Либерализация внешней торговли
Развитие межхозяйственных связей, процессов глобализации потребовало либерализации внешней торговли, способствующей интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство, создающей возможности для:
• расширения самостоятельности предприятий, наделения всех экономических агентов правом осуществления внешнеторговых операций;
• включения отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешних рынках;
• ориентации на эффективность хозяйствования, повышение качества продукции через ценовые сигналы мирового рынка;
• выявление и поддержание сравнительных экономических преимуществ;
• расширение рынков сбыта, получение "эффекта от масштаба" и др.
В совокупности с внутристрановыми преобразованиями они ориентированы на стимулирование рыночных преобразований в России.
Сегодняшние реалии, актуальные проблемы, направления преобразований
Сегодняшние реалии — известный сдвиг в производственной сфере, наибольший с 1987 г. рост производства, определенные подвижки в налоговой политике, постепенное сокращение внешнего долга и пр. Вместе с тем достаточно остры социальные проблемы. Процесс реформирования не завершен ни в одной из сфер и направлений, требует продуманной политики, сочетающейся с социальными механизмами.
Особая актуальность социальных проблем, обусловленная тем, что преобразованиям предшествовал уровень жизни, более высокий, чем тот, к которому большинство населения подошло два десятилетия спустя, определила необходимость ориентации экономического развития прежде всего на их решение.
Этот ориентир может быть определен в качестве базовой основы преобразований. При его конкретизации следует выделить три направления: а) реальное "создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека", определенных ст. 6 Конституции РФ; б) недопущение снижения, рост жизненного уровня населения; в) ориентация на определенный уровень благосостояния. Социальная ориентация должна быть основным стержнем российской модели рыночной экономики.
Поскольку основой решения социальных проблем является экономика, важна ориентация на созидательные тенденции, интенсификацию производства, создание экономического потенциала, позволяющего сократить разрыв с Западом, Как обязательное условие независимости и формирования лидерских позиций — развитие наукоемких производств, ориентация на достижения НТР, "технологический прорыв", без которых развитие вышеназванных проблем практически невозможно.
Россия — крупнейшая мировая держава с высоким ресурсным потенциалом, не должна ориентироваться на сложившуюся уродливую экспортно-импортную политику, зависимость от западного индустриального потенциала, должна развивать собственную высокотехнологическую базу.
Необходима ориентация на развитие малого, среднего, крупного производства. В ближайший период — экономическая поддержка малого и среднего предпринимательства. При этом малый бизнес должен устремляться не только в самостоятельные структуры, чаще всего ориентированные на производство продукции пищеблока, но и в крупный бизнес, где, как и в странах Запада, может выполнять вспомогательную роль по отношению к крупному капиталу. Такая ориентация будет способствовать и решению актуальнейшей проблемы занятости.
Необходима ориентация бизнеса на приоритетное развитие тех производств, которые в наибольшей мере "направлены" на потребителя, имеют определенное качество, безопасны в употреблении.
Вместе с тем важны активные позиции государства в рыночной экономике. Государство должно помогать преобразовательным процессам формированием адекватной потребностям развития правовой базы, исполнительской дисциплины, способствовать гибкости системы, поддержке отечественных производителей и т. д.
При этом основными ориентирами могут выступить:
• создание правовой базы, соответствующей интересам россиян, создающей заинтересованность в эффективном хозяйствовании, охраняющей их права — право собственности, добросовестной конкуренции, заимствования, аренды, социальные права и т. д.;
• проведение политики в области естественных монополий, базовых отраслей экономики, ЖКХ и др., ориентированной на контроль над ценами, ограничение их роста, отвечающей интересам большинства населения, общества;
• защищенность производителей, потребителей, общества по широкому кругу: от недобросовестной деловой практики, стяжательских проявлений, криминалитета и т. д.;
• в условиях глобализации проведение экономической политики, позволяющей России занять достойное место в мире, не быть сырьевым придатком развитых государств и др.
