Тема 1.2. Общие основы экономического развития
Основные вопросы темы:
1. Потребности и способы их удовлетворения. Понятие экономического блага. Благо - товар.
2. Факторы производства: классификация и характеристика.
3. Ограниченность ресурсов и проблема выбора. Производственные возможности. Альтернативная стоимость. Экономическая эффективность.
4. Экономические системы.
Учебные цели данной темы – сформулировать общие основы экономического развития; раскрыть понятия «потребности», «редкость», «благо», «экономическое благо», «товар», «ограниченность ресурсов», «проблема выбора», «производственные возможности», «альтернативная стоимость», «экономическая эффективность»; дать классификацию и характеристику основных факторов производства, дать определение «экономической системы общества»; выявить критерии анализа экономической системы; рассмотреть существующие типы экономических систем.
Потребности и способы их удовлетворения. Понятие экономического блага. Благо - товар.
В общем виде экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение их потребностей.
Под потребностямиобычно понимается недостаток (нужда, состояние неудовлетворенности) для поддержания жизнедеятельности и развития личности. Именно потребности - внутренний побудительный мотив активной экономической деятельности человека.
Существует большое разнообразие классификаций потребностей:
А. Маршалл выделял следующие виды потребностей: абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и которые можно отложить, прямые и косвенные, настоящие и будущие[9].
Общеизвестна классификация Маслоу, так называемая пирамида потребностей: физиологические, самосохранения, социальные, в уважении, в самоутверждении.
По мере развития общества потребности умножаются и усложняются. Это происходит в результате появления, как новых желаний, так и новых благ. Экономическая теория сформулировала закон возвышения потребностей в ходе прогресса общества. Но не все потребности могут быть удовлетворены в данный момент времени. Возникает противоречие между фактически безграничными потребностями и возможностями их удовлетворения.
Благо - средство, удовлетворяющее потребности.
1. Свойство какого-либо предмета удовлетворять потребность еще не делает его благом, т.е. способность предмета удовлетворять потребность должна быть осознана человеком.
2. Одни имеются почти в неограниченных количествах (воздух), другие - в ограниченном. Редкость - основа деления благ на экономические и неэкономические. Экономическое благо - редкое благо. Суть редкости - соотношение между потребностью и доступным для распоряжения количеством благ.
Существует множество различных благ. Еще раз необходимо обратить внимание на условность классификаций.
Можно привести следующую объектную классификацию благ[10] (см. рис.2 ).
Соотношение понятий – «благо» - «товар».
Экономическое благо, предназначенное для обмена – товар. Товар – общественная форма движения блага.
Свойства товара:
- предназначен для удовлетворения какой-либо потребности (т.е. обладает полезностью или потребительной стоимостью);
- результат или продукт экономической деятельности;
- предназначен для продажи (обмена), а не для собственного потребления.
|
Рис.2.
Что лежит в основе пропорций обмена?
До А.Маршалла преобладали монистические теории.
Классическая политическая экономия и наиболее ярко Маркс (трудовая теория стоимости) определяли стоимость общественно необходимыми затратами труда при средних общественно нормальных условиях производства и средней интенсивности труда.
Согласно взглядам представителей австрийской школы (теория предельной полезности), приобретение товара не значит, что кто-то оценил затраты труда на его производство. Товар для покупателя обладает определенным полезным эффектом, покупатель ценит этот товар. Ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребления и их количества. Ценность - субъективная оценка покупателем полезности блага[11].
С А.Маршалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и на стороне предложения (издержек производства)- переход к функциональному анализу, т.е. одновременному определению взаимовлияния цены и спроса - предложения.