Институциональная среда - структура
Игровые поля | Правила игры | Игроки |
- Отрасли национальной экономики - Виды предпринимательской деятельности - Рынки национальные - Рынки международные - Рынки глобальные | - Конституционные - Надконституционные - Экономические законы и соглашения | - Государство - Организации (фирмы) - Домашние хозяйства - Индивиды |
Игровые поля Правила игры Игроки
- Отрасли национальной
экономики
- Виды предпринимательской
деятельности
- Рынки национальные
- Рынки международные
- Рынки глобальные - Конституционные - Надконституционные - Экономические законы и соглашения - Государство - Организации (фирмы) - Домашние хозяйства - Индивиды
35. Сущность, типы и концепции институциональных изменений. Анализ импорта институтов.
Функциональное понятие адаптивной эффективности позволяет выделить три типа институциональных изменений:
- path determinacy - «рационализация», изменения, полностью определённые прошлым; общество развивается в рамках, допускаемых данными институтами, без изменений самих институтов.
- path dependence - «рационализация рационализации», глубокая зависимость от траектории предшествующего развития; общество воспроизводит социокультурные институты, постепенно внося в них изменения.
- path independence - «инновационное развитие», независимое от прошлого, отсутствие явной связи между старыми и новыми институтами.
В институциональной экономике в общем случае различают три формы импорта институций.
1) Институциональные нормы могут быть предложены для практического использования в соответствии с определенной теоретической моделью. Пример. Принцип Laissez-fairs, институты СССР – из работ Маркса и Энгельса. Очевидно, что в данном случае всегда существует вероятность ошибки, когда прописанный теоретически институциональный механизм на практике отторгается агентами или дает сбои.
2) Далее для использования в реальных условиях могут быть предложены институциональные нормы, уже применявшиеся в данном процессе прежде, но по определенным причинам исчезнувшие или забытые. В этом случае также существует вероятность ошибочного выбора, который заключается в возможности появления институциональных «атавизмов», когда в одном и том же процессе, но в новых условиях ранее эффективные правила устаревают, становятся несостоятельными. История повторяется дважды – один раз как трагедия, другой раз как фарс. Самостоятельно.
3) Институции и их атрибуты могут создаваться по образцам, реально существующим в более прогрессивных хозяйственных системах. Образно говоря, здесь имеет место «равнение на лидера», то есть использование таких правил институционального поведения, которые в настоящий момент проявляют себя с высокой (приемлемой) эффективностью. Опасность при этом заключается в потенциале резкого падения отдачи от нормы, воссозданной в новых, отличных от исходных условиях.
Пример. В России: политический – институт демократии, экономический – институт рынка по образцу Европы.
Признание недостаточности предпосылок для эволюционного развития институтов рынка в России, совмещенное с желанием создать цивилизованный рынок в исторически короткие сроки, приняло форму«телеологической стратегии рыночных реформ».
В отличие от генетического подхода к реформам, основанного на учете существующих в обществе норм, тенденций их развития и ограничений, телеологический подход принимает за точку отсчета желаемую ситуацию, в нашем случае, - цивилизованный рынок, понимаемый как совокупность формальных рыночных институтов.
Телеологические (т.е. целенаправленные) реформы могут основываться на импорте институтов из других стран - по аналогии с импортом товаров, импортом капитала. «Рыночные» реформы 90-х годов во многом основывались как раз на стратегии импорта институтов.
В случае импорта институтов изменение формальных правил - наиболее быстрый и легкий этап. Достаточно определить круг институтов, которые предполагается импортировать, и ознакомиться с лежащими в их основе писаными правилами.
В истории России можно найти множество примеров импорта институтов: начиная от насильственного внедрения христианства, точнее насильственного принуждения к исполнению формальных обрядов, реформ эпохи Петра I до сталинских преобразований.
Неформальная институционализация стала неотъемлемой частью трансформационных реформ переходной экономики России.
Успешное функционирование институтов зависят от того, как в конкретной стране взаимодействуют институты и человек. Поведение человека определяется не только институтом, но и тем, каков сам человек.
Все перечисленные факторы сыграли свою роль в неудачах реформ, однако наиболее общей их причиной, стоящей за многими из этих факторов, является отсутствие или дефицит в российском обществе достаточно благоприятной «среды приема» цивилизованной рыночной модернизации.
В силу исторических, институциональных и функциональных причин в России не сложилось весомых культурных, психологических и социальных предпосылок такой модернизации – наша страна уступала в этом отношении многим странам СЭВ, прибалтийским республикам СССР и даже социалистическому Китаю.
Главным образом, это связано с противоречием между недостаточностью существующих институциональных предпосылок рынка и потребностью поскорее найти замену оказавшимся несостоятельными институтам плановой экономики.
Поэтому революционные изменения законов часто приводят к результатам, отличающимся от ожидаемых.Крупные институциональные изменения происходят медленно в результате длительного процесса (500 дней).
36. Дисфункции институтов и институциональные ловушки российской экономики: сущность, причины, издержки, механизм преодоления.