Основания классификации; Современные формы
Предпринимательство можно классифицировать по двум основаниям:
1) по масштабам;
2) по характеру деятельности. По масштабам выделяются:
• индивидуальное предпринимательство (одного человека или его семьи — крестьянское хозяйство, торговая лавка и т. д.);
• коллективное предпринимательство — инициативным делом занят коллектив (акционерные общества и др.).
По характеру предпринимательской деятельности (ст. 50 ГК РФ) выделяются:
• коммерческие предприятия — "преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности";
• некоммерческие организации — "не имеющие извлечение прибыли в качестве цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками" (ст. 50 ГК РФ).
Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов (ст. 50, п. 4 ГК РФ).
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Это форма жизнедеятельности общественного организма, с помощью которой решаются многие актуальные социальные проблемы. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В условиях сочетания коммерческой и некоммерческой деятельности некоммерческие организации, соответственно, выполняют двоякую роль: с одной стороны, согласно статусу выполняют ряд работ на бесплатной основе, с другой — в соответствии с предпочтениями потребителей и их пожеланиями ряд услуг (работ) осуществляют за плату.
Характеризуемые формы сочетания платных и бесплатных работ получили в настоящее время широкое распространение в адвокатской деятельности, системах образования, здравоохранения и т. д.1
Функции
Для понимания природы и механизмов функционирования важно определить функции предпринимательства.
Важнейшие из них:
1 Дискуссию с известным адвокатом М. Ю. Барщевским по проблемам некоммерческой деятельности адвокатуры см.: Океанова 3. К. Социально-этический маркетинг. М., 1997. С. 340—343.
1) управленческая, интегрирующая:
• управление производством;
• управление финансами;
• управление кадрами;
• управление сбытом.
2) ресурсная;
3) творческая;
4) социальная, ориентированные на:
• рационализацию производства, использование сберегающих технологий;
• решение социальных проблем — в форме проводимой на наиболее крупных предприятиях социальной политики, ориентации производства на наилучшее удовлетворение потребительского спроса, рост благосостояния
Весьма существенное значение в управлении фирмой имеет личность предпринимателя.
Личность предпринимателя
Предприниматель — это человек (или группа людей), берущий на себя риск и ответственность за организацию и управление коммерческой деятельностью.
Успех предпринимательства во многом определяют "достоинства" предпринимателя:
• инициативность;
• готовность к риску;
• целеустремленность;
• информированность;
• способность убеждать и устанавливать деловые и личные контакты и др.
В индустриальную эпоху успех предпринимательства во многом определялся величиной и ориентацией капитала, а также личностными достоинствами предпринимателя — его способностями, темпераментам и т. д.
С развитием научно-технического прогресса успех трансформируется на знания. Соответственно, происходит и процесс трансформации управленческой функции, повсеместно актуализировавшийся в XX столетии.
В 30-е гг. на Западе получила развитие теория "управленческой революции". Ее суть — формирование особой функции управления, "отделяемой" от владения капиталом, ориентация на профессиональных управляющих. Основы управленческой деятельности обобщены научной дисциплиной, получившей название "менеджмент".
Понятие "менеджмент", как правило, связывают с профессиональной управленческой деятельностью в рыночной экономике, направленной на достижение поставленных целей путем рационального использования ресурсов, рачительного хозяйствования.
Управление современным производством на Западе, как правило, базируется на научной основе, предполагает использование научно оправданных и научно обоснованных методов организации труда.
Философию предпринимательства последней трети XX-начала XXI вв. определяет управленческая концепция производственного самоуправления, ориентированная на использование принципов современного менеджмента, постоянный поиск, использование нововведений, учет совокупности внешних и внутренних факторов, ситуационный анализ и др.
В России в связи с переходом к рыночным отношениям также возникла необходимость замены методов управления. В современных условиях, как и на Западе, ориентир делается на инновационность, адаптивное (способное реагировать на систему "раздражителей") управление, ситуационный анализ, селективное (предусматривающее выбор приоритетов) управление и т. д.