Современные трансформации экономической мысли

Отражают диалектику научных воззрений, распростра­ненных в XX столетии, характеризующих наиболее важные, соответствующие тенденциям общественного развития, про­цессы.

По мере создания предпосылок из достаточно многочислен­ных "ответвлений" выделились три важнейших направления, выступившие базовой основой современного этапа экономичес­кой мысли:

• кейнсианство;

• новый возврат к неоклассикам в школах и теориях нео­консерваторов (монетаризм, теория экономики предложения, теория рациональных ожиданий);

• институционализм.

Исследователем механизма государственного регулирования экономики, по имени разработчика получившего название кейн-сианства, явился английский экономист Джон Мейнард Кейнс.

Д. Кейнс (1883-1946) — английский экономист, государствен­ный деятель и публицист, основоположник одного из наиболее зна­чительных течений буржуазной экономической мысли 20-х гг. — кейнсианства. Получил образование в Итоне и Королевском кол­ледже в Кембридже (1902-1906 гг.), где слушал лекции А. Маршал­ла. В 1906-1908 гг. работал в Министерстве по делам Индии. В1908 г. был приглашен А. Маршаллом читать курс лекций по эко­номическим наукам в Королевском колледже Кембриджа, где про­работал до 1915 г. За свою первую экономическую работу "Индекс­ный метод" в 1909 г. получил премию им А. Смита. Автор многих работ: "Денежное обращение и финансы Индии" (1913), "Эконо­мические последствия Версальского мирного договора" (1919), при­несшей ему мировую известность, "Трактат о вероятности" (1921), "Трактат о денежной реформе" (1923), "Трактат о день­гах" (1930) и др. Основная работа — "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) // ЭЭПЭ. Т. 2. М., 1975. С. 131-132.

Анализируя разрушительные последствия мирового эко­номического кризиса 1929-1933 гг., пришел к следующим вы­водам: 1) рынок не способен обеспечить стабильность эко­номического роста и успешное решение социальных проблем;

2) государство должно регулировать экономику, обеспечивая полную занятость и эффективное производство.

Идеи Кейнса были обращены на стагнирующую экономи­ку, находящуюся в кризисном состоянии. Соответственно, его научные исследования были направлены на разработку меха­низмов государственного регулирования, способных обеспечить выход из кризиса, поступательное экономическое развитие. Ориентация на разработанные Д. Кейнсом механизмы государ­ственного регулирования имела большой практический успех вплоть до 40-50-х гг.

В 50-60 гг. последователи Д. Кейнса — Э. Хансен, Дж. Хикс, P. Xappod, E. Домар1, выступившие под флагом неокейнсианства, развили идеи государственного регулирования не только в условиях кризиса, но и подъема, полагая при этом, что госу­дарство должно маневрировать расходами, сокращая их в пе­риод бума и увеличивая в период депрессии. Основные позиции экономической платформы неокейнсианства нашли отражение в теории экономического роста.

Вместе с тем в 60-70-е гг. экономика западных стран стол­кнулась с проблемами затухания темпов экономического роста, спада экономической конъюнктуры, обострения социальных проблем. Это явилось толчком новой "корректировки" эконо­мического курса на "рынок", большую свободу предпринима­тельства. Представители "новой ориентации" выступили "под флагом" неоконсерватизма2.

Теоретической основой неоконсерватизма явилась неоклас­сическая ориентация на принципы рационального хозяйствова­ния. С учетом современных подходов она проявилась в концеп­ции монетаризма, теориях экономики предложения и рацио­нальных ожиданий.

1 Справка об авторах — в последующем изложении.

2 Консервативный—враждебный всяким нововведениям, отстаивающий неизменность чего-нибудь, нео — первая часть сложных слов со значением "новый" // Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 291,406.

С точки зрения генеральной направленности теории ори­ентированы на возврат к традициям экономического либерализма. Вместе с тем "добавляется" механизм государственного ре­гулирования.