Большое значение имеет организованный на государственном уровне контроль, прежде всего, за качеством продовольственной продукции. В настоящее время значительный ряд импортных продуктов с пищевыми добавками — консервантами и ингредиентами, опасными для здоровья, негативно влияющими на органы пищеварения, желудок, печень, почки и т. д., не пользующиеся потребительским спросом в своих странах, широко продаются на оптовых продовольственных рынках России по достаточно низким ценам. Эта небезопасная в употреблении продукция оказалась в современных условиях наиболее доступной для российского потребителя.
При решении социальных проблем необходима конкретизация сфер, направлений деятельности и структур, занимающихся социальными проблемами и принимающими решения, а также ответственных за реализацию социально ориентированной политики в России. В настоящее время вся ответственность за эти проблемы в значительной мере лежит на федеральных органах исполнительной власти, которые осуществляют деятельность в социальной сфере на макроуровне. Вместе с тем в условиях расширения самостоятельности хозяйствующих структур больший акцент надо сделать на развитие деятельности социальной направленности в регионах, на местах, с координацией ее в меру необходимости на федеральном уровне. Регионы все больше должны ориентироваться на производство у себя комплексов товаров и услуг, необходимых для удовлетворения жизненно важных потребностей населения в продуктах питания, услугах, некоторых преимущественно профильных для регионов товаров. Достаточно успешно на местах могут решаться вопросы развития малого предпринимательства, в том числе при производстве сельскохозяйственной продукции, и т. д. Усиление самостоятельности регионов является важным фактором снижения социальной напряженности в регионах, в обществе, могущим ее реально снизить.
В Посланиях Президента России В» В. Путина Федеральному Собранию определены важнейшие направления экономической политики, представляющие концепцию экономического развития страны на ближайший период:
• прежде всего, ориентация на человека — для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека, важнейшие приоритеты: качество и доступность жилья, образования, медицинского обслуживания, стимулирование рождаемости;
• интеграция образования и науки;
• государственная поддержка научно-технического прогресса, новых технологий, российских ученых;
• увеличение занятости;
• установление и разграничение ответственности уровней власти в сфере социальной поддержки населения;
• эффективное использование мер адресной социальной поддержки;
• снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни людей;
• уменьшение бедности, рост благосостояния людей;
• безопасные условия жизни;
• проведение бюджетной реформы, в том числе реструктуризации огромной сети бюджетных учреждений, введение нового разграничения доходных полномочий и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы страны;
• стабильность бюджетной и налоговой политики, ориентация на последовательное снижение инфляции до 3 % в год, создание в течение ближайшего времени условий для полной конвертируемости рубля;
• формирование налоговой системы, необременительной для бизнеса, справедливой для всех экономических агентов, более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса;
• создание условий, при которых граждане России смогут зарабатывать деньги, зарабатывать и с выгодой для себя вкладывать в экономику своей собственной страны;
• создание эффективной системы природопользования, обеспечивающей рациональное использование природных ресурсов;
• развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей единство страны, способной превратить географические особенности России в ее конкурентное преимущество;
• диверсификация нефтяных, газовых потоков страны;
• модернизация армии, проведение военной реформы, в том числе включающей систему социальных гарантий военнослужащим;
• дальнейшая интеграция российской экономики в мировое хозяйство, включая присоединение на выгодных для нас условиях к ВТО, с учетом ориентации на жесткие требования мирового рынка, необходимость завоевания в нем своих собственных "ниш";
• изыскание более эффективных способов для увеличения российского экспорта;
• формирование свободного общества свободных людей -самая главная и самая сложная задача, ибо несвободный, несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине.
Таким образом, особенности современного развития обусловливают необходимость ориентации на решение социальных проблем, рост благосостояния, механизмы эффективного хозяйствования, активную роль государства в экономике.
Основные термины и понятия
Приватизация — передача государственной собственности в частные руки.
В России:
ваучерная приватизация связана с выдачей всем гражданам ваучеров, т. е. ценных бумаг, дающих их владельцам право распоряжения определенным количеством материальных благ.
