Экономические и поведенческие постулаты неоклассической теории.

В 90-е годы XIX века сформировались основы нового теоретического направления в экономической науке – неоклассического. В этот период появились научные труды, авторы которых не приняли ни классическую теорию ценности, ни теорию субъективной полезности. Однако, создав новую экономическую доктрину, они, с одной стороны, органически включили в нее маржиналистские подходы к анализу экономики, а с другой сохранили верность и экономическому либерализму классиков и их представлениям о рынке как саморегулирующейся системе, восприняли отчасти их поведенческую модель экономического человека, но, главное, не отрицали объективный характер потребительной и меновой ценностей товара. Они даже в определенной степени реабилитировали классическую теорию цены, в частности признали классическое положение о связи ее величины с издержками производства. Такая двусторонняя научная преемственность позволяет говорить, что неоклассики в отличие от маржиналистов стремились, скорее, к реформации, а не к революции в экономической теории, к ее обновлению в соответствии с новыми условиями развития и достижениями в различных науках (экономике, истории, математике, биологии). Неслучайно в самом названии нового научного направления подчеркивалось, что речь идет не об отрицании классики, а ее обновлении. Показательно и то, что неоклассики лишь частично обновили экономические и поведенческие постулаты и классической, и маржиналистской теорий, но в ряде случаев обнаружили более глубокое их понимание, нежели их предшественники.

Экономические постулаты.

Неоклассики восприняли такие экономические постулаты классиков, как экономический либерализм, их недооценку влияния денег на экономический процесс, отрицание роли внутренних факторов в нестабильном развитии рынка, оценку сбережения в качестве необходимого условия экономического роста, а предложения – как его мотора. Но в то же время целый комплекс экономических постулатов неоклассической теории явно вступал в противоречие с классическими. К числу таких постулатов следует отнести позицию неоклассиков относительно производительного труда, к которому они относили труд независимо от сферы его приложения и формы воплощения. Они также отрицали подход классиков к закону убывающего плодородия земли как закона, действие которого вызвано последовательным переходом общества от лучших земель к худшим, рассматривая его как частный случай убывающей отдачи от любого фактора производства при условии возрастания количества одного фактора производства с сохранением постоянного объема других. Но главное, неоклассики не приняли в качестве постулата классическую трудовую теорию ценности, что предопределило пересмотр и других постулатов, в первую очередь, о труде как единственном источнике богатства.

Сопоставляя экономические постулаты неоклассиков с постулатами маржиналистов, отметим, что общность их имела двоякое происхождение. Во-первых, и те и другие признавали правомерность некоторых классических постулатов. Во-вторых, неоклассики принимали некоторые экономические постулаты маржиналистов. К ним, в частности, относятся: восприятие экономической системы как равновесной; трактовка экономического развития как последовательного перехода от одного равновесного состояния к другому; признание редкости всех производственных ресурсов, определение меновой цены предельной полезностью. В то же время неоклассики не приняли такие концептуально значимые экономические постулаты теории маржиналистов, как субъективная трактовка предельной полезности блага, выдвижение на первый план сферы потребления и игнорирование роли производства в экономическом развитии и формировании потребностей человека, субъективный подход к определению цены товара и абсолютизация цены спроса.

Поведенческие постулаты.

Неоклассическая поведенческая гипотеза в рассматриваемый период основывалась на антропологическом подходе к индивиду, его поведенческим мотивациям, уровню рациональности и возможностям предвидения. В явной форме ее сформулировал глава кембриджской школы, развивающейся в рамках неоклассики, А.Маршалл. Он, стремясь доказать, что в этом отношении у него нет существенных расхождений с классиками, подчеркивал, что Дж. Ст.Милль, отказавшись от антропологической трактовки индивида и выдвинув абстрактную модель экономического человека, тем не менее всегда стремился, как и другие классики, учитывать и неэкономические мотивации человека в хозяйственной сфере. Сам Маршалл, подчеркивая многообразие мотивов экономического поведения, считал, что для теоретического анализа целесообразно выделить мотивы, которые в наибольшей мере влияют на его поведение в хозяйственной сфере. Выдвинув это положение, он, во-первых, полемизировал с представителями немецкой исторической школы, которые выступали против упрощения поведенческих мотиваций в экономической сфере, во-вторых, возражал маржиналистам, которые, по его мнению, во многом искажали целевые установки индивида и переоценивали уровень его рациональности и возможности предвидения будущего состояния экономики. Стоит обратить внимание на то, что Маршалл рассматривал индивида как активного производителя, в отличие от маржиналистов, которые отводили ему роль пассивного потребителя. Конкретизация поведенческих постулатов, которые выдвинул Маршалл, раскрывает особенности их маржиналистской трактовки.

А) Идейной основой его поведенческой модели выступила философия утилитаризма, а не гедонизма. В рамках этой философии стремление получить деньги за свою работу рассматривается как мотив, который наиболее сильно воздействует на поведение человека в экономической сфере. При этом экономическая наука, как подчеркивает Маршалл, имеет дело не с первичными потребностями (так считал Ст.Джеванс), а с денежным выражением самых разнообразных потребностей. Эти потребности постоянно изменяются: развитие производства порождает новые потребности, а они стимулируют дальнейшее развитие производства.

Б) Не отрицая, что человеку свойственна рациональность при принятии экономических решений, Маршалл считал, что она не является абсолютной, ее уровень различен у разных групп людей: чем менее они связаны с финансовой сферой, тем ниже ее уровень. На поведение людей в экономике большое внимание оказывают сложившиеся привычки, но и они в конечном счете приобретают функциональный характер: критерием выживаемости привычек выступает их полезность для принятия рационального решения.

Декларируя эти поведенческие постулаты, Маршалл в то же время развивал теорию цены, закона спроса и предложения, использовал предельный анализ, который выводил его на модель рационального максимизатора. Таким образом, сформулированные им поведенческие постулаты явно противоречили его теории. Чтобы разрешить это противоречие, он ввел понятие «нормальная» деятельность, которая реальна, в том смысле, что существует на практике, но в то же время достаточна рациональна и устойчива, для того, чтобы быть основой для познания экономических закономерностей.

2. Анализ теоретических взглядов неоклассиков (конец ХIХ – начало ХХ веков).

Основы неоклассической теории (микроэкономики) были сформулированы учеными кембриджской и американской научных школ, в первую очередь А.Маршаллом («Принципы политической экономии») и Дж. Б.Кларком («Распределение богатства», 1898), норвежским ученым К. Викселем в работах, вышедших в 90-е годы XIX века и в начале ХХ века («Ценность капитала и рента», «Процент и цена», «Лекции по политической экономии») и американским экономистом И.Фишером («Оценивание и процент», «Норма процента»).

Содержательный анализ неоклассической доктрины показывает, что это обновление было фундаментальным. Об этом свидетельствует и сравнение основных характеристик классической и неоклассической теорий (табл.6.1).

Наши рекомендации