Узловые проблемы аналитической схемы К.Менгера.

1. Учение о благе и ценности.

Прежде чем перейти к анализу основной проблемы – ценности блага, Менгер исследует сущность благ и дает их классификацию. С его точки зрения, понятие блага субъективно. Его основной признак – полезность. Она определяется самим человеком: «<…> характер блага не есть нечто присущее благам, не есть их свойство, но представляется нам просто как отношение, в котором находятся некоторые предметы к человеку и с исчезновением которого они <…> перестают быть благами»[6]. Поэтому некий объект становится благом только при наличии человеческой потребности в нем, при соответствии его свойств этой потребности, знании человеком полезности данного блага и возможности распоряжаться им для удовлетворения своих потребностей. Все блага с точки зрения их конкретного назначения Менгер делит на блага первого (низшего) порядка, которые непосредственно удовлетворяют потребительские потребности, и блага высшего порядка, предназначенные для производства потребительских благ (второго, третьего, четвертого и т.д. порядков, которые отражают их положение по отношению к благу низшего порядка). Полезность этих благ, во-первых, определяется косвенно: полезностью тех благ первого порядка, для производства которых они используются. Во-вторых, она предполагает наличие всей совокупности благ (комплементарные блага»), необходимой для производства благ первого порядка. Различия между двумя типами благ проявляются и в характере распоряжения благами первого порядка. «Тот, кто имеет в своем распоряжении непосредственно некоторые блага, тот уверен в количестве и качестве их <…>. Кто располагает благами лишь опосредованно <…> не может с равной уверенностью определить количество и качество благ низшего порядка,

которыми он будет в состоянии располагать по окончании процес-

1 са производства» . Таким образом, Менгер не считает, что потребитель во всех случаях может достоверно прогнозировать будущий результат.

Неопределенность («экономическая неуверенность») вызывается прежде всего тем, что процесс производства имеет временные параметры и, следовательно, его конечный результат связан с будущими, а не сегодняшними потребностями. Кроме того, временной фактор не позволяет заранее учесть все те случайные обстоятельства, которые могут повлиять на производственный процесс. Наконец, экономическую неопределенность порождает неполнота человеческих знаний относительно как свойств тех или иных средств производства, так и характера их воздействия на количество и качество производимого блага. Вывод о том, что на поведение индивида оказывает воздействие фактор неопределенности, определил скептицизм Менгера и других представителей австрийской школы о невозможности использования математических методов в экономических исследованиях.

Субъективные потребности не только превращают объект в благо и определяют его потребительную ценность. Они, как полагал Менгер, определяют появление частной собственности и стимулируют организацию хозяйства. Доказывая это положение, он разделил все блага на экономические и неэкономические. Экономические блага – это редкие блага, потребность в которых превышает их количество, доступное в данный момент индивиду. Поэтому часть общества не может удовлетворить свои потребности полностью. Стремление иметь редкие блага стимулирует организацию хозяйства, порождает собственность, человеческий эгоизм

1 Менгер К. Указ. соч. С.55.

и конфликт экономических интересов: «каждый индивид там, где доступного распоряжению количества благ хватает не для всех,

стремится покрыть собственную надобность возможно полнее пу-

1 тем устранения других» . Редкость благ и их неравномерное распределение между членами общества, противоположность их интересов – причина появления и собственности, и правопорядка, который защищает право владения. Поэтому, делает вывод Менгер, собственность и хозяйство неразделимы. Следовательно, «<…> все проекты социальных реформ могут быть разумно направлены лишь на целесообразное распределение экономических благ, но не на уничтожение самого института собственно-

сти» . Неэкономические блага – это блага, избыточные по отношению к потребностям, по этой причине они доступны всем членам общества на безвозмездной основе. Анализ экономических и неэкономических благ позволяет Менгеру сделать вывод и о том, что любой экономический порядок (основанный и на частной, и на общественной собственности) имеет естественное основание.

Продолжая исследование блага, Менгер переходит к анализу центральной проблемы своей книги – проблемы ценности. Сущность ценности, источник происхождения и мера трактуются им с позиции субъективной теории полезности. Полемизируя с классиками, Менгер подчеркивает, что не может быть самостоятельной, существующей вне сознания человека ценности. «Ценность – это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и

3 благосостояния…» . Ценность, как и экономические блага, связана с их редкостью. Объясняя такое происхождение ценности, Менгер пишет, что, только познавая соотношение между потребностью в благах и их наличием, человек осознает их ценность. Субъективная трактовка ценности позволяет ему сделать вывод и о субъективном характере меры ценности. По его мнению, ценность блага для хозяйствующего индивида «<…> равна значению того удовлетворения потребности, в отношении которого данный индивид находится в зависимости от наличия в его распоряжении

блага» .

