Важнейшие направления антимонопольной политики. Синтез монополии и конкуренции

Практика антимонопольной деятельности в США и других странах осуществляется в значительной мере по четырем важ­нейшим, традиционным направлениям:

1) ограничение монополизации рынка;

2) запрещение слияния конкурирующих компаний;

3) запрещение установления монопольных цен;

4) сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизо­ванных формах.

К началу 30-х гг. XX в. в США проявились положительные результаты антимонопольной политики. Активную роль в эко­номике начала играть так называемая монополистическая кон­куренция с дифференциацией продукта, которая предусматривает возможности реализации множества индивидуальных предпочтений при производстве продукта, его дифференциа­ции. Важным фактором, дополняющим механизм, явился очень слабый контроль над ценами.

Соответственно, в экономической теории активизировались исследования с обоснованием необходимости и форм сочетания совершенной и несовершенной конкуренции.

Таким образом, 30-е гг. — это своего рода рубеж перехода от преимущественно однородных форм конкуренции — совер­шенной или несовершенной к сочетанию их не только в рамках национальной экономики, но и на уровне отдельных хозяйству­ющих структур. Соответственно экономической целесообразно­сти — сочетания монополии и конкуренции, продолжается со­вершенствование антимонопольного законодательства.

Современная практика ориентируется на развитие двух важнейших форм сочетания совершенной и несовершенной кон­куренции.

1. Монополистическую конкуренцию с дифференциацией продукта, которая предполагает разделение различных видов продукции и услуг на их подвиды, производством и реализаци­ей которых занимаются разные компании. Она позволяет учи­тывать как особенности различных производственных струк­тур, так и различие условий реализации продукции. Это свое­образная достаточно эффективная форма сочетания совершен­ной и несовершенной конкуренции.

2. Достаточно эффективной формой сочетания совершен­ной и несовершенной конкуренции является олигополия, ба­зирующаяся на господстве небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. Например, крупнейшие ав­томобильные гиганты США — "Дженерал моторе", "Форд" и "Крайслер", с одной стороны, монополизировали рынок авто­мобилей в США, с другой — ориентируют потребителей на качество, предпочтительность каждой торговой марки. При этом "возможности кошелька" позволяют наиболее состоя­тельным покупателям приобретать уникальные, порой произ­веденные в единственном экземпляре товары высокого каче­ства по высоким рыночным ценам.

При установлении такого рода высоких цен монополии ори­ентируются не на ценовую, а на неценовую конкуренцию. Со­перничество ведется на базе технического превосходства, вы­сокого качества, надежности изделий.

Относительно слабые компании, не выдерживающие кон­куренции, теряют позиции на рынке, как правило, поглощают­ся крупным бизнесом или "сотрудничают" с ним в качестве вспо­могательных структур.

Важным аспектом антимонопольного законодательства яв­ляется запрещение слияния конкурирующих компаний. При этом правительства многих стран контролируют и противодей­ствуют не только открытым, но и "тайным" объединениям и сговорам. Отмеченное обстоятельство (явилось основной причи­ной "антикартельной" политики, поскольку многие картельные объединения по мере развития все более переходили от открытых к тайным "джентльменским соглашениям", что также про­тиворечит антимонопольной политике.

Чрезвычайно важное направление антимонопольной поли­тики — цены. Обеспечивавший длительное время монопольно высокие прибыли механизм монопольных цен, маневрировав­ший монопольно высокими и монопольно низкими ценами, кор­ректируется антимонопольным законодательством.

С помощью антимонопольного законодательства правитель­ства многих стран проводят активную "антидемпинговую" по­литику, направленную против

1 См.: Курс экономической теории / Под/ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров, 1994. С. 194.

устранения крупным бизнесом более слабых соперников, запрещая снижение цен реализации товаров ниже издержек их производства, тем самым стимули­руют жизнедеятельность более слабых конкурирующих струк­тур.

В целях развития конкуренции используются различные подходы и методы ценообразования. Главное — не дать возмож­ности задушить конкурентов, воспрепятствовать исключе­нию их из производственного процесса.

По отношению к крупным монополистическим структурам проводится довольно жесткая политика контроля над цена­ми, не позволяющая утаивать прибыли от налогообложения.

Очень жесткий порядок ценообразования в области есте­ственных монополий. Достаточно широкое распространение в современной западной экономике получили следующие три, во многом не либеральные, методы ценообразования в этой сфере:

1) метод предельных издержек — отражает необходимость установления монопольных цен на уровне предельных издер­жек. С одной стороны, это важный антизатратный фактор, с другой — такая ориентация очень часто ведет к убыткам, необ­ходимости субсидирования монополий за государственный счет;

2)метод средних издержек — предполагает, что вся при­быль монополиста, за исключением "нормальной", изымается государством. Как и первый, этот метод отвечает интересам го­сударства, общества, вместе с тем достаточно часто не отвечает корпоративным интересам, не создает заинтересованности в минимизации издержек;

3) метод установления потолка цен — важен с позиций национальных интересов, вместе с тем не стимулирует разви­тие производства, обычно приводит к дефициту продукции.

