Либерализация внешней торговли

Развитие межхозяйственных связей, процессов глобализа­ции потребовало либерализации внешней торговли, способству­ющей интеграции российской экономики в мировое экономичес­кое пространство, создающей возможности для:

• расширения самостоятельности предприятий, наделения всех экономических агентов правом осуществления внешнетор­говых операций;

• включения отечественных производителей в конкурент­ную борьбу на внешних рынках;

• ориентации на эффективность хозяйствования, повышение качества продукции через ценовые сигналы мирового рынка;

• выявление и поддержание сравнительных экономических преимуществ;

• расширение рынков сбыта, получение "эффекта от мас­штаба" и др.

В совокупности с внутристрановыми преобразованиями они ориентированы на стимулирование рыночных преобразований в России.

Сегодняшние реалии, актуальные проблемы, направления преобразований

Сегодняшние реалии — известный сдвиг в производствен­ной сфере, наибольший с 1987 г. рост производства, определен­ные подвижки в налоговой политике, постепенное сокращение внешнего долга и пр. Вместе с тем достаточно остры социальные проблемы. Процесс реформирования не завершен ни в одной из сфер и направлений, требует продуманной политики, сочетаю­щейся с социальными механизмами.

Особая актуальность социальных проблем, обусловленная тем, что преобразованиям предшествовал уровень жизни, бо­лее высокий, чем тот, к которому большинство населения по­дошло два десятилетия спустя, определила необходимость ориентации экономического развития прежде всего на их ре­шение.

Этот ориентир может быть определен в качестве базовой ос­новы преобразований. При его конкретизации следует выделить три направления: а) реальное "создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь и свободное развитие человека", опреде­ленных ст. 6 Конституции РФ; б) недопущение снижения, рост жизненного уровня населения; в) ориентация на определенный уровень благосостояния. Социальная ориентация должна быть ос­новным стержнем российской модели рыночной экономики.

Поскольку основой решения социальных проблем являет­ся экономика, важна ориентация на созидательные тенденции, интенсификацию производства, создание экономического потенциала, позволяющего сократить разрыв с Западом, Как обя­зательное условие независимости и формирования лидерских позиций — развитие наукоемких производств, ориентация на достижения НТР, "технологический прорыв", без которых раз­витие вышеназванных проблем практически невозможно.

Россия — крупнейшая мировая держава с высоким ресур­сным потенциалом, не должна ориентироваться на сложившу­юся уродливую экспортно-импортную политику, зависимость от западного индустриального потенциала, должна развивать собственную высокотехнологическую базу.

Необходима ориентация на развитие малого, среднего, крупного производства. В ближайший период — экономическая поддержка малого и среднего предпринимательства. При этом малый бизнес должен устремляться не только в самостоятель­ные структуры, чаще всего ориентированные на производство продукции пищеблока, но и в крупный бизнес, где, как и в стра­нах Запада, может выполнять вспомогательную роль по отно­шению к крупному капиталу. Такая ориентация будет способ­ствовать и решению актуальнейшей проблемы занятости.

Необходима ориентация бизнеса на приоритетное развитие тех производств, которые в наибольшей мере "направлены" на потребителя, имеют определенное качество, безопасны в употреблении.

Вместе с тем важны активные позиции государства в ры­ночной экономике. Государство должно помогать преобразова­тельным процессам формированием адекватной потребностям развития правовой базы, исполнительской дисциплины, способ­ствовать гибкости системы, поддержке отечественных произ­водителей и т. д.

При этом основными ориентирами могут выступить:

• создание правовой базы, соответствующей интересам рос­сиян, создающей заинтересованность в эффективном хозяй­ствовании, охраняющей их права — право собственности, доб­росовестной конкуренции, заимствования, аренды, социальные права и т. д.;

• проведение политики в области естественных монополий, базовых отраслей экономики, ЖКХ и др., ориентированной на контроль над ценами, ограничение их роста, отвечающей инте­ресам большинства населения, общества;

• защищенность производителей, потребителей, общества по широкому кругу: от недобросовестной деловой практики, стя­жательских проявлений, криминалитета и т. д.;

• в условиях глобализации проведение экономической по­литики, позволяющей России занять достойное место в мире, не быть сырьевым придатком развитых государств и др.

