Недискреционная фискальная политика
Недискреционная фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов, ориентируется на механизм, без участия государства устраняющий неблагоприятные "проявления" делового цикла. При этом исключается необходимость частых изменений экономической политики правительств.
В качестве основных автоматических стабилизаторов выступают налоги, а также социальные выплаты. Их регулирующее воздействие на экономику неоднозначно.
Например, на фазе подъема растут доходы фирм и населения. При прогрессивной налоговой ставке увеличиваются налоги. Сокращается безработица. Улучшается благосостояние малообеспеченных. Как следствие, уменьшаются социальные расходы государства — на выплату пособий по безработице и иные социальные нужды. В итоге снижается совокупный спрос, сдерживается экономический рост.
На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются прежде всего за счет сокращения доходов фирм и домашних хозяйств. Растет безработица. Соответственно, увеличиваются выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице и т. д., что стимулирует рост покупательной способности населения, способствует преодолению спада | экономики.
Таким образом, основными инструментами стабилизационной политики при недискреционной, так же как при дискреционной политике, выступают налоги и расходы государства, поскольку выплаты социального характера представляют государственные расходы.
Налоговая политика
Громадная роль налогов в финансовом регулировании макроэкономики требует обоснованной налоговой ставки, играю- , щей, как вполне очевидно, важную роль в экономике.
Практика западных стран ориентируется на различные ставки налогообложения:
• твердые (устанавливаемые на единицу объекта независимо от его стоимости или получаемого дохода);
• пропорциональные (следующие за ростом дохода, устанавливаемые в одинаковой пропорции к объекту налога, без дифференциации величины);
• прогрессивные (возрастающие в определенной пропорции по мере роста дохода);
• предельные (изменяющиеся в определенных пределах);
• регрессивные (снижающиеся при достижении определенного уровня или по мере роста дохода).
Многовариантность позволяет моделировать, применять наиболее эффективные в зависимости от времени и ситуации ставки налогообложения.
Западные исследователи считают более предпочтительными прогрессивные, чем предельные ставки налогообложения.
Вместе с тем достаточно однозначной оценки в отношении единой или дифференцированной ставки налогов нет. Уклонение от уплаты налогов значительной части юридических и физических лиц в России обусловило законодательство о единой, сравнительно невысокой ставке налогообложения — 13%. Время покажет эффективность принятой меры.
• Исследования показывают, что чрезвычайно высокие ставки налогов подрывают стимулы к труду. Непомерное возрастание налогового бремени в западных странах в 60-70-е гг. вызвало "налоговые бунты", широкое уклонение от налогов, способствовало "бегству" капиталов в страны с более низким уровнем налогообложения.
Кривая Лаффера
Группа американских исследователей во главе с Артуром Лаффером, изучающая проблему налогов и инвестиций, пришла к выводу, что повышение налогов сверх 50% уровня уменьшает интерес к инвестициям, приводит к сокращению поступлений в бюджет. С помощью кривой, которая по журналистской легенде впервые была начерчена на салфетке в ресторане, он изобразил зависимость между величиной ставки налога и объемом доходов, поступающих в бюджет (рис. 15Л).
С ростом ставки налога доходы бюджета растут, но лишь до определенной "переломной точки". По достижении 50%-ного уровня сумма поступлений в бюджет сокращается. Кривая изменяет направленность в противоположную сторону. При 100%-ной ставке налогов поступления в бюджет сокращаются до нуля. Кривая приобретает форму колокола.
Таким образом, появляется "замкнутый круг" между налогами и инвестициями, разорвать который целесообразно за счет снижения налогов, их дифференциации, создания налоговых стимулов для инвестирования.
В 70-е гг. получила резонанс выдвинутая неоконсерваторами теория предложения. Ее авторы установили, что рост налогов неблагоприятно влияет на динамику производства и доходов. Увеличение налогов за счет роста их ставок на определенном этапе не компенсирует сокращения поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов. Как правило, сопровождается сокращением общей суммы бюджетных доходов. В итоге — высокие налоги оказывают сдерживающее воздействие на предложение капитала, труда и сбережений.
Исходя из отмеченного, сконцентрировали внимание на определении оптимальных ставок налогообложения, установлении налоговых льгот. Снижение налогов рассматривалось ими в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный экономический эффект и борьбу с инфляцией.
Представленные теоретические разработки способствовали подготовке налоговых реформ в США и в других странах, которые проводились в 80-90 гг.
С начала экономических реформ в России правительство сделало ориентир на чрезвычайно высокий уровень налогообложения. Федеральные и местные налоги и взносы в различные фонды практически поглощали всю прибыль, что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее развития. Ответной реакцией явилось уклонение от уплаты налогов, развитие теневой экономики. В настоящее время правительству чрезвычайно сложно собрать средства в доходную часть государственного бюджета.
Теневая экономика и "лазейки" наносят серьезный ущерб формированию доходной части государственного бюджета.
В 2000 г. в России принят Налоговый кодекс РФ. Однако его принятие не решило проблемы выхода предприятий из тени.
В условиях экономического спада для нашей страны очень важно разработать такой уровень и систему налогообложения, которые бы выступили фактором, стимулирующим предпринимательство, развитие национальной экономики.
Совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов — важнейшая проблема современной государственной политики России.