С учетом особенностей страны и требуемых объемов про­дукции государства выбирают наиболее предпочтительные, от­вечающие специфике страны методы ценообразования.

Представленные механизмы позитивно характеризуют го­сударственную политику цен в области естественных монопо­лий как отвечающую интересам общества, национальной эко­номики. Если монополистические структуры не получат доста­точной прибыли, возможно, как отмечалось, их субсидирование за государственный счет.

Современные подходы к установлению эффективного уров­ня цен в области естественных монополий в нашей стране, пред­ставляется, также требуют ориентации на снижение затрат. Это явится основой и для соответствующей, отвечающей инте­ресам национальной экономики, политики, проводимой на сле­дующем этапе: "снижение затрат" — "снижение цен". Такая диалектика и такой принцип — необходимая основа перехода от "затратной" к "антизатратной" экономике.

Итак, мы подошли к выводу, что современная практика и современное антимонопольное законодательство не исключают развития крупного производства, основанного на достижени­ях научно-технического прогресса, которое не под силу мелко­му, а иногда и крупному бизнесу, в особых случаях Требует го­сударственного участия.

Вместе с тем прослеживается тенденция к развитию кон­куренции на разных уровнях товарных рынков:

1) среди немонополизированных предприятий;

2) внутри монополий — между входящими в них предпри­ятиями;

3) между монополиями.

Подытожим тенденции конкуренцией монополии на со­временном этапе:

• с одной стороны, проявляется необходимость в крупных монополистических образованиях, поскольку целый ряд процессов, связанных, например, с развитием научно-технического прогресса и др., требуют крупных капиталовложений, эффек­тивны при государственном участии;

• с другой, усиливается значимость и позитивные проявле­ния конкуренции, как правило, на уровне монополистических союзов.

Вместе с тем роль мелкого бизнеса в конкуренции невели­ка. Как правило, разрозненные мелкие самостоятельные соб­ственники не в состоянии использовать достижения научно-тех­нической революции, вынуждены по отношению к крупному капиталу выполнять в основном вспомогательную роль.

В условиях интернационализации экономического разви­тия появилась необходимость ориентации не только на нацио­нальные, но и общие — в глобальном масштабе, механизмы ан­тимонопольной политики, что в целом отражает позитивные процессы мирохозяйственного развития.

Таким образом, особенности современного развития, с од­ной стороны, вносят коррективы, с другой — упорядочивают механизмы совершенной и несовершенной конкуренции как в отдельных странах, так и в глобальной экономике. Очевидна не­обходимость учета их при формировании рыночных механиз­мов и развитии рыночной экономики в конкретных странах, на разных уровнях.

Во многих странах антимонопольное законодательство до­полняется более широкой системой правового регулирования рыночной экономики, направленного на разработку и реализа­цию механизмов деятельности хозяйствующих структур в ин­тересах не только бизнеса, но и общества в целом. При этом разрабатываются и законодательно закрепляются требования к качеству продукции, проверяется его соответствие установ­ленным параметрам, определяются социально-этические под­ходы к рекламе и другим направлениям деятельности.

Все это является основой для формирования "организован­ного", "регулируемого" рынка.

Основными "регулирующими" и "контролирующими" ры­ночный механизм структурами выступают:

• правовая система;

• учреждения по санитарному, экологическому и эпидеми­ологическому контролю;

• налоговая система;

• органы финансовой, денежно-кредитной политики и др.

Таким образом, через систему правовых норм, экономичес­ких инструментов и институтов государства устанавливают на рынке правила игры, "направляющие" и "организующие" ры­ночную систему. При этом акцент на конкретные инстру­менты и институты, право, государственные регуляторы весьма важен, поскольку ориентирует на структуры и механиз­мы, обеспечивающие эффективное "вписывание" рынка в сис­тему национальной экономики, его развитие не по стихийно­му, а регулируемому "сценарию".

Некоторые исследователи связывают организованный ры­нок с деятельностью монополий, которые реализуют основную массу товаров по заказам. В определенной мере такой подход правомерен.

Действительно, крупные монополии сегодня не производят продукт на неизвестный, не учтенный, не регулируемый рынок, имеет место ориентация на известного потребителя. Основ­ная часть продукции монополий реализуется по договору, кон­тракту, что породило название — контрактная экономика. Та­кая система взаимосвязей "организует" рынок конкретных то­варов, что в целом играет позитивную роль, поскольку, практи­чески, исключает производство товаров на неизвестного потре­бителя (рис. 5.4).

