Железнодорожный транспорт и его роль в развитии?
Транспортный комплекс представляет собой особую сферу материального
производства и выступает как самостоятельная отрасль народного хозяйства
страны. Транспорт призван удовлетворять потребности хозяйственного комплекса и населения в перевозках. Обеспечивая экономические связи, онспособствует успешному функционированию других отраслей хозяйственногокомплекса страны.Железнодорожный транспорт эффективен для перевозки массовых грузов на средниеи дальние расстояния, а пассажиров – на линиях пригородного сообщения и насредние расстояния.Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитиитоварного рынка страны, в удовлетворении потребности населения впередвижении. Он является основным звеном транспортной системы России ибольшинства стран СНГ. Особая роль железных дорог Российской Федерацииопределяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водныхпутей в главных сообщениях Восток – Запад, прекращением навигации на реках взимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрныхцентров от морских путей. В связи с этим на их долю приходится почти 50%грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны.Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспортастраны, однако темпы его развития могут быть меньшими, чем автомобильного,трубопроводного и воздушного, ввиду их недостаточного развития в нашейстране. Кроме того, следует учитывать усиливающуюся конкуренцию натранспортном рынке, технический прогресс и некоторые недостатки железныхдорог. К таким недостаткам следует отнести, прежде всего, капиталоемкостьсооружения железных дорог и относительно медленную отдачу авансируемогокапитала (6-8 лет, а иногда и больше).
15. реки как основа развития экономики?
Реки с их пресной водой являются важным фактором для размещения экономики. Пресная вода — важнейший из ресурсов для жизни людей, а охрана водных ресурсов — одна из главных проблем экологии.
Суммарный объем речного стока на территории России — 4270 км3 в год, что составляет почти десятую часть стока всех рек мира. По этому показателю Россия занимает второе место после Бразилии. В России водообеспеченность — удельная расчетная величина, получаемая от деления величины естественного среднего годового стока на общую площадь (получаем объем речного стока на единицу территории) — 250 тыс. м3 в год, что значительно меньше, чем в ряде развитых стран (например, она в три раза меньше, чем в Бразилии и Норвегии, меньше, чем в Индии, и примерно равна водообеспеченности США, КНР, Канады). Но в расчете на 1 жителя в России приходится 30 тыс. м3 в год, что существенно больше, чем во многих странах мира, но меньше, чем в Австралии с Океанией и в Южной Америке (в тыс. м3: в мире — 9,0; в Европе — 4,6; в Азии — 5,2).
Всего на территории России протекает около 120 тыс. рек длиною более 10 км каждая, их общая протяженность достигает 2,3 млн км, имеется 2 млн пресных и соленых озер, 40 больших водохранилищ (каждое объемом более 1 км3). Речной сток неравномерно распределен по территории страны. 90% поверхностных вод России относится к бассейнам Ледовитого и Тихого океанов, в которые впадают самые крупные реки Енисей, Лена, Обь, Амур.
Использование водных ресурсов рек требует более экономного отношения к ним. Нужно учитывать ряд негативных обстоятельств: 1) неравномерность распределения речного стока по территории страны, по сезонам года, по годам ; 2) многие южные регионы европейской части страны имеют невысокую обеспеченность водными ресурсами (а именно они обладают наиболее плодородными почвами); 3) происходит снижение водности рек южной части страны; 4) наибольшее использование речного стока приходится именно на наименее обеспеченные водой районы страны; продолжается загрязнение вод рек; 5) продолжается деградация малых рек; 6) неравномерность распределения осадков по территории страны.
Трубопроводный транспорт?
Трубопроводный транспорт,вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам. Т. т. предназначен главным образом для транспортировки газа (см. Газопровод), нефти (см. Нефтепровод), твёрдых материалов (см. Гидравлический транспорт, Пневматический транспорт).
В зависимости от назначения и территориального расположения различают магистральный и промышленный Т. т. К магистральному Т. т. относятся газо- и нефтепроводы, по которым обычно транспортируют продукты от мест добычи к местам переработки и потребления — на заводы или в морские порты для перегрузки в танкеры и дальнейшей перевозки. По магистральным продуктопроводам перемещают готовые нефтепродукты с заводов в районы потребления. Т. т. используют для транспортировки грузов, поддающихся передаче по трубам, в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса (см. Промышленный транспорт). К Т. т. относятся нефте-базовые, внутрипромысловые нефте-, газо- и продуктопроводы, городские газоразводящие, водопроводные и канализационные сети и т.п.
Т. т. — прогрессивный, экономически выгодный вид транспорта, ему присущи: универсальность, отсутствие потерь грузов в процессе транспортировки при полной механизации и автоматизации трудоёмких погрузочно-разгрузочных работ, возврата тары и др. В результате этого снижается себестоимость транспортировки (например, для жидких грузов в 3 раза ниже по сравнению с перевозкой их по железным дорогам).
Дальнейшее развитие магистрального Т. т. связано с увеличением диаметра труб, с повышением давления газа и нефти в трубах, с применением более мощных компрессорных агрегатов и т.п. Для снижения стоимости транспортировки предполагается осуществлять подачу газа в охлажденном (жидком) виде.
Воздушный транспорт?
Воздушный транспорт, один из видов транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров, почты и грузов воздушным путём. Главное его преимущество — обеспечение значительной экономии времени за счёт высокой скорости полёта. В. т. возник в государствах Европы и Америки после 1-й мировой войны
Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Также он используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, выполняет работы при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, участвует в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. Спрос в транспортной работе превышал предложение. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам - не более 50%. Износ основных фондов оценивается в 70%.
Ø Транспорт является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортною комплекса
18. условия и принципы размещения экономических объектов?