Большое значение имеет организованный на государствен­ном уровне контроль, прежде всего, за качеством продоволь­ственной продукции. В настоящее время значительный ряд им­портных продуктов с пищевыми добавками — консервантами и ингредиентами, опасными для здоровья, негативно влияющи­ми на органы пищеварения, желудок, печень, почки и т. д., не пользующиеся потребительским спросом в своих странах, ши­роко продаются на оптовых продовольственных рынках России по достаточно низким ценам. Эта небезопасная в употреблении продукция оказалась в современных условиях наиболее доступ­ной для российского потребителя.

При решении социальных проблем необходима конкрети­зация сфер, направлений деятельности и структур, занимаю­щихся социальными проблемами и принимающими решения, а также ответственных за реализацию социально ориентирован­ной политики в России. В настоящее время вся ответственность за эти проблемы в значительной мере лежит на федеральных органах исполнительной власти, которые осуществляют дея­тельность в социальной сфере на макроуровне. Вместе с тем в условиях расширения самостоятельности хозяйствующих структур больший акцент надо сделать на развитие деятельно­сти социальной направленности в регионах, на местах, с коор­динацией ее в меру необходимости на федеральном уровне. Ре­гионы все больше должны ориентироваться на производство у себя комплексов товаров и услуг, необходимых для удовлетво­рения жизненно важных потребностей населения в продуктах питания, услугах, некоторых преимущественно профильных для регионов товаров. Достаточно успешно на местах могут ре­шаться вопросы развития малого предпринимательства, в том числе при производстве сельскохозяйственной продукции, и т. д. Усиление самостоятельности регионов является важным фактором снижения социальной напряженности в регионах, в обществе, могущим ее реально снизить.

В Посланиях Президента России В» В. Путина Федераль­ному Собранию определены важнейшие направления экономи­ческой политики, представляющие концепцию экономического развития страны на ближайший период:

• прежде всего, ориентация на человека — для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нор­мальной жизни каждого человека, важнейшие приоритеты: ка­чество и доступность жилья, образования, медицинского обслу­живания, стимулирование рождаемости;

• интеграция образования и науки;

• государственная поддержка научно-технического про­гресса, новых технологий, российских ученых;

• увеличение занятости;

• установление и разграничение ответственности уровней власти в сфере социальной поддержки населения;

• эффективное использование мер адресной социальной поддержки;

• снижение уровня смертности, увеличение продолжитель­ности жизни людей;

• уменьшение бедности, рост благосостояния людей;

• безопасные условия жизни;

• проведение бюджетной реформы, в том числе реструкту­ризации огромной сети бюджетных учреждений, введение но­вого разграничения доходных полномочий и расходных обяза­тельств между уровнями бюджетной системы страны;

• стабильность бюджетной и налоговой политики, ориента­ция на последовательное снижение инфляции до 3 % в год, со­здание в течение ближайшего времени условий для полной кон­вертируемости рубля;

• формирование налоговой системы, необременительной для бизнеса, справедливой для всех экономических агентов, бо­лее благоприятной для инвестирования и развития бизнеса;

• создание условий, при которых граждане России смогут зарабатывать деньги, зарабатывать и с выгодой для себя вкла­дывать в экономику своей собственной страны;

• создание эффективной системы природопользования, обеспечивающей рациональное использование природных ре­сурсов;

• развитие транспортной инфраструктуры, обеспечиваю­щей единство страны, способной превратить географические особенности России в ее конкурентное преимущество;

• диверсификация нефтяных, газовых потоков страны;

• модернизация армии, проведение военной реформы, в том числе включающей систему социальных гарантий военнослу­жащим;

• дальнейшая интеграция российской экономики в миро­вое хозяйство, включая присоединение на выгодных для нас условиях к ВТО, с учетом ориентации на жесткие требова­ния мирового рынка, необходимость завоевания в нем своих собственных "ниш";

• изыскание более эффективных способов для увеличения российского экспорта;

• формирование свободного общества свободных людей -самая главная и самая сложная задача, ибо несвободный, неса­мостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине.

Таким образом, особенности современного развития обус­ловливают необходимость ориентации на решение социальных проблем, рост благосостояния, механизмы эффективного хозяй­ствования, активную роль государства в экономике.

Основные термины и понятия

Приватизация — передача государственной собственнос­ти в частные руки.

