали сделать?
б) Если правительство передумало и хотело бы достичь той же цели не через расходы, а через изменение налогов, то что рекомендовали бы Вы теперь?
4. Предположим, что равновесный объем ВВП равен 25 трлн. руб. Чему будет равен новый равновесный объем ВВП, при MPC = 0,75, если увеличатся на 500 млрд. руб. государственные закупки? А если одновременно увеличатся на 300 млрд. руб. государственные закупки и налоги?
5. Назовите основные статьи расходов и доходов федерального бюджета. Что означает принцип бюджетного федерализма? Производство каких общественных благ финансируется из федерального бюджета, а каких – из региональных и местных бюджетов?
6. Перед местными органами стоят следующие задачи: а) строительство университета; б) реконструкция музея; в) сооружение теннисного корта; г) капитальный ремонт городской больницы; д) ремонт центральных автомагистралей города. Какой из принципов налогообложения (принцип получаемых выгод или принцип платежеспособности) вы предложили бы для финансирования этих расходов?
7. Дайте определение налогу: 1) прогрессивному, регрессивному, пропорциональному; 2) косвенному и прямому. Приведите примеры.
8. Всегда ли существование бюджетного дефицита наносит вред экономическому развитию страны? Оцените три способа балансирования бюджета: ежегодное балансирование, циклическое балансирование, концепцию функциональных финансов. Почему значительные бюджетные дефициты являются общей закономерностью для стран, переходящих от плановой к рыночной экономике?
9. Назовите способы финансирования дефицита госбюджета и ответьте на следующие вопросы: 1) какой из способов покрытия дефицита преобладал в бюджетной политике России в 1992-1994 гг.? А в 1995-1998 гг.? 2) Почему в 1997-1998 гг. увеличилась доля внешних займов в финансировании дефицита госбюджета России? 3) Какова структура общего внешнего долга России в настоящее время? Какие тенденции здесь прослеживаются?
10. Рассмотрите различные способы измерения величины государственного долга. Каковы будут последствия погашения внутреннего госдолга; внешнего госдолга? Объясните различие между рефинансированием и погашением госдолга. В чем заключается «эффект вытеснения»?
Тесты для самоконтроля:
1. Экономика находится в равновесии в условиях полной занятости ресурсов. Правительство предполагает увеличить госзакупки на сумму 100 млрд. руб. и одновременно увеличить налоги, избежав при этом повышения уровня инфляции (т.е. сохранив прежний уровень равновесного ВВП). Чему равно предполагаемое увеличение налогов?
а) 100 млрд. руб.; б) более 100 млрд. руб.; в) менее 100 млрд. руб.; г) нулю; д) для поддержания полной занятости налоги должны быть уменьшены.
2. Предположим, что госзакупки равны 500 ден.ед., налоговая функция имеет вид T = 0,4Y; функция трансфертов F = 0,2Y. Федеральный долг D = 1000 ден.ед. при ставке процента r = 0,1 (10%). Реальный ВВП равен 2000, а потенциальный составляет 2500. Сальдо бюджета:
а) положительно и равно 100 ден.ед.; б) отрицательно и равно 100 ден.ед.; в) дефицит составляет 200 ден.ед.; г) профицит составляет 200 ден.ед.
Тема 8. Деньги и банки
План семинара:
1. Деньги и их функции. Объем и компоненты денежной массы.
2. Формирование спроса на деньги.
3. Структура современной банковской системы. Роль центрального банка и коммерческих банков в рыночной экономике.
4. Предложение денег. Процесс создания денег и денежный мультипликатор.
5. Равновесие на денежном рынке. Влияние центрального банка на рыночную процентную ставку.
Основная литература:
1. Курс экономической теории: учебник. Под ред. Чепурина М.Н, Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 20010. Гл. 20.
2. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-изд., перераб. и доп. Под ред. Грязновой А.Г. и Думной Н.Н. – М.: КНОРУС, 2006. Тема 9 (9.1. – 9.4.)
Вопросы и задания:
1. Назовите функции денег. В чем особенности их проявления в современных условиях? В каких экономических ситуациях происходит частичный или полный возврат к системе товарных денег? Во второй половине 1990-х годов российские фирмы 2/3 всех сделок совершали на основе бартера, взаимозачетов и денежных суррогатов, то есть без использования банковских (наличных и безналичных) денег. Это помогло многим предприятиям выжить при переходе от плановой экономики к рыночной. В то же время какое негативное влияние это оказало на российскую экономику?
2. Что понимается под ликвидностью актива? Разместите перечисленные активы в порядке убывания ликвидности: а) акции; б) недвижимость; в) облигации; г) счета до востребования; д) товары первой необходимости.