Очевидно, Менгер в отличие от других сторонников субъективной теории ценности, во-первых, считал, что ценность благ

Менгер К. Указ. соч. С.78.

Менгер К. Указ. соч. С.79.

Менгер К. Указ. соч. С.101.

Там же.

определяется важностью удовлетворяемых потребностей, а не количеством приносимой ими пользы, т.е. практически заложил основы ординалистской теории цены. Во-вторых, он не связывал ценность блага с гедонистической природой человека, с его стремлением максимизировать удовольствие и минимизировать страдания – положение, которое лежало в основе субъективной теории ценности английского маржиналиста Ст.Джеванса. Подчеркивая, что ценность благ снижается с убыванием их значения в удовлетворении потребностей, он сделал вывод о том, что ее величина измеряется их предельным значением для индивида. Анализируя рациональное поведение хозяйствующего индивида, К.Менгер выдвигал на первый план принцип убывающей важности удовлетворяемых потребностей, рассматривая его в качестве определяющего по отношению к принципу равной важности всех удовлетворяемых потребностей. В этом отношении он отличался от теоретиков общего равновесия, которые этот последний принцип рассматривали в качестве критерия оптимального состояния экономики.

Большое влияние на развитие теории ценности оказала разработанная Менгером концепция ценности благ высшего порядка. Он подчеркивает, что «<…>при всяких условиях… она определяется ценностью благ низшеего порядка, на производство которых они предназначаются <…>»1. Конкретизируя этот принцип, Менгер, во-первых, учитывает влияние фактора времени на величину ценности средств производства, определяя ее будущей, а не сегодняшней ценностью благ низшего порядка. Во-вторых, он связывает ценность этих средств производства с их комплементарностью как условием, без которого они не могут иметь ценности. В-третьих, подчеркивает, что при определении ценности производственных факторов необходимо учитывать упущенную выгоду от их альтернативного использования. Поэтому ценность их конкретного количества «<…> равна разнице между значением того удовлетворения потребностей, которое будет достигнуто в случае распоряжения количеством блага высшего порядка, о ценности которого мы спрашиваем, и того удовлетворения потребностей, которое будет достигнуто при противоположном случае, при экономическом, конечно, употреблении совокупности находящихся в

2 нашем распоряжении благ высшего порядка» . Иными словами, речь идет о том, что ценность факторов производства определяется их альтернативными издержками.

Менгер К. Указ. соч. С.129.

Менгер К. Указ. соч. С.142.

2. Учение об обмене.

Природа всех проблем, которые Менгер включает в анализ обмена (причины обмена, его границы, процесс ценообразования, отношение между потребительной и меновой ценностями), трактуется на основе субъективной теории ценности, т.е. связывается им с субъективными потребностями человека. Определяя причины, побуждающие к развитию обмена, он подчеркивает, «<…> что принцип, приводящий людей к обмену, – тот самый, который руководит ими вообще во всей их экономической деятельности, т.е. стремление к возможно полному удовлетворению своих потреб-

ностей» . В обмен поступают только те блага, потребительная ценность которых для индивида меньше, чем его меновая ценность. Обмен прекращается, если оставшееся количество благ имеет для него более высокую ценность, чем то их количество, которое он мог бы получить, продолжая обменные операции. Следовательно, их основой выступает взаимная выгода, а границей – потребление, а не производство.

Такая трактовка причин и границ обмена позволяет Менгеру сделать вывод о том, что и цена – понятие субъективное. Ее основанием выступают индивидуальные оценки той роли, которую играют блага в удовлетворении потребностей обменивающихся сторон. Поэтому, во-первых, обмен никогда не может быть эквивалентен, т.е. цена предложения и цена спроса (понятия, впервые им введенные в научный оборот) не могут быть эквивалентами в объективном смысле. Во-вторых, неправомерно определять величину цены обмениваемого блага одинаковыми затратами труда или равными издержками производства. «Правильная теория цены <…> не может иметь своей задачей объяснить это предполагаемое, но на самом деле нигде не существующее “равенство ценности” между двумя конкретными количествами благ, потому что такая задача требовала бы совершенного игнорирования субъективного характера ценности и природы обмена; правильная теория должна постараться показать, как хозяйствующие люди в своем стремлении к возможно более полному удовлетворению своих потребностей приходят к тому, что отдают блага, а именно определенные количества их, в обмен на другие»2.

