Недискреционная фискальная политика

Недискреционная фискальная политика, или политика ав­томатических (встроенных) стабилизаторов, ориентирует­ся на механизм, без участия государства устраняющий не­благоприятные "проявления" делового цикла. При этом исклю­чается необходимость частых изменений экономической поли­тики правительств.

В качестве основных автоматических стабилизаторов выступают налоги, а также социальные выплаты. Их регу­лирующее воздействие на экономику неоднозначно.

Например, на фазе подъема растут доходы фирм и насе­ления. При прогрессивной налоговой ставке увеличиваются на­логи. Сокращается безработица. Улучшается благосостояние ма­лообеспеченных. Как следствие, уменьшаются социальные рас­ходы государства — на выплату пособий по безработице и иные социальные нужды. В итоге снижается совокупный спрос, сдер­живается экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются прежде всего за счет сокращения доходов фирм и домашних хозяйств. Растет безработица. Соответственно, уве­личиваются выплаты социального характера, в том числе по­собия по безработице и т. д., что стимулирует рост покупатель­ной способности населения, способствует преодолению спада | экономики.

Таким образом, основными инструментами стабилиза­ционной политики при недискреционной, так же как при дис­креционной политике, выступают налоги и расходы государства, поскольку выплаты социального характера представля­ют государственные расходы.

Налоговая политика

Громадная роль налогов в финансовом регулировании мак­роэкономики требует обоснованной налоговой ставки, играю- , щей, как вполне очевидно, важную роль в экономике.

Практика западных стран ориентируется на различные ставки налогообложения:

• твердые (устанавливаемые на единицу объекта независимо от его стоимости или получаемого дохода);

• пропорциональные (следующие за ростом дохода, устанавливаемые в одинаковой пропорции к объекту налога, без дифференциации величины);

• прогрессивные (возрастающие в определенной пропорции по мере роста дохода);

• предельные (изменяющиеся в определенных пределах);

• регрессивные (снижающиеся при достижении определен­ного уровня или по мере роста дохода).

Многовариантность позволяет моделировать, применять наиболее эффективные в зависимости от времени и ситуации ставки налогообложения.

Западные исследователи считают более предпочтитель­ными прогрессивные, чем предельные ставки налогообложения.

Вместе с тем достаточно однозначной оценки в отношении единой или дифференцированной ставки налогов нет. Уклоне­ние от уплаты налогов значительной части юридических и фи­зических лиц в России обусловило законодательство о единой, сравнительно невысокой ставке налогообложения — 13%. Вре­мя покажет эффективность принятой меры.

• Исследования показывают, что чрезвычайно высокие став­ки налогов подрывают стимулы к труду. Непомерное возраста­ние налогового бремени в западных странах в 60-70-е гг. вызва­ло "налоговые бунты", широкое уклонение от налогов, способ­ствовало "бегству" капиталов в страны с более низким уровнем налогообложения.

Кривая Лаффера

Группа американских исследователей во главе с Артуром Лаффером, изучающая проблему налогов и инвестиций, при­шла к выводу, что повышение налогов сверх 50% уровня умень­шает интерес к инвестициям, приводит к сокращению поступ­лений в бюджет. С помощью кривой, которая по журналистской легенде впервые была начерчена на салфетке в ресторане, он изобразил зависимость между величиной ставки налога и объе­мом доходов, поступающих в бюджет (рис. 15Л).

Недискреционная фискальная политика - student2.ru

С ростом ставки налога доходы бюджета растут, но лишь до определенной "переломной точки". По достижении 50%-ного уровня сумма поступлений в бюджет сокращается. Кривая изменяет направленность в противоположную сторону. При 100%-ной ставке налогов поступления в бюджет сокраща­ются до нуля. Кривая приобретает форму колокола.

Таким образом, появляется "замкнутый круг" между на­логами и инвестициями, разорвать который целесообразно за счет снижения налогов, их дифференциации, создания налого­вых стимулов для инвестирования.

В 70-е гг. получила резонанс выдвинутая неоконсерватора­ми теория предложения. Ее авторы установили, что рост нало­гов неблагоприятно влияет на динамику производства и дохо­дов. Увеличение налогов за счет роста их ставок на определен­ном этапе не компенсирует сокращения поступлений в государ­ственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов. Как правило, сопровождается сокращением общей сум­мы бюджетных доходов. В итоге — высокие налоги оказывают сдерживающее воздействие на предложение капитала, труда и сбережений.

Исходя из отмеченного, сконцентрировали внимание на оп­ределении оптимальных ставок налогообложения, установ­лении налоговых льгот. Снижение налогов рассматривалось ими в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный эко­номический эффект и борьбу с инфляцией.

Представленные теоретические разработки способствова­ли подготовке налоговых реформ в США и в других странах, которые проводились в 80-90 гг.

С начала экономических реформ в России правительство сделало ориентир на чрезвычайно высокий уровень налогооб­ложения. Федеральные и местные налоги и взносы в различные фонды практически поглощали всю прибыль, что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспекти­вах ее развития. Ответной реакцией явилось уклонение от уплаты налогов, развитие теневой экономики. В настоящее время правительству чрезвычайно сложно собрать средства в доход­ную часть государственного бюджета.

Теневая экономика и "лазейки" наносят серьезный ущерб формированию доходной части государственного бюджета.

В 2000 г. в России принят Налоговый кодекс РФ. Однако его принятие не решило проблемы выхода предприятий из тени.

В условиях экономического спада для нашей страны очень важно разработать такой уровень и систему налогообложения, которые бы выступили фактором, стимулирующим предпри­нимательство, развитие национальной экономики.

Совершенствование налогового законодательства и прак­тики сбора налогов — важнейшая проблема современной госу­дарственной политики России.

Наши рекомендации