Важнейшие направления антимонопольной политики. Синтез монополии и конкуренции - student2.ru

Рис. 5.4. Система взаимосвязей в контрактной экономике

Вместе с тем важно подчеркнуть способность монополии определенным образом "организовать" рынок только конкретных продуктов. Между тем она не может, не в состоянии "орга­низовать" национальный рынок. Ее деятельность, напротив, мо­жет способствовать обострению противоречий между отдель­ными "организованными монополией" и "не организованными ею" рынками.

Регулирующая роль государства должна состоять в том, чтобы исходя из экономической необходимости и экономичес­кой целесообразности определить наиболее предпочтительные для национальной экономики направления деятельности, раз­меры и организационные формы предпринимательских структур, эффективные в конкретных условиях, механиз­мы финансовой, денежно-кредитной, ценовой политики, зак­репить их в правовых и иных актах. Их реализация в услови­ях предпринимательской свободы и будет формой государствен­ного регулирования и контроля в национальной экономике, ори­ентированной на сочетание различных форм госрегулирования с предпринимательской инициативой.

Предлагаемые "механизмы" не предполагают жесткого централизованного управления из единого народнохозяйствен­ного центра товарными потоками, это достаточно мобиль­ные методы регулирования, сочетающие преимущества ры­ночного и государственного механизмов.

В настоящее время во многих странах сформировалась осо­бая "рыночная инфраструктура", включающая ассоциации, со­юзы потребителей, торговые предприятия, товарные и фондо­вые биржи, банки и т. д., в различных странах имеющая специ­фические формы. Согласно статусу их представители непосред­ственно занимаются проблемами взаимоотношений рыночных агентов.

Они определяют и контролируют поведение участников рынка, эффективность работы рыночных механизмов

Итак, в современных экономических системах, основанных на сочетании крупного, среднего и малого бизнеса, с одной сто­роны, усиливаются горизонтальные связи между рыночными структурами. Значительную часть продукции крупные и сред­ние предприниматели производят по заказам в соответствии с договорами, контрактами, что исключает в значительной мере производство продукции на неизвестного потребителя. На не­известного потребителя производят лишь весьма небольшую часть продукции, как правило, мелкие производители.

С другой стороны, наряду с горизонтальными весьма актив­но развиваются вертикальные связи внутри хозяйствующих субъектов, а также связи, идущие от государства к хозяйству­ющим субъектам и в необходимых пределах регулирующие их поведение.

Таким образом, в условиях достаточно развитых экономических и правовых систем сочетаются "организованные" и конкурирующие структуры, взаимодействуют механизмы монополии и конкуренции.

В настоящее время в западных странах практически отсутствует свободный, никем не регулируемый рынок. Имеет место регулируемый рынок.

А что у нас?

В конце 80-х — начале 90-х гг. в нашей стране был провоз­глашен переход к свободному рынку.

В результате отсутствия четкой концепции рыночных пре­образований и обоснованной правовой базы были разрушены многие предпринимательские структуры и взаимосвязи между ними, катастрофических размеров достигли инфляция, безра­ботица. Достаточно большая часть цветных металлов, важных сырьевых источников по мизерным ценам ушла за рубеж, при­неся колоссальные доходы имевшим доступ к ним и продавав­шим их лицам. Экономика страны была отброшена на десятки лет назад.

Отсутствие обоснованной концепции и государственного регулирования привели к тем негативам, которые мы сегодня имеем.

Основные термины и понятия

Акционерное общество — общество, интегрированный ус­тавный капитал которого разделен на определенное число ак­ций, распределяемых среди акционеров, которые не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с дея­тельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Картель — форма объединения, при которой участники со­глашения — собственники средств производства и продуктов производственной деятельности договариваются о "квотах" — количестве производимой продукции, разделе рынков сбыта, уровне цен.

Конгломерат -— крупное объединение промышленных, бан­ковских и прочих структур, формируемое ради уменьшения риска убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний, имеющее высокий уровень децентрализации управ­ления, "скрепленное" узами финансового и административного контроля.

Концерн — как правило, диверсифицированный (многоот­раслевой) комплекс формально независимых предприятий раз­личных сфер экономики — промышленных, банковских, торго­вых, транспортных и других, находящихся под финансовым кон­тролем головной (держательской) холдинг-компании, сосредо­точивающей у себя акции компании.

Корпорация — одна из наиболее распространенных совре­менных форм объединения капитала, основанная на ограничен­ной только вложенным капиталом ответственности владельцев капитала по обязательствам.