Связывая процесс ценообразования со стремлением каждого более полно удовлетворить свои потребности, Менгер подчеркивает, что сама экономическая природа обменных отношений оп-

Менгер К. Указ. соч. С.153.

Менгер К. Указ. соч. С.162.

ределяет границы, в которых происходит образование цены, т.е. она ограничивает роль человеческого произвола в ее определении. При прочих равных условиях, стремление обоих участников обмена получить максимально возможную выгоду вследствие равенства их экономических позиций на рынке приведет к тому, что цены будут удаляться на равные величины от тех крайних их значений, в границах которых происходит обмен. Анализ ценообразования в различных рыночных структурах (в условиях изолированного обмена, монополии продавца и покупателя, свободной конкуренции), позволяет ему показать, что на экономически заданные границы колебания цен оказывает влияние характер самого рынка. Меновые пропорции Менгер определяет соотношением предельных полезностей обмениваемых благ. По его мнению, обмен предполагает, что меновая ценность превосходит потребительскую ценность благ для каждого из его участников. Поэтому основой обменных отношений выступает взаимовыгодность, а не эквивалентность.

Рассматривая различные варианты обмена, Менгер исследует процессы ценообразования при изолированном обмене и в условиях односторонней и двусторонней конкуренции. В последнем случае только при условии равенства числа продавцов и покупателей устанавливается равновесная (по его терминологии – «устойчивая») цена.

Менгер не дает однозначного понятия равновесной цены: она у него колеблется между оценками блага наименее сильным из вступивших в обмен конкурентов и наиболее сильным из тех, кто не смог этого сделать. С ростом числа конкурентов пространство для колебания цен расширяется, но в любой рыночной структуре цена зависит не только от субъективной ценности, но в той или иной степени от умения торговаться. Особое место в учении Менгера об обмене занимает данный им анализ потребительной и меновой ценности блага. На его основе он доказывает, что не только в изолированном хозяйстве, непосредственно ориентированном на производство потребительских благ, потребительский интерес выступает на первый план. В рыночной экономике, несмотря на то, что продавцы заинтересованы в производстве меновой ценности, он также имеет первостепенное значение. Менгер, основывая это положение, исходит из того, что и потребительная, и меновая ценность характеризуют «<…> значение, которое приобретают блага для хозяйствующих субъектов благодаря тому, что они сознают зависимость удовлетворения своих 1 потребностей от обладания этими благами» . Различие в данном случае заключается только в том, что потребительная ценность обеспечивает удовлетворение потребностей непосредственно, а меновая ценность приобретается благами только потому, что, распоряжаясь ими, их владелец достигает того же результата, но косвенным путем.

3. Учение о деньгах.

Исследуя причину появления денег, их сущность и функции, Менгер также исходит из экономического интереса индивидов. Объясняя, почему деньги имеют естественное происхождение, он писал: «Отдельные хозяйствующие индивиды <…> приходили с развитием экономической предусмотрительности к пониманию того, что обмен товаров с меньшей способностью к сбыту на товары, обладающие большей способностью к сбыту, окажет им большую помощь в достижении их специальных экономических

целей…» .

Позднее, с прогрессом народного хозяйства сама практика и все более укоренявшаяся привычка осуществлять обмен с помощью таких товаров способствовали их использованию всеми хозяйствующими индивидами. Менгер полемизировал с теми, кто утверждал, что деньги выступают в качестве масштаба цен. Проводя последовательно положение об отсутствии эквивалентов благ в объективном смысле слова, т.е., отрицая научность классической теории меновой ценности, он не мог согласиться с этим традиционным взглядом. Правда, он признавал, что потребность в денежных оценках благ существует. Но утверждал, что она очень приблизительна, так как «<…> правильное определение эквивалента блага можно произвести не иначе, как приняв во

внимание владельца и хозяйственное положение блага по отно-

3 шению к владельцу…» , т.е. субъективную оценку потребности в этом благе. Задача денежной оценки и цены спроса, и цены предложения – выяснить сумму, за которую можно купить или продать товар. Общий вывод, который делает Менгер, исследуя деньги, следующий: деньги «<…> представляют собою товар, в котором

целесообразнее всего выражать оценки, удовлетворяющие прак-

4 тическим задачам хозяйствующих людей» , т.е., очевидно, он полагал, что высокий уровень ликвидности – самая характерная черта этого товара.

Менгер К. Указ. соч. С.162.

Там же.

Менгер К. Указ. соч. С.221.

Там же.

Наши рекомендации