Принципы размещения производства в условиях рыночной экономики представляют собой основные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике.
Понятие закономерностей размещения производства, их объективный характер. Объективные экономические законы и закономерности размещения производительных сил:
1) государственное регулирование производства в рыночных отношениях;
2) размещение производства с учетом расселения населения, наличия сырьевых ресурсов, уровня развития объектов обслуживающих отраслей, интересов охраны окружающей среды;
3) рациональное, наиболее эффективное размещение производства;
4) комплексное, гармоничное развитие хозяйства всех субъектов Российской Федерации.
Принципы размещения производительных сил как основополагающие требования экономической политики государства к конкретному пространственному размещению производства:
1) приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и районам потребления продукции;
2) комплексное использование всех видов природных ресурсов как основа эффективного ведения хозяйства территории;
3) учет преимуществ и экономических выгод межрегионального и международного разделения труда в развитии и размещении производительных сил;
4) учет интересов укрепления обороноспособности страны при размещении хозяйственных объектов;
5) единство экономического районирования с административным делением.
Факторы размещения производительных сил как совокупность конкретных условий и обстоятельств, определяющих развитие и размещение производств по территории страны.
Природные факторы:
1) наличие природных ресурсов, их количественная и качественная оценка;
2) климатические и экологические условия.
Возрастающая роль экологического фактора при обосновании размещения производства по территории страны. Климатические условия - важнейший природный фактор развития и размещения производящих отраслей агропромышленного комплекса. Региональные различия размещения сельскохозяйственного производства. Региональные различия в природных условиях и их влияние на уровень всех элементов затрат. Технико-экономические показатели, отражающие природные факторы.
Демографические факторы:
1) численность населения и его расселение;
2) половозрастная структура населения;
3) естественное и механическое движение населения в масштабе всей страны и в территориальном разрезе;
4) численность трудовых ресурсов и их половозрастная структура;
5) уровень квалификации наличных трудовых ресурсов.
Показатели, отражающие демографические факторы.
Технико-экономические факторы:
1) пространственное положение района размещения производства;
2) транспортная обеспеченность;
3) уровень развития объектов производственной и социальной инфраструктуры;
4) объем капитальных и текущих затрат в районе размещения объектов.
19. рассеянное размещение экономических объектов в регионе?
Рассеянное (дисперсное) размещение - затрудняется или исключается взаимодействие между объектами; связанность - интенсивность экономических связей между элементами пространства , условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей.
20. линейное размещение?
планирование размещения линейных объектов не должно начинаться с градостроительного плана, линейные объекты транспортной и инженерной инфраструктуры имеют особый статус, обусловленный их значением для устойчивого развития территории.
Включение линейных объектов в состав объектов регионального и местного значения может стать условием финансирования соответствующих проектов из региональных и местных бюджетов.
21. неравномерное размещение экономических объектов по территории региона (территориальная асимметрия)?
22. территориальные структуры?
Территориальная структура экономики определяется составом хозяйственных комплексов, расположенных на отдельных территориях страны (хозяйственный комплекс Костромской области и т.д.), а также соотношением между ними по перечню показателей (валовый региональный продукт, объем произведенной и реализованной продукции, численность занятых и т.д.).
При анализе разных типов территориально-производственных систем (хозяйство мира, региона, страны, района и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур — отраслевой и территориальной. И та и другая показывает соотношение различных элементов хозяйственной системы — вещественных нетерриториальных (отрасли, предприятия, производства), и тогда речь идет о ее отраслевой (компонентной) структуре, и территориальных (регион, экономическая зона, район и т. п.), и тогда рассматривается ее территориальная (региональная) структура.
23. региональная экономическая политика?
Государственная региональная политика - система ценностей и целей, государственно-управленческих мер (решений и иных действий), предусмотренных нормативными правовыми актами, программами и иными документами, направленными на региональное развитие;
Объект государственной региональной политики - регион, в отношении которого осуществляется установленная настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами государственная региональная политика;
Региональная экономическая политика преследует достижение определенных целей, поставленных на национальном или региональном уровнях, поэтому естественной является постановка вопроса о результативности проводимой региональной политики. Объективная оценка результатов экономической политики является чрезвычайно сложной, поэтому очень часто решения, касающиеся региональной политики, принимаются без оценки их возможных и реальных результатов.
24. региональная политика в области АПК?
Совокупность отраслей экономики страны, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, осуществляющие перевозку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, поставку ее потребителям, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, химикатами и удобрениями, обслуживающие сельскохозяйственное производство.
В структуре АПК выделяют три сферы. Первая - отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др. Вторая - сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство. Третья - отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье: пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.
25. регионально – экономическая политика в сфере туризма?
Учитывая значение туризма в развитии национальных хозяйственных систем, особенно актуальной становится проблема разработки и реализации региональной политики в сфере туризма. Так, в масштабах государства туризм может стать рычагом для преодоления неравномерного экономического развития отдельных территорий. Развитие туристической индустрии стимулирует рост уровня развития в экономически плохо развитых, неблагоприятных для промышленного и сельскохозяйственного производства регионах, способствует закреплению в них населения, уменьшению его миграции в большие города и промышленных центров и даже приводит к обратному процессу - приезда к ним населения из других регионов.
Региональная политика - это деятельность государства, направленная на обеспечение комплексного экономического, политического, социального и культурного развития отдельных территорий страны. Тактической задачей региональной политики является обеспечение сбалансированного комплексно-пропорционального развития отдельных регионов, создание благоприятных условий для успешного функционирования объектов и проживания населения, для развития рыночных отношений. Стратегической задачей региональной политики является макросоциоекономичне обоснование и разработка оптимальной перспективной территориальной структуры жизни населения.