Взаимодействие цены, спроса и предложения. Теория потребительского поведения

В условиях относительно невысокого уровня развития товар­ного производства достаточно широкое распространение имел непосредственный, бартерный обмен одного товара на другой. Бартер — форма обмена, характерная для неразвитого рынка.

В развитой рыночной системе производители и потребите­ли взаимодействуют между собой с помощью денег, через ме­ханизм цен.

Цены могут быть регулируемыми и свободными.

Регулируемые цены определяются механизмами рынка не­совершенной конкуренции.

В данном анализе речь идет о ценах свободных, регулируе­мых конкурентным рынком, уровень которых определяется до­говоренностью между продавцом и покупателем товара.

Причинно-следственная взаимосвязь между ценой, спро­сом и предложением товаров противоречива. Она отражает ин­тересы и позиции как продавцов, так и покупателей товаров. Ре­ализуется через уровень цен, который обнаруживает две тен­денции: 1) к росту или 2) снижению в -зависимости от конкрет­ной динамики спроса или предложения товаров. В конечном сче­те, он оказывает влияние и определяет поведение сторон — про­давцов и покупателей товаров.

С учетом особенностей механизмов рассмотрим две пары асимметричных законов, представляющих взаимосвязи между ценой, спросом и предложением.

Первая пара законов выражает взаимосвязь между пред­ложением и ценой.

Взаимосвязь предложения и цены

Предложение (supply) — количество товаров, которые продавцы готовы продать по сложившимся ценам.

Закон предложения выражает прямую пропорциональную зависимость предложения от цены: чем выше цена — тем боль­ше предложение товаров (рис. 4.1).

Взаимодействие цены, спроса и предложения. Теория потребительского поведения - student2.ru

В надежде на успех при стимулирующем влиянии высо­кой цены производители наращивают производство и увеличивают предложение пользующихся спросом товаров. Вмес­те с тем при достижении, максимального уровня рыночного спроса наступает предел, обусловленный насыщением по­требностей товарами, при котором потребители не хотят боль­ше покупать их по высоким ценам. В этих условиях един­ственная альтернатива — снижение цен, являющееся фак­тором поддержания предложения. При этом кривая "цена — предложение" разворачивается в противоположную сторону, получает развитие новая, обратно пропорциональная, зави­симость цены от предложения.

Асимметричный закон выражает обратно пропорцио­нальную зависимость цены от предложения: чем выше пред­ложение — тем ниже цена. При насыщении рынка товарами цена падает (рис. 4.2).

Взаимодействие цены, спроса и предложения. Теория потребительского поведения - student2.ru

Взаимосвязь спроса и цены

Вторая пара законов выражает зависимость между спро­сом и ценой.

Спрос — это платежеспособная потребность, т. е. сум­ма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары.

Закон спроса отражает обратно пропорциональную зависимость спроса от цены: чем выше цена — тем ниже спрос (рис. 4.3).

Взаимодействие цены, спроса и предложения. Теория потребительского поведения - student2.ru

При этом фактором стимулирования спроса может выступить снижение цен, которое также имеет свои пределы. При достижении максимального значения уровень цен перестает быть стимулом дальнейшего развития производства и предложения товаров. В этих условиях производитель должен будет ограничить производство товаров, переориентировать его на спрос, который начнет определять динамику цен товара. В результате, как и в ситуации предложения, произойдет "разво­рот" кривой в противоположную сторону, цена окажется производной от спроса, получит развитие прямая пропорциональная зависимость между ними.

Асимметричный закон отражает прямую зависимость цены от спроса: чем выше спрос — тем выше цена (рис. 4.4). На опре­деленное время он становится фактором, стимулирующим рас­ширение производства товаров.

Из проведенного анализа достаточно очевидно, что в ситуации спроса, как и ситуации предложения, действует механизм восстановления рыночного равновесия, обеспечиваемый систе­мой рыночного саморегулирования.

Аналогичная динамика характерна для их интеграции.

Взаимодействие цены, спроса и предложения. Теория потребительского поведения - student2.ru

Наши рекомендации