Экономические и поведенческие постулаты английских классиков.
Классическая английская политическая экономия возникла в 70-е годы XVIII столетия (в мануфактурный период развития капитализма). Она доминировала в экономической науке, в первую очередь в Англии, весь ХIХ век. Это столетие охватило период перехода Англии от мануфактурной стадии развития рыночной экономики к промышленной революции вплоть до ее завершения в промышленной сфере. Изменения, которые происходили в это время в социально-экономических и социокультурных условиях развития в Англии, предопределили как концептуальные, так и содержательные различия во взглядах конкретных представителей школы английских классиков.
На протяжении всего периода своего существования экономическая теория постоянно развивалась. Оспаривалась правомерность некоторых концепций ее основоположника А.Смита, и исследовались новые, не рассматриваемые им экономические проблемы. Некоторые его идеи, высказанные в очень осторожной форме, у его сторонников получили такое логическое завершение, которое их не только модифицировало, но и нередко заменяло обновленными концепциями. Поэтому изучение английской классической политической экономии невозможно без анализа взглядов не только А.Смита, но и видных ее представителей – Д.Рикардо, Т.Мальтуса, Ж.-Б.Сэя, Дж. Ст.Милля. Позиции представителей этой школы объединялись прежде всего их последовательным неприятием меркантилизма во всех его ипостасях, творческим, нередко критическим осмыслением взглядов физиократов, общностью принципиально значимых экономических и поведенческих постулатов. Переосмысливая некоторые положения доктрины А.Смита, его последователи вносили коррективы (иногда принципиальные) в смитовское видение экономики и поведения человека в этой сфере. Тем не менее можно выделить основные экономические и поведенческие постулаты, типичные для всех английских классиков.
Экономические постулаты.
А) Развитие рыночной экономики определяется естественным порядком, который основан на природе человека.
Б) Эффективное развитие рыночной экономики предполагает реализацию принципа экономического либерализма, основанием которого выступает естественная свобода – атрибут естественного порядка. А.Смит выдвинул этот принцип в своих лекциях в 1749 г., т.е. раньше физиократов. В его трактовке этот принцип предполагал, во-первых, развитие рынка в условиях свободной конкуренции, во-вторых, устранение всех ограничений, которые исходят от государства, кроме тех, которые диктуются социальной справедливостью. Конкретизируя это положение, он определил роль и границы участия государства в экономике, ограничив их созданием различных институтов и развитием сфер, которые заняты производством некоторых общественных благ.
В) Производительный труд – это труд, продукт которого имеет материальное воплощение и предназначен для продажи. Поэтому богатство создается только в сфере материального производства, которое развивается на основе рыночных отношений.
Г) Техническое развитие в сельском хозяйстве происходит медленнее, чем в промышленности, вследствие этого рост цен на его продукцию опережает динамику цен на промышленные товары.
Д) Рост народонаселения определяется возможностями производства продовольственных товаров.
Е) Между приростом населения, динамикой предложения труда и заработной платой существует непосредственная и прямая зависимость: увеличение численности населения немедленно повышает предложение труда и снижает заработную плату.
Ж) В обществе необходимо поощрять не потребление, а сбережение; его рост приводит к повышению инвестиций, роль которых как фактора роста экономики абсолютизировалась.
З) Экономическая система аналогична механической, поэтому условием ее нормального (естественного) состояния выступает равновесие между спросом и предложением.
Поведенческие постулаты.
Осмысление поведения в сфере экономики у английских классиков основывалось на философии утилитаризма. В соответствии с этой философией сама природа естественного человека нацеливает его деятельность на увеличение полезности. В экономической сфере это предполагает следующее.
А) Человек стремится реализовать свой личный экономический интерес, который выражается в получении и росте его дохода.
Б) Индивид обладает достаточной информацией, необходимой для принятия рационального решения. Источником нужной информации выступает ценовые сигналы, которые рационально мыслящий индивид вполне способен правильно интерпретировать с точки зрения поставленной цели.
В) Несмотря на потенциальную противоречивость как частных, так частных и общественных интересов, в конечном итоге, они совмещаются в результате действия механизма цен в условиях свободной конкуренции.
Развитие поведенческой гипотезы в рамках школы английской классики, если учитывать позиции наиболее авторитетных ее представителей, выразилось, в первую очередь, в постепенном повышении уровня абстракции представлений о поведении человека в экономической сфере. А.Смит и Д.Рикардо не исключали, что здесь человек может руководствоваться и другими, не экономическими интересами, что принятие его решений может основываться не только на рациональных расчетах, но и испытывать влияние привычек, традиций и других иррациональных факторов. Они формулировали интерес на уровне конкретных классов (частных предпринимателей и наемных работников). При этом Д.Рикардо полагал, что рациональность в принятии решений присуща только предпринимательскому классу. Экономические решения наемных работников, по его мнению, более основываются на инстинктах, чем на расчете. И Смит, и Рикардо не считали нужным формулировать используемые ими поведенческие постулаты и тем более доказывать их научную правомерность, полагая, что они самоочевидны.
Но позднее ученик Рикардо Дж. Ст.Милль, отвечая критикам этих поведенческих предпосылок, подчеркивающим их нереалистичность, выдвинул тезис, согласно которому в политической экономии речь может идти только о воображаемом человеке (очерк «О предмете политической экономии и методе исследования, ей присущем», 1836; «Система логики», 1844), интересы которого в экономической сфере носят исключительно экономический характер.
Аргументируя правомерность своей позиции, он подчеркнул, что человек испытывает разные импульсы, но в экономике главной и осознанной целью выступает получение богатства. Цель политической экономии – выяснить, к каким действиям приводит этот мотив, если никакие другие желания не препятствуют его реализации. Только в этом случае можно получить картину поведения, достаточно близкую к реальности в экономической сфере. В такой интерпретации, как считал Милль, поведенческая гипотеза должна принимать во внимание только экономический интерес индивида – стремление к богатству – и его внутренний ограничитель – отвращение к труду (у капиталиста таким внутренним ограничителем выступает необходимость увеличивать производство и связанное с ним преодоление желания немедленного использования полученного дохода для получения наслаждения). В свою модель экономического человека Дж. Ст.Милль включил интеллектуальные и познавательные возможности этого человека – его способность сравнивать эффективность используемых средств для достижения поставленных целей. Очевидно, что поведенческие постулаты в трактовке Милля – это своего рода модель поведения человека в экономике, которая в экономической науке выступает в качестве метода анализа. Однако, ратуя за использование в научных исследованиях абстрактного экономического человека, ученый не был до конца последовательным. Во-первых, он полагал, что полученную абстрактную картину его поведения необходимо затем скорректировать с учетом иных (неэкономических) импульсов, которые могут влиять на поведенческие мотивации в каждом отдельном случае. Во-вторых, экономист считал необходимым подчеркнуть, что его рассуждения о характере импульсов, свойственных человеку в экономической сфере, основаны на некой разновидности опыта – интроспекции и наблюдении.