Глава 9. Макроэкономическое равновесие
И макроэкономическое регулирование
Национальной экономики
9.1.Частичное и общее равновесие рыночной системы
9.2.Государственное регулирование национальной экономики
9.3.Современные модели макроэкономического регулирования
И командная экономика, и экономика свободного рынка... представляют собой... крайние случаи... Эконо- . мические системы всех стран являются смешанными.
С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи1
1 Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. — авторы популярного в США курса "Экономика" (русский перевод. — М., 1993).
Одной из базовых проблем макроэкономики является проблема макроэкономического регулирования. Важнейшими выступают рыночный и государственный механизмы макрорегулирования.
Вместе с тем процесс общественного развития показал как ограниченность рыночного, так и неэффективность исключительно государственного регулирования национальной экономики, закономерную тенденцию к их синтезу.
Материалы главы помогут разобраться в актуальнейших проблемах экономического развития, обусловленности синтеза противоречивых механизмов.
В главе рассматриваются:
• механизм рыночного саморегулирования, принцип "невидимой руки";
• ограниченность и пределы механизма рыночного саморегулирования;
• направления государственного регулирования экономики;
' • механизмы прямого и косвенного регулирования;
• модели и механизмы макроэкономического регулирования в XX столетии;'
• синтез рыночного и государственного механизмов.
Частичное и общее равновесие рыночной системы
Введение в проблему
Всякая национальная экономика стремится к поддержанию -равновесия1 между макроэкономическими структурами. Оно достигается двумя путями:
• путем целенаправленной деятельности человека;
• на основе механизмов саморегулирования. Целенаправленное управление макроэкономическими
структурами, осуществляемое хозяйствующими субъектами, как правило, результат высокоразвитой и высокотехнологичной экономики. Однако путь к такой экономике достаточно долог. Означает ли это, что при отсутствии механизмов целенаправленного регулирования исключается взаимосвязь и, более того — пропорциональность между структурами?
Отнюдь, нет. Независимо от воли и желания людей, на макроуровне действует объективный экономический закон пропорционального развития макроэкономики, реализующий объективную необходимость поддержания соответствия между макроэкономическими структурами.
Выделяют два способа взаимодействия людей, определяющих общественный порядок:
1) спонтанный, или стихийный, порядок;
2) регулируемые хозяйствующим субъектом экономические системы.
В спонтанных экономических системах информация, необходимая производителям и потребителям, передается, как правило, без целенаправленно сформированного регулирующего механизма. Экономические субъекты получают ее с помощью ценовых сигналов, Повышение или понижение цены подсказывает им в
1 Равновесие - устойчивое соотношение между чем-нибудь // Ожегов С. И. Словарь русского языка. С. 637.
каком направлении организовывать деятельность. Других регуляторов взаимодействия в таких экономических системах нет. Только механизм цен координирует экономические действия людей.
Австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек (1899-1992)1, видный представитель неолиберализма в экономической теории, назвал такую взаимосвязь, устанавливаемую через систему цен, спонтанным (самопроизвольным) порядком. Этот порядок не зависит от чьих-либо намерений или планов. Спонтанный порядок возник естественным путем в ходе развития человеческой цивилизации.
Классический образец спонтанного порядка - рыночная система.
Регулируемые хозяйствующим субъектом системы управляются сверху вниз - от центра к исполнителю.
Они предполагают определенный иерархический порядок, согласно которому в общей цепочке взаимосвязей выделяются адресные фигуры, ответственные за конкретные решения и действия.
В отличие от спонтанной системы иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в лице руководителя фирмы или центрального государственного органа. Но всякая власть требует определенного управленческого аппарата, осуществляющего многоплановую деятельность, в том числе по "отправлению" власти. Это связано с большими денежными затратами, которые получили название трансакционных затрат, или трансакционных издержек. Трансакционные издержки, как правило, не связаны с производством как таковым. Это затраты, необходимые для сбора информации о ценах, контрагентах рыночной экономики, управленческие расходы и т. д.
Научные оценки спонтанного или иерархического экономического порядка не являются однозначными. Ход общественного развития, с одной стороны, обусловил поступательное развитие — эволюционный переход от спонтанного к иерархическому управлению, модификацию форм их взаимодействия на различных этапах общественного развития, с другой — переход к иерархическому управлению потребовал денежных средств, значительных трансакционных издержек.
При спонтанном порядке информацию о ценах субъекты рынка получают постоянно, в ходе взаимообмена произведенной продукцией, что не требует значительных денежных затрат на эти цели. Всякие же иерархические структуры требуют значительных денежных средств на получение информации. Поэтому эффективность существования таких систем наряду с прочими определяется величиной трансакционных издержек. Этот критерий является достаточно важным при оценке эффективности той или иной системы управления в рамках предприятия (фирмы) или национальной экономики.
