Синтез государственного и рыночного механизмов
Сопоставление моделей макроэкономического регулирования показало неполноценность и недостаточность как исключительно рыночного, так и государственного регуляторов макроэкономики. Вместе с тем каждый из них имеет специфические черты, отсутствующие у другого, представляющие позитив данного механизма, которые важно предусмотреть в практике регулирования.
1. Свободный рынок воздействует на производство апостериори, т. е. после того, как товары созданы и исправить ничего нельзя. В противовес — государственный механизм действует априори — до начала производства товаров и услуг, что позволяет учесть и заранее сориентировать его на конечные результаты.
2. Отношение к "побочным (или внешним) эффектам" производственной деятельности при различных хозяйственных механизмах не одинаково. Частные субъекты, ориентируясь на собственные интересы, как правило, не могут исключить ущерб, наносимый "побочными эффектами" третьим лицам. Только государство способно в полном объеме справиться с регулированием внешних эффектов.
3. Разное отношение к структурным переменам в экономике. Частные субъекты рынка в большинстве не берутся за крупные изменения отраслевой структуры экономики, в том числе соответствующие достижениям НТР, не дающие быстрой отдачи, получения выгоды. Государство располагает средствами, необходимыми для крупных изменений отраслевых структур, проведения технической политики в сравнительно короткие сроки.
4. Разное отношение к некоммерческим видам деятельности Частные субъекты рынка, как правило, не вкладывают деньги в некоммерческие структуры, не обеспечивающие получение прибыли. Вместе с тем государство создает и поддерживает за счет бюджета нерыночный, некоммерческий сектор экономики - бесплатное образование, медицинское обслуживание и т. д., обеспечивает всем доступ к указанным благам.
5. Разная зависимость "обратного воздействия": государственный регулятор слабо и с большим запозданием улавливает изменения потребительского спроса, слабо на него реагирует. Напротив, рынок быстро откликается на изменения спроса и предложения, уравновешивает их.
6. Рынок поощряет эффективное хозяйствование и избавляется от убыточных предприятий. Вместе с тем государство в меру необходимости может взять на себя затраты на содержание убыточных, но необходимых обществу производств (например, производство общественных благ и др.).
Исходя из отмеченного, исследователи пришли к выводу, что разумнее всего не менять один регулятор на другой, а совместить их, при этом возможно сочетание достоинств двух анализируемых механизмов.
Интегрированная система получила название "смешанной экономики". Она сочетает черты рыночного и государственного механизмов.
Основоположником нового подхода явился Пол Самуэлъсон, на основе синтеза двух механизмов предложивший третий тип макрорегулятора, ориентированного на:
1) сочетание устойчивости государственного управления экономикой с гибкостью рыночного саморегулирования, необходимого для быстрого и оперативного реагирования на потребительский спрос;
2) сочетание высших макроэкономических целей:
• эффективности хозяйствования;
• социальной справедливости;
• стабильности экономического роста.
Новый макрорегулятор преодолевает односторонность кейнсианской концепции эффективного спроса и неоконсервативной концепции эффективного предложения.
В настоящее время большинство стран сочетают два механизма :— рыночный и государственный, каждый из которых выполняет особую роль в экономике.,
Рыночное саморегулирование развито больше всего и наиболее предпочтительно при производстве товаров индивидуального присвоения, создаваемых единоличными собственниками.
Более крупные структуры стремятся избегать рискованных рыночных операций. Как правило, они заключают с производителями долговременные контракты, в соответствии с которыми продукция производится.
В государственном секторе устанавливаются в основном нерыночные отношения, регулируемые непосредственно государством. Прежде всего, это отношения, связанные с производством наукоемкой продукции, производством общественных благ и т. д.
Ко второй половине 80-х гг. результатом общественного прогресса явилось практическое исключение в большинстве западных стран "крайних" хозяйственных механизмов — стихийного саморегулирующегося рынка или централизованно управляемых систем. В большинстве случаев страны достаточно успешно сочетают элементы и рыночного, и государственного механизмов.
Характеризуя эффективность такого сочетания, многие исследователи цитируют П. Самуэльсона и В. Нордхауса, которые пришли к важному обобщению: "Для всех промышленно развитых стран характерна смешанная экономика, в которой рынок определяет выпуск и устанавливает цены в большинстве отдельных его секторов, а государство управляет экономикой в целом с помощью программ налогообложения, расходов и кредитно-денежного регулирования. Обе стороны — рынок и государство — важны для бесперебойного функционирования экономики. Существование экономики без одной из этих сторон — то же самое, что попытки хлопать в ладоши одной рукой"1.
Несмотря на общие подходы, возможны различия:
• по сферам действия рынка и государства;
• по выполняемым функциям;
• по формам и методам государственного управления хозяйством.