В частности, специфика монетаризма, завоевавшего на несколь­ко десятилетий основные позиции в мировой экономической мыс­ли, в противовес неоклассическим воззрениям, ориентированным на саморегулирующийся рынок, состоит в признании важности син­теза государственного и рыночного механизмов. При этом наряду с ориентацией на активизацию рыночных механизмов, монетаристы делают ставку на важную роль государства в поддержании стабиль­ности денежного обращения, не допущении инфляции.

В то же время широкий процесс государственного регули­рования, определенный, например, кейнсианской концепцией, считают нежелательным. По их мнению, многоплановый меха­низм государственного регулирования усиливает хаотическую динамику денежной массы.

Наряду с названными, широкое развитие в XX в. получило институциональное направление1.

Различают институциональные факторы: 1) экономическо­го характера, связанные с производством, распределением, об­меном, потреблением материальных и нематериальных благ и услуг, а также 2) стимулирующие, способствующие или ограни­чивающие экономический рост — право, судебная система и т. д.

В классическом варианте институционализм ориентирован на широкий спектр интересов — индивидуальных, групповых, национальных, интересов всего общества.

Современная новая ориентация, воплощенная в концепции неоинституционализма, абсолютизирует рыночный индивиду­ализм, делает ставку на защиту частной собственности.

Таким образом, трансформация воззрений привела к выво­ду о целесообразности сочетания в экономических системах про­тиворечивых — и рыночных, и государственных механизмов.

Соответственно, экономические преобразования второй по­ловины XX в. на Западе были ориентированы на формирование "смешанных" экономик, успешно сочетающих рациональность как рыночного, так и государственного механизмов.

Основные термины и понятия

Альтернативный выбор— одного из двух, означает взаи­моисключающие для каждой из сторон возможности.

Альтернативная стоимость— цена выбора, которую нуж­но отдать в обмен на предметы, оказавшиеся предпочтитель­ными.

Благо— то, что удовлетворяет потребности людей, отве­чает их целям, устремлениям.

1 Институционализм, от лат. institutio — образ действия, обычай, основывается, преимущественно, на неэкономическом толковании сущ­ности и движущих сил экономических процессов.

Главная функция экономики— создание благ, необходи­мых для жизнедеятельности людей.

Закон возвышения потребностейвыражает объективную необходимость роста и совершенствования человеческих по­требностей с развитием производства и культуры.

Обмен— предполагает обмен полученных от распределе­ния продуктов на нужные,

Производство— процесс созидания продуктов, работники приспосабливают вещества и силы природы для создания про­дуктов, необходимых для удовлетворения потребностей.

Потребление — уничтожение продуктов, доставшихся от распределения и обмена.

Потребность— нужда или недостаток в чем-либо, необхо­димом для поддержания жизнедеятельности человека, социаль­ной группы или общества в целом.

Распределение— определение доли и объема продукта участников экономической деятельности.

Экономическая теория— изучает производственные или экономические отношения между людьми по поводу производ­ства, распределения, обмена, потребления материальных и не­материальных благ и услуг.

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятий "производство", "распре­деление", "обмен", "потребление".

2. Охарактеризуйте содержание понятия "потребность".

3. Поясните классификацию потребностей.

4. Охарактеризуйте взаимосвязь производства и потребно­стей, содержание закона возвышения потребностей.

5. Что вы понимаете под ограниченностью ресурсов и без­граничностью потребностей?

6. Постройте график производственных возможностей и поясните его содержание.

7. Раскройте содержание организационно-экономических и социально-экономических отношений.

8. Охарактеризуйте предмет и функции экономической те­ории.

9. Назовите важнейшие методы экономической теории.

10. Назовите основные школы экономической мысли и их представителей.

11.Тест (найдите правильный ответ).

