Ограниченность механизма и пределы рынка совершенной конкуренции
Анализ рынка совершенной конкуренции подытожим исследованием, является ли рыночная система достаточно эффективным способом использования редких ресурсов и удовлетворения безграничных потребностей.
Для ответа на вопрос выявим аргументы "за" и "против" рыночной системы.
Аргументы "за" и "против" рыночной системы
Аргументы "за":
1. Важнейший аргумент — свобода.
Этот фактор вообще имеет толкование. С позиций рыночной экономики/важна экономическая свобода: свобода выбора ресурсов, направлений деятельности, форм предпринимательства, партнеров, покупателей товаров и т. д. На этом прежде всего преуспевает рыночная система.
2. Личная заинтересованность в эффективном хозяйствовании, обусловливающая:
а) эффективное поведение продавцов и покупателей товаров:
• продавцы (производители) товаров в условиях конкуренции направляют средства производства и труд в наиболее "востребованное производство", сферы неудовлетворенного потребительского спроса. При этом ориентиром, или сигналом, для "вложений" капитала являются достаточно высокие цены, стимулирующие "перелив" капитала в эти отрасли. Если же в результате "перелива" капиталов произойдет превышение предложения над спросом, неизбежен обратный процесс — отток ресурсов из них;
• покупатели изыскивают не только наиболее дешевые, но и наиболее качественные товары, что стимулирует производителей к совершенствованию их параметров;
б) материальную заинтересованность продавцов и покупателей в совершенствовании производства:
• производители, снизившие индивидуальные затраты труда на производство за счет использования достижений научно-технического прогресса при продаже товаров по общественной стоимости, получают дополнительную прибыль, стимулирующую внедрение научно-технического прогресса, эффективное использование ресурсов в рыночной экономике;
• покупатели, проявившие наибольшую активность в поиске необходимых товаров, в наибольшей мере отвечающих их потребительским предпочтениям по качеству и цене, выигрывают не только материально, но и морально, получив за меньшую цену нужную им полезность, что равнозначно получению дополнительного потребительского эффекта.
3. Общественный прогресс, обусловленный:
а) эффективным распределением ресурсов;
б) заинтересованностью производителей и потребителей в развитии технического прогресса, позволяющего, с одной стороны, за счет снижения индивидуальных издержек производства товаров получать дополнительную прибыль, с другой — сокращение издержек в конечном счете является основой снижения общественной стоимости и цен, совершенствования качества товаров;
в) рыночная система через механизм цен балансирует интересы производителей и потребителей товаров. При этом наблюдается тенденция к формированию равновесной цены. Конкуренция корректирует уровень самостоятельно устанавливаемых цен ориентацией на общественно необходимые затраты труда. Таким образом, конкуренция — это великая "уравнительница" цен.
4. Через реализацию личного интереса и, будучи направленной на него, рыночная система вместе с тем решает общественно важные задачи удовлетворения
1 Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. С.117.
общественных потребностей в необходимых и соответствующих интересам покупателей товарах.
Таким образом, конкурентная рыночная система стимулирует эффективное использование ресурсов. В условиях совершенной конкуренции сочетаются эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Это обеспечивает производство необходимого количества и надлежащего качества товаров, издержки производства которых минимизированы.
Вместе с тем, как отмечалось, последствия рынка совершенной конкуренции противоречивы. В условиях противоборства субъектов рынка конкуренция усиливает расслоение товаропроизводителей. Те предприятия, которые внедряют более совершенную технику, используют более квалифицированный труд, лучше организованы, расширяют размеры производства. Те же, кто не имеет или не использует таких возможностей, разоряются. Диалектика развития предполагает привлечение первыми в предпринимательскую сферу некоторой части вторых разорившихся товаропроизводителей.
Вместе с тем характеризуемый фактор нельзя целиком отнести к негативам рынка, поскольку, с одной стороны, он ориентирует на эффективное хозяйствование, развитие инициативы и предпринимательской активности, с другой — там, где разорение производителей не является результатом их предпринимательской неактивности, а обусловлено совокупностью других объективно-субъективных факторов, необходима их поддержка.
• Можно назвать ряд аргументов "против" рыночной системы. Важнейшие из них следующие:
1.Усиление неравенства в обществе. Невозможность решения социальных проблем.
2.Рынок не может решить проблему создания необходимых обществу, но бесприбыльных благ.
3.Безразличие к "побочным эффектам", ущербу, наносимому человеку и природе предпринимательством и др.
Нерешаемость этих проблем определяет ограниченность и пределы рынка совершенной конкуренции, невозможность решения им по полному кругу проблем эффективного использования ограниченных ресурсов при безграничных потребностях, требует участия государства в их решении.
Из изложенного следует, что ограниченность и пределы рынка совершенной конкуренции определяются самим его механизмом.