Научные позиции Ф.Визера (1851–1926).
Фридрих фон Визер сыграл основную роль не только в организационном оформлении австрийской школы, но и в распространении и развитии идей К.Менгера. Его теоретические взгляды изложены в работах: «Происхождение и основные законы хозяйственной ценности» (1844), «Естественная ценность» (1889), «Теория общественного хозяйства» (1914) и др. Собственный вклад Визера в теорию ценности связан с развитием менгеровской теории вменения, но главное – с разработкой концепции альтернативных издержек, на основе которой он сформулировал закон производственных издержек.
Критикуя широко распространенный среди практиков и теоретиков взгляд, согласно которому производственные издержки определяют объективную основу цены товара, Визер в соответствии с субъективной теорией ценности Менгера определяет величину ценности этих издержек полезностью потребительских благ, имея в виду блага, производство которых было бы возможным при альтернативном употреблении производственных факторов. Производитель, используя средства производства для производства одного блага, вынужден отказаться от использования их для изготовления других товаров. Поэтому его производственные издержки определяются ценностью этих непроизведенных товаров. Основываясь на законе издержек производства, Визер определяет и меру ценности, на основе которой должны исчисляться элементы издержек. Такой мерой у него выступает «<…> производительная предельная полезность элемента издержек, которая выводится из
1 предельной полезности предельного продукта» .
Научные позиции Бем-Баверка. В работах другого ученика Менгера – Бем-Баверка (1851–1926) «Капитал и процент» (I том вышел в 1884, II – в 1889 г.), «Основы теории ценности хозяйственных благ», «К завершению марксистской системы» и других не только популяризировались идеи учителя («Основы теории ценности хозяйственных благ»), но также на их основе разрабатывались новые концепции. В своей наиболее значительной работе «Капитал и процент» Бем-Баверк исследовал вопрос о причинах существования процентного дохода, который получает владелец капитала (средств производства). Первые две, по его утверждению, относятся к психологическим причинам. Владельцы капитала либо полагают, что настоящая ценность капитала выше будущей,
либо недооценивают свои будущие потребности. Таким образом,
1 Визер Ф. Теория общественного хозяйства // Австрийская школа в политической экономии…Указ. соч. С.450.
отказываясь от возможности использовать свой капитал в каждый данный момент, они компенсируют свой проигрыш за счет получения процентного дохода. До определенной степени такой подход, особенно во втором случае, противоречит принятому австрийской школой методологическому принципу рациональности. Поэтому и К.Менгер, и Ф.Визер оспаривали его научную правомерность. Третья причина, с которой Беем-Баверк связывал процентный доход, получаемый владельцем капитала, трактовалась им как техническая. Он утверждал, что в отличие от труда и земли (которые несводимы к иным экономическим факторам), капитал – это накопленный труд, он создан трудом и природой и используется для повышения продуктивности производства (по отношению к конечному продукту капитал – это промежуточный продукт). Процесс капиталообразования включает сбережение, производство средств производства, или, по его терминологии, окольный процесс производства и, наконец, процесс использования этих средств производства для производства большего количества продукта труда. Таким образом, накопление капитала, удлиняя процесс производства потребительских благ за счет «окольности» повышает результативность этого процесса. Но плоды окольного производства получаются не сразу, поэтому владелец капитала вынужден покупать потребительские блага в кредит, расплачиваясь за него в счет будущих доходов, получаемых в результате использования капитала.
Позднее критики Бем-Баверка из числа неоклассиков считали, что и эта третья причина не является независимой, так как будущее повышение ценности настоящих благ вызывается не техническими, а психологическими факторами. Его теория процентного дохода (как и критика ее представителями австрийской школы и неоклассиками) в научном отношении крайне уязвима. Тем не менее при оценке научной значимости теории нельзя не учитывать, что ее автор одним из первых попытался обосновать, что капитал обладает собственной производительностью. Говоря о научных заслугах Бем-Баверка, следует также отметить, что он был в числе первых критиков К.Маркса, доказавших, что марксистская теория ценности, изложенная в первом томе «Капитала», не стыкуется с теорией превращенных форм, которая рассматривалась в третьем томе («К завершению марксистской теории»,1899).