Монополия — захват физическим или юридическим лицом части или всего рыночного пространства и установление на нем своего господства.

Синдикат — объединение имеющих производственную не­зависимость участников соглашения, организующих совмест­ный сбыт готовой продукции через специально созданную синдикатскую контору.

Трест — интегрирует (объединяет) собственность на сред­ства производства и готовую продукцию, управление ими.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) — много­отраслевые образования, предполагающие интеграцию про­мышленных, конструкторских, финансово-кредитных, торговых организаций с целью увеличения маневренности, получе­ния сверхприбыли.

Холдинговая компания(от англ. holding — владею­щий) — это акционерная компания, использующая свой капи­тал для приобретения контрольных пакетов акций других ком­паний с целью установления господства и контроля над ними.

Контрольные вопросы

1.Что представляет собой монополия?

2.Определите особенности и формы естественной, искус­ственной монополий.

3.Назовите основные черты рынка несовершенной конку­ренции.

4.Охарактеризуйте факторы монополистического господ­ства.

5.Охарактеризуйте виды и механизм монопольных цен.

6.Раскройте содержание методов экономического и внеэко­номического соперничества.

7.Назовите важнейшие формы монополистической конку­ренции.

8.Охарактеризуйте важнейшие современные монополис­тические структуры.

9.Раскройте обусловленность антимонопольного законода­тельства, синтеза монополии и конкуренции.

Пол Самуэльсон:

• "Разделить монополию хотя бы на несколько действенно кон­курирующих единиц — это утопия, поскольку основной причиной возникновения монополии является закон снижения издержек при массовом производстве; кроме того, несколько конкурентов вооб­ще не могут подменить систему цeнooбpaзовaния при совершенной конкуренции." Ваше мнение по обеим частям этой цитаты.

• Выскажите доводы в пользу ^крупных размеров предпри­ятий как таковых". Приведите доводы против. Какое зло могут порождать крупные размеры предприятия?

• В совершенной конкуренции объединяются различные рис­ки. При прочих равных условиях чем крупнее фирма, тем больше она может сбалансировать риски, сэкономить на запасах и на из­быточных мощностях и лучше распределить неделимые издер­жки хорошо поставленной исследовательской работы на большее количество продукции. Чем крупнее фирма, тем легче ей функ­ционировать, а если, кроме того, она последует примеру General Motors и других фирм, где управление децентрализовано, то ей легче будет избежать недостатков, связанных с крупным разме­ром. Я заключаю: "бомба против монополии — это бомба против природы". Критически прокомментируйте это положение.

• Департамент юстиции в правительстве Эйзенхауэра раз­решил слиться Хадсону и Нэшу и образовать компанию "American Motors", он разрешил слиться Студебеккеру и Паккарду, но зап­ретил слияние компаний Batlehem Steel и Youngstown Steel. Все эти решения были вынесены, чтобы содействовать развитию кон­куренции. Полагаете ли вы, что департамент юстиции действо­вал явно непоследовательно? Приведите ваши аргументы за и против.

• Каким образом монополии порождают зло в экономичес­кой сфере? Дайте примеры.

ПолХейне:

• Почему в различных городах США так сильно отличается плата за стоянку машин? К примеру, на Манхэттене круглосуточная стоянка часто стоит 20 долл. В Атланте она, скорее всего,будет менее 5 долл. Связана ли эта разница с большой жадностью владельцев автостоянок в Нью-Йорке?

В каком случае многонациональная корпорация, имеющая одинаковые заводы в различных странах, могла бы платить раз­личную заработную плату рабочим в различных странах, даже если у них одинаковый уровень квалификации? Кажется ли вам это несправедливым? Почему могли бы протестовать рабочие, получающие больше?

• Бывший директор компании АТТ засвидетельствовал в августе 1961 г. во время антитрестовского процесса, что АТТ пыталась предупредить возможность конкуренции со своей системой "Бэлл" скорее всего для того, чтобы сохранить качество обслу­живания, чем для защиты своей прибыли. Удивляет ли вас такое
заявление? Думаете ли вы, что это правда?

• Если у родителей один телевизор и трое детей, следует ли предоставлять право выбора программы тому ребенку, который более всего на этом настаивает? Каким образом родители делят между конкурирующими детьми клубнику за обедом? Если для родителей лучше разделить эти редкие блага в соответствии со своими представлениями о справедливости и порядке, то разве не лучше ли будет и для Министерства энергетики разделить ред­кие энергетические ресурсы между конкурирующими граждана­ми в соответствии со своим министерским чувством справедли­вости и порядка? В чем тут разница?

• Если бы был установлен потолок цен в 1 долл. за килограмм клубники, где бы вы могли ее купить?

Р а з д е л III

Наши рекомендации