Рыночная система: сущность, характерные черты
Рынок, субъекты, механизм рыночного "взаимодействия"
В самом общем виде рыночная система — это совокупность взаимосвязей между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) материальных и нематериальных продуктов.
Традиционно в качестве важнейших контрагентов рыночного хозяйства выделяют: домашние хозяйства, бизнес, правительство.
Домашние хозяйства — основная структурная единица рыночной экономики. Они выполняют двоякую роль: с одной стороны, являются поставщиками факторов производства (труда, капитала, земли), с другой — конечными потребителями продуктов сферы материального и нематериального производства. Полученные от продажи факторов производства деньги используют для удовлетворения личных потребностей.
Бизнес — деловые предприятия, функционирующие с целью получения дохода (прибыли). Осуществляют производственную деятельность за счет вложения собственного или заемного капитала. Являются основными поставщиками товаров и услуг.
Правительство — в условиях саморегулирующейся рыночной системы важнейшей функцией правительственной деятельности является обеспечение правовой базы бизнеса, вместе с тем собственно экономическая роль ограничена. Активную роль в экономике правительства начинают играть лишь со сменой механизмов конкуренции, переходом от совершенной к несовершенной конкуренции. В условиях саморегулирующейся рыночной системы правительство наряду с другими контрагентами экономики может выступать либо в роли продавца, либо в роли покупателя факторов производства или продуктов производственной деятельности. С учетом этого можно абстрагироваться от его специфической роли, выделить две важнейшие фигуры рыночной экономики — производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) товаров.
Исходя из интересов и поведения основных контрагентов рынка, можно представить модель кругооборота потоков товаров и ресурсов в рыночной системе, в которой две важнейшие фигуры рыночной экономики — продавцы и покупатели — взаимодействуют между собой в рыночном кругообороте потоков товаров и ресурсов (рис. 3.3).
Из схемы очевидно, что домашние хозяйства обеспечивают предприятия ресурсами, в свою очередь предприятия производят для домашних хозяйств потребительские блага. Взаимодействие домашних хозяйств и предприятий осуществляется в "закрытой" системе, в которой доходы одних экономических субъектов выступают расходами других.
Домашние хозяйства являются основными поставщиками ресурсов и основной расходующей группой в национальном хозяйстве. Предприятия — потребителями ресурсов и производителями продуктов.
В качестве доходов субъектов рыночной экономики чаще всего выступает заработная плата, но могут быть и доходы от собственности (процент — при заимствовании сбережений, рента — при сдаче объектов собственности в аренду и др.).
Их потребительские расходы:
• расходы на товары длительного пользования;
• расходы на товары кратковременного пользования;
• расходы на услуги.
"Закрытая" рыночная экономика предполагает равенство суммарной величины доходов суммарной величине продаж, суммарной величины производимой и потребляемой продукции.
Взаимодействие субъектов рынка осуществляется через механизм цен.
При этом цена может выступать в различных "ролях":
1. Денежного выражения (или денежной формы) стоимости товара.
Коль скоро стоимость определяется общественно необходимыми затратами труда, цена выступает измерителем в денежной форме этих затрат труда. При этом, как всякая форма может не совпадать со своим содержанием, цена в каждом конкретном случае может не совпадать со стоимостью, при неизменной стоимости изменяться в зависимости от времени и места. Вместе с тем классики обосновали необходимость равенства суммы цен сумме стоимостей в общественном масштабе.
2. Денежного выражения полезности товара.
3. Интегрированно — как количество денег, которое дает покупатель продавцу за приобретенный товар.
Каждый из подходов имеет определенные основания.
Важнейшими функциями цены в современной рыночной экономике являются:
• информационная;
• стимулирующая;
• распределительная.
Информационная — несет информацию о потребностях в тех или иных товарах, дефиците или избытке ресурсов и т. д. По оценке Милтона Фридмена1 (р. 1912) имеет чрезвычайно важное значение для координации экономической активности.
Стимулирующая — ориентирована на стимулирование использования имеющихся ресурсов для производства наиболее высоко оцениваемых рынком товаров, применения наиболее экономичных способов производства.
Распределительная — играет вспомогательную роль в системе финансово-распределительных отношений, ориентирована на механизмы, связанные с системой распределения и перераспределения доходов.
Все функции цен тесно связаны между собой. Реализуются при взаимодействии субъектов рынка, развитии рыночной экономики.
Роль рынка в экономике
Механизм цен является основой, позволяющей рынку играть контролирующую, интегрирующую и координирующую роль в экономике.
При выполнении интегрирующей роли:
• рынок соединяет сферу производства и сферу потребления в единый процесс;
• является сферой реализации экономических интересов продавцов (производителей) и покупателей (потребителей) товаров.
При выполнении контролирующей роли:
• выступает "главным контролером" результатов предпринимательства;
• учитывает, в какой мере интересам покупателей соответствует количество и качество произведенных товаров.
При выполнении координирующей роли является основой:
• распределения средств производства и труда в рыночной экономике;
• стимулирования технического прогресса;
• дифференциации субъектов рынка.