денежная приватизация связана с продажей имущества государственных и муниципальных предприятий за деньги. Наиболее распространенной оказалась продажа предприятий или их доли на аукционах (публичных торгах, разного рода конкурсах), выкуп арендованного имущества.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте предпосылки и "ориентиры" реформирования российской экономики.
2. Назовите основные направления реального реформирования российской экономики.
3. Охарактеризуйте сущность и этапы приватизации в России.
4. Назовите плюсы и минусы российской приватизации.
5. Ваша оценка "постепенной" и "шоковой" либерализации цен в переходной экономике.
6. Создана ли в результате рыночных преобразований в России конкурентная рыночная среда?
7. Какую роль в рыночных преобразованиях в России играют финансовая и денежно-кредитная политика государства?
8. Дайте оценку преобразованиям с точки зрения состояния социальных проблем.
9. Выскажите свое понимание, роли государства в реформируемой экономике России.
10. Ваша комплексная оценка рыночных преобразований в России.
11. Какие из перечисленных утверждений являются правильными, а какие — ошибочными:
а) основной причиной падения темпов экономического роста в Советском Союзе в 80-90-е гг. явилась неблагоприятная конъюнктура на внешних рынках, природные и технологические катаклизмы;
б) основной причиной падения темпов роста в России явились внутренние факторы: сокращение ресурсного потенциала, диспропорциональность производства и т.д.
в) переход к рынку в России сопровождался значительным ослаблением роли государства в экономике;
г) на начало реформирования диспропорциональность в российской экономике отсутствовала.
д) приватизация государственной собственности в России привела к позитивным результатам, явилась основой дальнейшего поступательного развития экономики;
е) либерализация цен — необходимое условие формирования рыночной экономики;
ж) обострение социальных проблем — значительный негатив рыночных преобразований в России;
з) на сегодняшний день возможна позитивная оценка рыночных преобразований в России.
12. Верно — неверно.
1. Элементами экономической реформы на первом этапе выступили:
а) либерализация цен;
б) институциональные преобразования;
в) финансовая стабилизация;
г) рост государственных расходов на социальные нужды.
2. Функциями государства в переходной экономике являются:
а) макроэкономическое регулирование хозяйственных процессов;
б) обеспечение прав собственности;
в) обеспечение взаимосвязей между хозяйственными структурами;
г) выполнение роли основного хозяйствующего субъекта;
д) роль "ночного сторожа".
13. Выскажите соображения о дальнейшем развитии российской экономики, по возможности аргументированные.
Литература
Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. М., 1994.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
Бузгалин А. В. Переходная экономика. М., 1992.
Видяпин В. И..Журавлева Г. П. Экономическая теория (политэкономия). М., 2000.
Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. 2-е изд. СПб., 1996.
Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М., 1976.
Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992.
Долан Э. Дою., Линдсей Д. Е. Микроэкономика. СПб., 1997.
Емцов Р. Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика. М., 1997.
Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1973.
Коуз Р. Фирма, рынок, право. М., 1993.
Курс переходной экономики / Под ред. Л. И. Абалкина. М., 1997.
Нуриев Р. М. Основы экономической теории. Микроэконо
мика. М., 2002.
Пиндайк Р., Рубинфелъд Д. Микроэкономика. М., 1992. ' Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика: В 2 т. М., 1992.
Маркс К. Капитал. Т. I—III., К. Маркс и Энгельс Ф. Соч. Т. 23, 24. Т. 25, ч. I и II.
Маршалл А. Принципы экономической науки: В Зт.М., 1993.
Мэнкъю Н. Г. Макроэкономика. М., 1994.
Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986.
Самуэльсон П. Экономика: В 2 т. М., 1992.
Самуэлъсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1999.
Стэнлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. М., 1994.
Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т. 2. М., 1992.
Хейлбронер Р., Туроу Л. Экономика для всех. Новосибирск, 1994.
Экономика: Учебник / Под ред., Л. С. Булатова. М., 1995.
Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.
Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991.
Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. М., 1993.