В истории австрийской школы были взлеты и падения. Начиная с 30-х вплоть до 70-х годов ХХ столетия она фактически утратила свою самостоятельность, полностью влилась в неоклассику, но в 70-е годы вновь возродилась в рамках неоавстрийской школы, методологические и теоретические установки которой далеко не всегда совпадают с неоклассической парадигмой. Б) Английские маржиналисты.
В Англии маржинализм не оформился в самостоятельную научную школу. Однако методология анализа его сторонников в этой стране имела свои особенности. В своих научных исследованиях они широко использовали математику и опирались на философию утилитаризма. Взгляды английских маржиналистов представлены в работах Уильяма Стенли Джеванса (1835–1882) и Френсиса Исидро Эджуорта (1845–1926).
Научные позиции Ст.Джеванса. Маржиналистские взгляды Джеванса изложены в работе «Теория политической экономии» (1871). Признав, что и до него экономисты разрабатывали теорию субъективной предельной полезности (он имел в виду работу Г.Госсена), Джеванс подчеркивал, что, во-первых, излагая ее, он дает более четкие формулировки, чем предшественники; во-вторых, его теория предельной полезности основана на теории гедонизма и утилитаризма, а также на физиологическом законе Вебера–Фихнера. Определяя ценность субъективной предельной полезностью, он проводил аналогию с реакцией человека на раздражитель, которая снижается при каждом последующем его действии. В-третьих, все экономические зависимости он выражает математическим языком (с его точки зрения, любая экономическая проблема – это проблема экстремума).
Концепция полезности Джеванса основана на философии гедонизма: полезность – это то, что доставляет человеку удовольствие или избавляет от страдания (страдание – это удовольствие с обратным знаком). Он различает общую полезность всех имеющихся в наличии благ: u = f(х) и полезность их отдельных частей или «полезность последней степени приращения» (бесконечно малого приращения), которая убывает с увеличением общего количества данного блага, потребляемого в обществе. Оптимальное потребление блага предполагает равенство предельных полезностей данного блага в разных применениях (второй закон Госсена, который был переоткрыт Джевансом).
Современные экономисты считают, что Джеванс интересен, в первую очередь, не своей субъективной теорией предельной полезности, а тем, что он на основе закона убывающей предельной полезности вывел уравнение обмена в условиях равновесия. В содержательном отношении оно было неверно: Джеванс считал, что это равновесие предполагает равенство предельных полезностей (в действительности равновесный обмен предполагает равенство в соотношениях предельных полезностей), тем не менее с точки зрения развития новой экономической науки важно, что он, во-первых, рассматривал предельную полезность как основу эквивалентного обмена; во-вторых, включил в предмет экономической науки проблему равновесия.
Научные позиции Эджуорта. Другой английский экономист, Эджуорт, развивая маржиналистскую теорию субъективной предельной полезности, впервые выразил ее как функцию полезности нескольких благ: u = u(х, у…n), графически изобразив ее с помощью кривых безразличия. Позднее их модернизировал В.Парето (лозаннская школа), который построил коробку Эджуорта. Но научная заслуга Эджуорта состоит в создании теории обмена на основе кривых безразличия, которая впоследствии позволила обосновать ординалистскую теорию потребительского выбора.
В) Лозаннская школа.
На первом этапе маржиналистской революции ее представляет Л.Вальрас (1834–1910). Наиболее полно метод его анализа и основные идеи представлены в книге «Элементы чистой политической экономии, или теория общественного богатства» (в 1874 г. вышла первая часть работы, в 1877 г. – вторая). В этой работе Вальрас сформулировал принципы общеэкономического равновесия, на основе которых исследовал процессы обмена, производства, сбережения и инвестирования.
Работа включает шесть разделов. В первом (методологическом) излагаются взгляды автора на задачи экономической науки. К ним он относит создание, во-первых, позитивной теории действия рыночного механизма, во-вторых, теории оптимального использования ресурсов, в-третьих, нормативную теорию оптимального (справедливого в социальном смысле) распределения общественного богатства. В последующих пяти частях изложена теория функционирования рынка в условиях общего равновесия, т.е. реализуется первая из задач экономической науки, сформулированных Вальрасом.
Особенности методологии Л.Вальраса.
1. Экономика исследуется как целостная система, развитие которой определяется рациональным поведением экономического индивидуума.
