Ординалистская теория полезности
Полезность количественно неизмерима и потребитель имеет возможность лишь устанавливать, ранжировать предпочтительность того или иного набора приобретаемых благ. Ординалистская теория определяет состояние равновесия потребителя на основе кривых безразличия, которые выявляют предпочтительность того или иного набора благ и бюджетной линии, характеризующей возможность потребителя приобрести тот или иной набор благ.
Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя (рис.8).
Любая точка на кривой безразличия (А, В, С, D, Е) характеризует набор товаров X и Y, имеющих одинаковое потребительское значение (приносящих одинаковую совокупную полезность) для потребителя, и потому потребителю безразлично, какой набор приобрести, т.е. ни один из наборов не имеет предпочтения.
Рис. 8. Кривая безразличия
Карта кривых безразличия —множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень совокупной полезности (рис. 9).
Каждая кривая безразличия представляет разную совокупную полезность. Совместно кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителей.
Рис. 9. Карта кривых безразличия
Свойства кривых безразличия:
1) Кривая безразличия, лежащая правее и выше какой-либо другой кривой, содержит более предпочтительные наборы. Линии U1, U2, U3 на рис. 9 расположены по возрастанию предпочтительности.
2) Кривые безразличия не пересекаются, иначе нарушается аксиома транзитивности.
3) Кривые безразличия для «нормальных» товаров имеют отрицательный наклон.
4) Кривая безразличия может быть проведена через любую точку.
5) Кривые безразличия, как правило, выпуклы по направлению к началу координат.
Предельной нормой замещения благом X блага Y называется объем блага Y, от которого должен отказаться потребитель, чтобы увеличить потребление блага X на единицу при неизменном уровне полезности: MRS = - ΔY/ΔX при U = const (рис. 10).
Геометрически, при малых ΔХвеличина MRS равна тангенсу угла наклона касательной к кривой безразличия, например в точке А. По мере увеличения потребления блага X(т.е. «насыщения») величина MRS убывает, а касательная становится все более пологой.
Рис. 10. Предельная норма замещения
СвязьMRS с предельной полезностью определяется соотношением:
MRS = MUX /MUY = - ΔY/ΔX
Для того чтобы определить оптимальный потребительский выбор, необходимо соотнести выясненные предпочтения потребителя с его бюджетными возможностями, так как не всякий набор благ доступен по доходам. Бюджетное ограничение потребителя может быть представлено равенством:
I=PxX+PyY,
где I— доход (бюджет) потребителя в единицу времени;
Px , Ру— цены соответствующих благ.
Выразив переменную величину Y через X, получим уравнение бюджетной линии
Y= I/ Py – (Px / Py ) X
Бюджетная линия показывает количество товаров, доступных потребителю при имеющемся в его распоряжении доходе и существующих рыночных ценах (рис. 11).
Любая точка, лежащая на бюджетной линии, доступна потребителю, т.е. его доход и существующие цены позволяют ему купить любой набор товаров X и У.
Бюджетная линия:
- сдвигается вправо, когда доход потребителя увеличивается или цены товаров снижаются одинаково;
- сдвигается влево, когда доход потребителя уменьшается или цены товаров возрастают одинаково;
- меняет угол наклона, когда цены товаров изменяются непропорционально.
Рис. 11. Бюджетная линия
Потребитель находится в равновесии,если приобретает набор товаров, соответствующий точке касания самой высокой из доступных ему кривых безразличия бюджетной линии. В точке равновесия потребитель получает наибольшую полезность при данном уровне цен и имеющемся в его распоряжении доходе (рис. 12).
Рис. 12. Равновесное положение потребителя
Равновесное положение потребителя достигается в точке е, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех доступных потребителю кривых безразличия - U2. Потребителю доступны и комбинации товаров Xи Y, лежащие на кривой безразличия U1 (точки а и b), однако, последние соответствуют меньшей совокупной полезности, так как они расположены на кривой безразличия, более близкой началу координат. В то же время наборы товаров, находящиеся на кривой безразличия U3 обладают для потребителя большей полезностью, но недоступны ему в силу его бюджетного ограничения.