Линия производственных возможностей показывает:

а) количественное соотношение двух предполагаемых к производству товаров;

б) лучшую комбинацию двух товаров;

в) альтернативную комбинацию товаров при данном коли­честве ресурсов;

г) максимальный уровень производства сравниваемых то­варов.

12. Если на графике точка, характеризующая производство в данном году, располагается левее линии производственных воз­можностей полностью ли в стране используются производствен­ные ресурсы? Или правее — достижим ли ее уровень при данных производственных возможностях? Прокомментируйте ситуацию.

13. Определите альтернативную стоимость вашего обучения.

14. Какие из приведенных определений предмета экономи­ческой теории представляются вам наиболее правильными?

Экономическая теория изучает:

а) законы экономического развития;

б) хозяйственную политику государства;

в) поведение потребителей.

15. На основании "сдвига" кривой производственных воз­можностей определите ситуацию на рынке кроссовок и футбо­лок. Какой вариант графика производственных возможностей отражает ситуацию повышения производительности их произ­водства?

Современные трансформации экономической мысли - student2.ru

Вычертите гипотетическую кривую производственных возмож­ностей или кривую трансформации, отражающую этот выбор.

• Изобразите, что произошло бы с кривой производственных возможностей общества, если бы возросли все факторы произ­водства (население, земля и т. д.) или если бы научные открытия повысили производительность имеющихся ресурсов. Что про­изошло бы, если бы усовершенствования применялись только при изготовлении масла, но не в производстве пушек?

• Дайте краткую характеристику: что, как, для кого в России.

Пол Хейне:

• Я хочу, чтобы начинающие студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогут им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне обществен­ных проблем. Экономические принципы анализа позволяют улав­ливать смысл в окружающей нас разноголосице. Они проясняют, систематизируют и корректируют то, что мы ежедневно узнаем из газет, слышим от политиков. Сфера применимости инструментов экономического мышления практически неограниченна. Понимание и оценку всему этому студенты и должны вынести из начального курса.

Пол Самуэльсон предлагает начинающим студентам:

• Выпишите пару абзацев, содержащих то, чему, по вашему мнению, вас скорее всего научит курс экономической теории. Со­храните эти Выписки, чтобы в конце семестра вы смогли вновь прочесть их и сопоставить ваши предположения с тем, чего, как вам кажется, вы действительно достигли.

• Объясните, что понимают экономисты под "редкостью"?

• Вместо того чтобы выбирать между военными и гражданс­кими товарами, общество может делать выбор между потреби­тельскими товарами и товарами производственного назначения.

2.1. Собственность: понятие, проблемы эффективного использования

2.2.Классификация собственности

2.3.От монополизма к многообразию форм собственности

Права собственности образуют обширную иважную часть правил, регулирующих большинство тех общественных взаимодействий, в которых мы регулярно участвуем. Так же как в обычных играх уста­навливают: кто, при каких обстоятельствах и какой ход может сделать, права собственности разграничивают: что кому принадлежит. Таким образом, права собственности и другие правила игры в конечном счете точно определяют, какой выбор совершат индивидуу­мы, преследуя свои интересы.

Пол Хейне

Важнейшую роль в экономической системе играют отношения собственности. От характера собственности зависит поло­жение людей в обществе, возможность и конкретные формы участия в производстве, распределении, обмене, потреблении.

Для понимания процессов, происходящих в современной России, определения собственных позиций в условиях форми­рования многообразия отношений собственности важно знание возможностей различных видов собственности, эффективных форм их использования.

Отношения собственности оказывают влияние на другие экономические отношения, им принадлежит важнейшая роль в системе экономических отношений.

В главе рассматриваются:

• собственность, как отношение между людьми по поводу присвоения благ;

• объекты, субъекты собственности с учетом современных подходов, законодательства;

• проблемы повышения эффективности использования соб­ственности;

• формы частной, долевой, совместной собственности, их со­держание, характерные черты, законодательное закрепление;

• динамизм отношений собственности на пороге XXI в.

Наши рекомендации