1 Фридрих Август фон Хайек -лауреат Нобелевской премии 1974г. за работы в области теории денег, конъюнктурных колебаний, взаимовлияния экономических, социальных и структурных процессов.
Исследования показали высокую результативность иерархической системы на фирме. Здесь работники взаимодействуют не на основе ценовых сигналов, а на основе распоряжений, приказов, отдаваемых сверху вниз по иерархически управляемой цепочке.
В рамках же национальной экономики весьма сложно собрать "в один кулак" всю рассеянную информацию об экономических агентах, определить способы наиболее эффективного использования редких ресурсов, вряд ли целесообразно управлять ими из единого центра.
Способы организации экономического порядка, взаимодействия субъектов экономики не находятся в застывшем состоянии, не являются неизменными. Они зависят от принятых в обществе "правил игры", определяемых прежде всего отношениями собственности.
При этом распределение условий и факторов производства определяет возможности и пределы иерархического управления на соответствующем уровне.
В рамках частной собственности иерархия, как правило, отсутствует. Механизмы общей собственности, напротив, базируются на иерархии.
Рассмотрим содержание и трансформации макроэкономического регулирования в ходе общественной динамики.
Существует мнение, что заслуга исследования взаимосвязей и механизмов рыночного саморегулирования национального хозяйства принадлежит классикам. В действительности для их исследований характерен микроэкономический анализ. Они не исследовали проблемы общего рыночного равновесия, хотя в их высказываниях и имеются выводы о возможности и механизмах удовлетворения общественного потребительского спроса и установлении общего макроэкономического равновесия в условиях рынка совершенной конкуренции в краткосрочном периоде.
Механизм рыночного саморегулирования, принцип "невидимой руки"
В условиях рыночной экономики пропорциональность между макроэкономическими структурами в определенных пределах обеспечивается механизмом рыночного саморегулирования. Классик политической экономии А. Смит назвал его механизмом " невидимой руки".
А. Смит полагал, что "невидимая рука" как бы "подталкивает" всех частных производителей товаров и услуг к действиям на благо общества — предприниматель, заботящийся о собственной выгоде, производит продукт, удовлетворяющий не личные, а общественные потребности. Организуя производство, он на свой страх и риск, исходя из собственных представлений и оценок, решает — что, как и для кого производить. В свою очередь, потребитель может проявить интерес к продукту и купить его, тогда он реализуется не только как потребительная стоимость, но и стоимость, но может и не купить его, в этом случае он не реализуется и как полезность. Следовательно, "невидимой рукой" производитель направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения. Руководствуясь личным интересом и личными предпочтениями, он вместе с тем решает проблемы насыщения общественного потребительского спроса товарами.
Механизм рыночного саморегулирования включает в себя прямые и обратные связи между участниками рыночных сделок.
Прямая связь определяется движением от производителя к потребителю товаров. При этом если продукт удовлетворяет общественные потребности — он покупается. Но возможны сбои, если произведенный продукт не находит потребителя и не реализовавшись как полезность, не реализуется как стоимость.
Обратная связь характеризуется движением от рынка (покупателя) к производителю. Она также определяется полезностью товара и уровнем цен. Реакция покупателей дает информацию, позволяющую вносить поправки в действия производителей, переключаться на выпуск товаров, пользующихся потребительским спросом.
Таков в общих чертах обоснованный А. Смитом механизм саморегулирования в рыночной экономике, ориентированный на систему взаимосвязей в коротком периоде. Вместе с тем он не дает ответа на важнейший вопрос: об обеспечении равенства объемов спроса и предложения в макроэкономике в долгом периоде.
Вслед за А. Смитом проблему рыночного равновесия пытался решить французский экономист Жан Батист Сей.
Исходя из предпосылки, что предложение рождает свой собственный спрос, Сей полагал, что произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных благ, достаточный для ее полной реализации, тем самым ориентировал на равенство предложения и спроса.
Если какой-то объем дохода не будет израсходован на приобретение продукции и уйдет в сбережения, произойдет сокращение в объеме совокупного спроса. Это приведет к уменьшению занятости, недопотреблению части произведенного продукта и, следовательно, нарушению равенства между совокупным предложением и совокупным спросом.
Сей полагал, что рыночный механизм сам способен исключить дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики. Возможность перепроизводства допускал лишь применительно к отдельным товарам, вместе с тем отрицал реальность перепроизводства на макроуровне. Полагал, что, если какие-либо товары не находят себе покупателя, это означает лишь, что другие производства дали товаров меньше, чем нужно.
Теоретическая концепция Сея ориентировалась на взаимообусловленное движение товаров и денег, невозможность.их самостоятельного движения.