2. Анализ экономических проблем переносится на уровень всей экономики, и его предпосылкой выступает не частичное, а общее экономическое равновесие. Экономика в связи с этим уподобляется любой механической системе.
3. Выдвижение на первый план функций спроса и предложения и пропорций обмена, которые устанавливаются в процессе взаимодействия спроса и предложения.
4. Математизация экономического анализа: все взаимосвязи и взаимозависимости, свойственные экономической системе, выражаются в математической форме.
Модель общеэкономического равновесия Л.Вальраса.
В рассматриваемую модель включены два рынка: рынок капитальных благ (капитал, земля, личные способности) и рынок конечных благ (потребительские товары и сырье), которые функционируют в условиях совершенной конкуренции. В качестве продавцов на рынке капитальных благ выступают землевладельцы, наемные работники и владельцы капитала, а на втором рынке – предприниматели.
С точки зрения Вальраса, состояние равновесия предполагает, во-первых, равновесие в обмене:
- равенство спроса и предложения на рынке факторов производства (и следовательно, установление здесь постоянных и устойчивых цен);
- равенство спроса и предложения на рынке потребительских благ на основе устойчивых цен.
Во-вторых, равновесие в производстве: соответствие цен товаров издержкам производства.
Равновесие устойчиво в условиях свободной конкуренции. Основой уравнения обмена на рынке потребительских благ выступает максимизация в удовлетворении потребностей потребителя при фиксированном доходе.
Цена спроса на потребительские блага определяется предельной полезностью, которая достигается, если последние единицы расходуемых потребителем средств приносят ему одинаковое удовлетворение от всех потребляемых благ [МU = f (Qx, Qy, Qz …Qn)].
Цена спроса на факторы производства определяется их предельной производительностью, а цена предложения – издержками производства.
В модели общего равновесия Вальраса раскрывается взаимосвязь всех цен и затрат в экономике: цены на потребительские товары устанавливаются во взаимосвязи с ценами на факторы производства, а равновесные цены формируются одновременно в процессе взаимодействия всех рынков. «Нащупывание» этих равновесных цен происходит на всех рынках и в конечном счете приводит к равновесию спроса и предложения. Центральную роль в установлении равновесных цен, как предполагает Вальрас, играет аукционщик, который следит за рыночной конъюнктурой и «выкрикивает» относительные цены на все блага, а участники обмена сообщают, сколько они купят благ по данным ценам. При избытке спроса цены растут, при его недостатке понижаются. Каждый раз, когда спрос и предложение оказываются несбалансированными, аукционщик назначает новую цену. Поэтому обмен состоится только при наборе равновесных ценах.
В упрощенном варианте математическое определение этого набора (он состоит из n–1 цены) предполагает решение n–1 уравнения (цена денег «n»-го блага задана и равна единице, поэтому относительная цена i-го блага равна Рi/Pn, т.е. Pi). Каждый экономический агент, стремясь максимизировать общую полезность принадлежащих ему благ (она равна сумме их предельных полезностей), обменивает их на блага, которые представляются для него более полезными.
Предельная полезность каждого конкретного товара определяется на основе и его относительной цены, и относительных цен остальных обмениваемых благ. Поэтому и спрос на i-е благо, и его предложение – функции относительных цен всех благ: D = Di(P1…Pn-1); S = Si(P1…Pn-1). Следовательно, чтобы найти равновесный набор обмениваемых благ, нужно решить n-1 уравнений: Di(P1…Pn-1) = Si(P1…Pn-1); i = 1,..n-1. Данная система уравнений имеет единственное решение (т.к. количества входящих в нее уравнений и неизвестных равны друг другу) и, соответственно, существует равновесный набор относительных цен, который может быть только единственным.
Сформулированный Вальрасом закон – ценность совокупного спроса равна ценности совокупного предложения – предполагает, что суммы избыточного спроса и предложения в ценностном выражении на уровне всей экономики взаимно погашаются и, следовательно, равны нулю. Поэтому, если число рынков, равное n–1, находятся в равновесии, то и n-й рынок тоже должен быть сбалансированным. Закон равенства цены спроса и предложения, сформулированный Вальрасом, – это математическая интерпретация закона Сэя, но в отличие от него Вальрас, подчеркивая взаимосвязи между ними, не приписывает ни одной из сторон обменных отношений лидирующей роли.
