Политика занятости на Западе
В различных странах в различных экономических условиях отношение к безработице неоднозначное.
Активное вытеснение работников из производства впери-од промышленной революции обусловило исследование механизмов ее уменьшения.
Классики воспринимали рыночную экономику как саморегулирующуюся систему, способную развиваться "саму по себе", в которой полная занятость является нормой. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней.
Неоклассики считали, что рынок труда, как и другие рынки, действует на основе ценового равновесия, роль которого в данном случае выполняет заработная плата. По их мнению, именно с помощью заработной платы поддерживается равновесие спроса и предложения рабочей силы, при котором безработица невозможна. Несовершенства рынка приводят к отклонению заработной платы от равновесного уровня, что обусловливает безработицу.
Кейнсианский подход резко отличается от неоклассического. Его сторонники рассматривали рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Считали заработную плату жестко фиксированной, а следовательно, не могущей выступать регулятором рынка. Роль регулятора отводили государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать неравновесие. Например, снижая налоги, государство стимулирует рост спроса и потребления, что приводит к росту производства и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом.
Близкие позиции занимают монетаристы. Как и кейнсианцы, они исходят из жесткой системы цен на рабочую силу, предпосылки их однонаправленного повышательного движения. Они допускают некий естественный уровень безработицы, отражающий структурные характеристики рынка труда. Вместе с тем для "уравновешивания рынка" считают необходимым применение инструментов денежно-кредитной политики, которые позволят стимулировать инвестиционную и деловую активность и таким образом увеличить занятость в стране.
Как кейнсианский, так и монетаристский подходы ориентировались на государственные механизмы регулирования занятости, допускали неполную занятость.
Практика подтвердила недостижимость полной занятости. Попытки ее установления приводят лишь к кратковременному снижению уровня безработицы, за которым следует его рост.
В связи с недостижимостью полной занятости было "уточнено" понятие "полная занятость", под которой в современных условиях подразумевается соответствие численности работающих, желающих трудиться и ищущих работу количеству рабочих мест, за вычетом естественной безработицы, определенной с учетом сегодняшних реалий во многих странах на уровне 6%.
Отмеченная корректировка имеет определенное неформальное значение, требующее учета при определении направлений деятельности в области политики занятости.
Фрикционная и структурная безработица являются следствием постоянной динамики общественного прогресса и субъективных предпочтений, они не имеют, как правило, одноразового взрывного роста, поэтому требуют достаточно мягких, возможно традиционных форм регулирования.
Вместе с тем циклическая безработица, носящая "взрывной" характер, приводит к единовременному массовому "выбросу" людей из производства, что требует других механизмов, стимулирующих массовые работы, значительные денежные вливания и т. д.
В связи с недостижимостью полной занятости, реальностью различных форм безработицы правительства стран определяют соответствующие специфике страны направления политики занятости, как правило, также имеющие различные формы, ориентированные на условия экономической динамики, связанные с "привлечением" или "выбрасыванием" рабочей силы.
Ранее всего политика занятости была разработана и практически осуществлена вЗО-40-егг. в США, где, по имеющимся оценкам, в период Великой депрессии около 25% населения составляли безработные.
"Новый курс" Рузвельта (1933-1938) включал ряд мероприятий по регулированию занятости. В частности, в соответствии с курсом широкое распространение в США получили общественные работы, сыгравшие важную роль в сокращении безработицы, стимулировании спроса.
В последующий период на Западе была разработана получившая широкое распространение система социальных амортизаторов, применяемых для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Она включает три блока амортизаторов.
1. Регулирование занятости, предполагающее:
• законодательное сокращение продолжительности рабочего дня и рабочей недели в период массовой безработицы;
• рекомендации предприятиям "разделения рабочих мест" между работниками для увеличения занятости;
• досрочное увольнение на пенсию работников государственного сектора, не дослуживших до пенсии 2-3 г.;
• создание новых рабочих мест;
• организацию общественных работ, особенно для хронически безработных и молодежи;
• сокращение предложения рабочей силы за счет ограничения иммиграции иностранных рабочих и т. д.
2. Биржи труда, осуществляющие посредничество между предпринимателями и лицами, находящимися в состоянии поиска работы, способствующие трудовому найму. Занимаясь трудоустройством, они изучают и аккумулируют информацию о рынке рабочей силы, предоставляют ее желающим найти работу, осуществляют профессиональную ориентацию молодежи.
3. Фонды страхования по безработице, из которых потерявшим работу оказывается материальная помощь. Порядок формирования и выплаты пособий из фонда в различных странах имеет свои особенности.
Система амортизаторов "смягчает" негативные последствия потери работы, выступает гарантом экономической безопасности трудящихся.
Ряд направлений федеральной политики в совокупности с мерами индивидуального стимулирования используются на региональных уровнях для противодействия безработице.
Наибольшую активность на местных уровнях проявляют предприниматели, в случае необходимости - муниципалитеты, которые реализуют значительный комплекс мероприятий с целью формирования спроса на рабочую силу. При этом достигается конкурентоспособность предприятия, обеспечивающая получение прибыли.
Можно выделить ряд важнейших направлений политики формирования спроса на рабочую силу:
1) сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и ликвидация излишних, неэффективных;
2) создание рабочих мест на основе развития предпринимательства, как правило малого, благодаря которому, например в США, создаются восемь из десяти новых рабочих мест;
3) организация оплачиваемых общественных работ - т. е. предоставление безработным временной работы, связанной
со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием объектов, находящихся в ведении местных органов управления. Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются ситуацией на местном рынке труда, с учетом возможностей состава лиц, нуждающихся в работе. В ряде стран, например ФРГ, выполнение характеризуемых работ распространяется также на предприятия, которые определяют круг работ, не входящих в их прямые обязанности, для чего организуют и оплачивают из средств предприятия рабочие места, на которые привлекаются безработные;
4) создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью трудового потенциала.
Наряду с формированием спроса важным направлением является формирование предложения рабочей силы, которое отражает потребности и интересы работников, желающих получить работу. Тут также можно выделить ряд направлений.
1) повышение профессионально-квалификационного уровня, создающее основы для выбора именно данного работника;
2) развитие самозанятости, предполагающее стимулирование различных направлений индивидуальной трудовой деятельности;
3) регулирование продолжительности участия в производственном процессе с учетом индивидуальных способностей, "уникальности" рабочей силы и т. д.
Такая достаточно мобильная политика позволяет комплексно решать проблемы занятости значительной части населения, относящегося как к структурной и фрикционной, так и циклической безработице, выступающих в реальном процессе под общим флагом безработных.
Как правило, политика мест дополняет и конкретизирует политику федерального правительства, направленную на полную занятость, способствует реализации тезиса "безработица на периферии ".