3. Наличные металлические и бумажные деньги составляют 215 ден.ед. Вклады на счетах сберегательных банков – 800 ед. Чековые вклады – 1615 ед. Мелкие срочные вклады – 2182 ед. Крупные срочные вклады – 620 ед. Сформируйте денежные агрегаты М1, М2, М3.
4. В чем отличие спроса на деньги от спроса на другие товары? Какие два вида спроса на деньги, исходя из их функций, можно выделить? Как определяется количество денег, необходимое для покупки товаров и услуг?
а) Предположим, что каждый рубль, предназначенный для сделок, обращается в среднем 4 раза в год и направляется на покупку конечных товаров и услуг. Номинальный объем ВВП составляет 40 трлн. руб. Определите величину спроса на деньги для сделок.
б) Какой процент от номинального ВВП, размер которого вам неизвестен, составит количество денег, необходимое для обслуживания обмена, если скорость обращения денег равна 4 оборотам в год? Как называется этот показатель?
в) Почему коэффициент монетизации ВВП в России ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой?
5. Сумма цен товаров, находящихся в обращении, составляет 300 млрд. ден. ед.; сумма цен товаров, проданных в кредит – 200 млрд.; сумма цен товаров, срок уплаты по которым наступил – 10 млрд., а взаимопогашающиеся платежи – 14 млрд. ден. ед. Одна денежная единица совершает в среднем 3 оборота в год. Определите количество денег, необходимое для обращения. Что произойдет в экономике, если в обращение будет выпущено дополнительно 5 млрд. ден. ед.?
6. Почему спрос на деньги чувствителен к уровню процентной ставки? Какой из факторов, определяющих спрос на деньги, прежде всего определяет спрос на деньги в России?
Как повлияли на спрос на деньги в стране следующие события (объясните словами и с помощью графика):
а) уровень потребительских цен вырос на 8,8 %;
б) темпы прироста реального ВВП составили 4%;
в) Сбербанк понизил годовую процентную ставку по срочным вкладам с 9% до 7%;
г) провозглашение президентом и правительством курса на снижение инфляции в России.
7. Почему современная кредитно-денежная система в рыночной экономике состоит из двух уровней? Каковы основные функции центрального банка и коммерческих банков?
8. В чем особенности бизнеса коммерческих банков? Какова структура банковских активов и пассивов?
9. «Задача банка заключается в надежном обеспечении клиентов суммами, которые они внесли на свой счет, по первому требованию, поэтому банк должен держать в резерве 80-90% суммы депозитов».
«Задача банка заключается в осуществлении быстрого оборота средств, поэтому банк должен держать в резерве 1-1,5% депозитов».
Оцените оба мнения. Как данные ситуации сказались бы на размере депозитного мультипликатора?
10. Вы получили ссуду в банке на сумму 0,5 млн. руб. Затем в этот же банк другим лицом был сделан вклад на сумму 0,7 млн. руб. Что произошло с предложением денег?
11. Баланс коммерческого банка выглядит следующим образом (млн. долл.):
Активы | Пассивы |
Резервы: 500 | Депозиты: 3500 |
Ссуды: 3000 |
Норма резервных требований – 10%.
а) Если ли у банка избыточные резервы? Если да, то какова их величина?
б) Какова величина денежного мультипликатора?
в) Предположим, что вкладчики сняли со счета 200 млн. наличными. Покажите, каким будет новый баланс банка. Будут ли у банка теперь избыточные резервы? Выполняет ли он теперь резервные требования? Если нет, то что можно сделать?
Тесты для самоконтроля:
1. Если предложение денег увеличится на 5%, уровень цен возрастет на 4%, то при неизменной скорости обращения денег, в соответствии с количественной теорией, реальный ВВП:
а) увеличится на 9%; б) снизится на 9%; в) увеличится на 1%; г) снизится на 1%.
2. Пусть спрос на наличность составляет 10% от суммы депозитов. Норма резервирования равна 0,15. Если центральный банк решает расширить предложение денег на 330 млрд. руб., он должен:
а) увеличить денежную базу на 330 млрд. руб.;
б) уменьшить денежную базу на 75 млрд. руб.;
в) увеличить денежную базу на 75 млрд. руб.;
г) увеличить денежную базу на 49,5 млрд. руб.
3. Банковский мультипликатор равен 4. Максимальное дополнительное количество денег, которое может «создать» банковская система, равно 40 млрд. руб. Тогда норма обязательных резервов и сумма, которую банки использовали для выдачи ссуд, составят:
а) 40% и 4 млрд. руб.; б) 40% и 10 млрд. руб.;
в) 25% и 2,5 млрд. руб.; г) 25% и 10 млрд. руб.