Взаимодействие цены, спроса и предложения. Теория потребительского поведения
В условиях относительно невысокого уровня развития товарного производства достаточно широкое распространение имел непосредственный, бартерный обмен одного товара на другой. Бартер — форма обмена, характерная для неразвитого рынка.
В развитой рыночной системе производители и потребители взаимодействуют между собой с помощью денег, через механизм цен.
Цены могут быть регулируемыми и свободными.
Регулируемые цены определяются механизмами рынка несовершенной конкуренции.
В данном анализе речь идет о ценах свободных, регулируемых конкурентным рынком, уровень которых определяется договоренностью между продавцом и покупателем товара.
Причинно-следственная взаимосвязь между ценой, спросом и предложением товаров противоречива. Она отражает интересы и позиции как продавцов, так и покупателей товаров. Реализуется через уровень цен, который обнаруживает две тенденции: 1) к росту или 2) снижению в -зависимости от конкретной динамики спроса или предложения товаров. В конечном счете, он оказывает влияние и определяет поведение сторон — продавцов и покупателей товаров.
С учетом особенностей механизмов рассмотрим две пары асимметричных законов, представляющих взаимосвязи между ценой, спросом и предложением.
Первая пара законов выражает взаимосвязь между предложением и ценой.
Взаимосвязь предложения и цены
Предложение (supply) — количество товаров, которые продавцы готовы продать по сложившимся ценам.
Закон предложения выражает прямую пропорциональную зависимость предложения от цены: чем выше цена — тем больше предложение товаров (рис. 4.1).
В надежде на успех при стимулирующем влиянии высокой цены производители наращивают производство и увеличивают предложение пользующихся спросом товаров. Вместе с тем при достижении, максимального уровня рыночного спроса наступает предел, обусловленный насыщением потребностей товарами, при котором потребители не хотят больше покупать их по высоким ценам. В этих условиях единственная альтернатива — снижение цен, являющееся фактором поддержания предложения. При этом кривая "цена — предложение" разворачивается в противоположную сторону, получает развитие новая, обратно пропорциональная, зависимость цены от предложения.
Асимметричный закон выражает обратно пропорциональную зависимость цены от предложения: чем выше предложение — тем ниже цена. При насыщении рынка товарами цена падает (рис. 4.2).
Взаимосвязь спроса и цены
Вторая пара законов выражает зависимость между спросом и ценой.
Спрос — это платежеспособная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары.
Закон спроса отражает обратно пропорциональную зависимость спроса от цены: чем выше цена — тем ниже спрос (рис. 4.3).
При этом фактором стимулирования спроса может выступить снижение цен, которое также имеет свои пределы. При достижении максимального значения уровень цен перестает быть стимулом дальнейшего развития производства и предложения товаров. В этих условиях производитель должен будет ограничить производство товаров, переориентировать его на спрос, который начнет определять динамику цен товара. В результате, как и в ситуации предложения, произойдет "разворот" кривой в противоположную сторону, цена окажется производной от спроса, получит развитие прямая пропорциональная зависимость между ними.
Асимметричный закон отражает прямую зависимость цены от спроса: чем выше спрос — тем выше цена (рис. 4.4). На определенное время он становится фактором, стимулирующим расширение производства товаров.
Из проведенного анализа достаточно очевидно, что в ситуации спроса, как и ситуации предложения, действует механизм восстановления рыночного равновесия, обеспечиваемый системой рыночного саморегулирования.
Аналогичная динамика характерна для их интеграции.