Возникает вопрос: почему, исследуя функционирование рыночного механизма, Вальрас встроил в него фигуру арбитра – аукционщика, который рассчитывает цены на основе заявок, сделанных на стороне спроса и предложения, корректирует их и затем объявляет их равновесное значение? При ответе на него надо иметь в виду, что он не отрицал способности рынка стихийно определять равновесные цены, но полагал, что такой способ длителен (ибо он основан на методе «проб и ошибок») и потому менее целесообразен, чем первый. С его точки зрения, аукционист в состоянии выявить равновесные цены, потому что цены, как правило, адекватно реагируют на соотношение спроса и предложения: избыточный спрос на данный товар вызывает рост его цены, а избыточное предложение приводит к ее падению.
Принимая во внимание взаимодействие цен различных товаров, Вальрас высказал мысль, что изменение спроса на данный товар, в первую очередь, связано с изменением его цены, а не цен других благ.
Выше была рассмотрена модель общеэкономического равновесия на основе анализа обмена. Более сложный вариант этой модели предполагает включение и сферы производства при заданном объеме факторов производства. Не останавливаясь на ее анализе, выделим три момента.
Во-первых, в этой модели раскрывается взаимосвязь всех цен и затрат в экономике. Вводя в модель равновесия сферу производства, Вальрас к условиям равновесия обмена (равенство спроса и предложения) добавил условие равенства цен товаров издержкам производства (условие получения нулевой прибыли), балансовое равенство на объем ресурсов. Это позволило ему раскрыть взаимосвязи между ценообразованием на потребительском рынке и на рынке факторов производства, т.е. между предельной полезностью (ценой спроса на потребительское благо), предельной производительностью (ценой спроса на фактор производства) и издержками производства любого блага (ценой предложения).
Во-вторых, Вальрас не смог решить систему уравнений, описывающих эту модель (позднее выяснилось, что она в принципе не решаема), поэтому ограничился лишь характеристикой самого механизма формирования равновесных цен методом «проб и ошибок».
В-третьих, в рамках полной модели общего равновесия Вальрас отошел от упрощенной трактовки денег как счетной единицы, данной им в простой модели обмена. Он попытался объяснить необходимость иметь денежный запас в экономике, в которой аукционист дает достоверную информацию о равновесных ценах, а обмен совершается после ее получения и в соответствии с этими ценами. С его точки зрения, деньги – это своего рода страховой запас на тот случай, если между продажей товаров и платежами возникает временной разрыв. Но, вводя факторы времени и неопределенности, Вальрас не рассмотрел их природу и роль в экономическом анализе.
Научное и методологическое значение модели общего равновесия Вальраса выражается прежде всего в том, что впервые была предложена теория общего равновесия как универсального метода анализа экономики в целом, функционирование которой определялось оптимальным поведением индивидуума. Вальрас первым математизировал экономическую науку, выразив все экономические связи посредством целостной системы функциональных зависимостей. Поэтому вклад его в экономическую науку выходит за рамки развития маржинализма. Вальрас практически является одним из родоначальников современной экономической теории общего равновесия, разрабатываемой в ХХ столетии сторонниками различных научных школ.
В разработке теории ценообразования Вальрас не только опередил «пионеров» маржиналистской революции, но и предвосхитил открытия в этой области первых неоклассиков. Он показал, что цена определяется в результате взаимодействия спроса и предложения, основой которых выступают и предельная полезность, и производственные издержки; процесс ее образования осуществляется одновременно на всех рынках как в сфере обмена, так и в сфере производства.
Однако теоретическое значение этой математической модели общего равновесия не ограничивается теорией ценообразования. Вальрас обосновал принцип взаимосвязи и взаимозависимости основных элементов рыночной экономики (производства, потребления, распределения на макроуровне), впервые включил в экономический анализ фактор времени и фактор неопределенности. Конечная цель вальрасовского анализа экономического равновесия – показать возможность создания такой экономической системы, которая способна максимизировать общественное благосостояние и обеспечить справедливое распределение доходов. Связь модели общего равновесия Вальраса с проблемой общественного благосостояния очевидна, если учесть его позицию. Он считал, что в равновесном состоянии достигаются и максимальная общественная полезность, и ее справедливое распределение. Поэтому теория общего равновесия Вальраса – основа анализа не только экономической динамики, межотраслевых связей, но и проблемы общественного благосостояния.