В России:

ваучерная приватизация связана с выдачей всем гражда­нам ваучеров, т. е. ценных бумаг, дающих их владельцам право распоряжения определенным количеством материальных благ.

денежная приватизация связана с продажей имущества государственных и муниципальных предприятий за деньги. Наиболее распространенной оказалась продажа предприятий или их доли на аукционах (публичных торгах, разного рода кон­курсах), выкуп арендованного имущества.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте предпосылки и "ориентиры" реформи­рования российской экономики.

2. Назовите основные направления реального реформиро­вания российской экономики.

3. Охарактеризуйте сущность и этапы приватизации в России.

4. Назовите плюсы и минусы российской приватизации.

5. Ваша оценка "постепенной" и "шоковой" либерализации цен в переходной экономике.

6. Создана ли в результате рыночных преобразований в Рос­сии конкурентная рыночная среда?

7. Какую роль в рыночных преобразованиях в России игра­ют финансовая и денежно-кредитная политика государства?

8. Дайте оценку преобразованиям с точки зрения состоя­ния социальных проблем.

9. Выскажите свое понимание, роли государства в рефор­мируемой экономике России.

10. Ваша комплексная оценка рыночных преобразований в России.

11. Какие из перечисленных утверждений являются пра­вильными, а какие — ошибочными:

а) основной причиной падения темпов экономического рос­та в Советском Союзе в 80-90-е гг. явилась неблагоприятная конъюнктура на внешних рынках, природные и технологичес­кие катаклизмы;

б) основной причиной падения темпов роста в России яви­лись внутренние факторы: сокращение ресурсного потенциа­ла, диспропорциональность производства и т.д.

в) переход к рынку в России сопровождался значительным ослаблением роли государства в экономике;

г) на начало реформирования диспропорциональность в рос­сийской экономике отсутствовала.

д) приватизация государственной собственности в России привела к позитивным результатам, явилась основой дальнейшего поступательного развития экономики;

е) либерализация цен — необходимое условие формирования рыночной экономики;

ж) обострение социальных проблем — значительный негатив рыночных преобразований в России;

з) на сегодняшний день возможна позитивная оценка рыночных преобразований в России.

12. Верно — неверно.

1. Элементами экономической реформы на первом этапе выступили:

а) либерализация цен;

б) институциональные преобразования;

в) финансовая стабилизация;

г) рост государственных расходов на социальные нужды.

2. Функциями государства в переходной экономике являются:

а) макроэкономическое регулирование хозяйственных процессов;

б) обеспечение прав собственности;

в) обеспечение взаимосвязей между хозяйственными структурами;

г) выполнение роли основного хозяйствующего субъекта;

д) роль "ночного сторожа".

13. Выскажите соображения о дальнейшем развитии рос­сийской экономики, по возможности аргументированные.

Литература

Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. М., 1994.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.

Бузгалин А. В. Переходная экономика. М., 1992.

Видяпин В. И..Журавлева Г. П. Экономическая теория (по­литэкономия). М., 2000.

Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микро­экономика. 2-е изд. СПб., 1996.

Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М., 1976.

Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992.

Долан Э. Дою., Линдсей Д. Е. Микроэкономика. СПб., 1997.

Емцов Р. Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика. М., 1997.

Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1973.

Коуз Р. Фирма, рынок, право. М., 1993.

Курс переходной экономики / Под ред. Л. И. Абалкина. М., 1997.

Нуриев Р. М. Основы экономической теории. Микроэконо­
мика. М., 2002.

Пиндайк Р., Рубинфелъд Д. Микроэкономика. М., 1992. ' Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс. Прин­ципы, проблемы и политика: В 2 т. М., 1992.

Маркс К. Капитал. Т. I—III., К. Маркс и Энгельс Ф. Соч. Т. 23, 24. Т. 25, ч. I и II.

Маршалл А. Принципы экономической науки: В Зт.М., 1993.

Мэнкъю Н. Г. Макроэкономика. М., 1994.

Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной кон­куренции. М., 1986.

Самуэльсон П. Экономика: В 2 т. М., 1992.

Самуэлъсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1999.

Стэнлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. М., 1994.

Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и при­менение. Т. 2. М., 1992.

Хейлбронер Р., Туроу Л. Экономика для всех. Новосибирск, 1994.

Экономика: Учебник / Под ред., Л. С. Булатова. М., 1995.

Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.

Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991.

Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. М., 1993.

Наши рекомендации