Принципы командно-административной системы.
Командно-административная экономика базируется на определенных принципах. В качестве одного из основополагающих принципов следует выделить наличие только одной формы собственности – государственной. Следовательно, в такой системе отсутствует частная собственность, рынок и рыночное саморегулирование. В рамках этой системы материальные и социальные блага перераспределяются с помощью внеэкономических методов в пользу партийно-бюрократической верхушки – «номенклатуры».
Вторым принципом командно-административной системы является централизованное (директивное) планирование. Государственный план представлял собой совокупность обязательных для исполнения распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям и организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности.
Социалистическое планирование состояло в следующем. На основе партийных установок и анализа экономического состояния центральные государственные органы (или по их поручению органы нижестоящего уровня, например, республиканские и областные) принимали экономические решения, носившие обязательный характер для исполнителя, и контролировали выполнение решений. Главным плановым документом был пятилетний план, содержащий перечень заданий по производству и продаже продукции в отраслевом и региональном разрезах. Составляя этот документ, государство исходило не столько из объективных экономических потребностей и критериев, сколько из политических и социально-экономических задач, поставленных высшим руководством. Опираясь на пятилетний план, органы экономического управления разрабатывали задания для всех иерархических уровней вплоть до отдельного предприятия. Это определяло и принципиальную особенность экономической деятельности в рамках командно-административной системы: лица, принимавшие решения, были обязаны руководствоваться государственными плановыми заданиями, а не экономическими соображениями максимизации прибыли.
Третьим принципом командно-административной системы является абсолютное государственное регулирование цен. Цены на сырье и готовую продукцию, оплата труда работников, условия сбыта и все прочие экономические критерии устанавливались государством и, как правило, не оказывали влияния на решения директоров предприятий и других хозяйственных руководителей. Их главная задача состояла в выполнении плана. Цены не выполняли ни информационную, ни балансирующую функции, а служили главным образом для измерения и учета произведенной продукции, потому что многие плановые задания давались в стоимостном выражении. На потребительском рынке цены тоже строго задавались государством, и производители и продавцы не имели права их изменить даже при существенном несоответствии спроса и предложения. Розничные цены были постоянными и применялись обычно на всей территории страны. Поэтому они часто указывались непосредственно на изделии – печатались, выбивались на металле и т.п.
В-четвертых, в советской системе отсутствовала конкуренция. Она подменялась социалистическим соревнованием, носившим формальный характер. В целом, конкуренция объявлялась одним из главных пороков капитализма, ведущим к растрате материальных ресурсов, и целенаправленно искоренялась – например, путем борьбы с «дублированием» производственных мощностей, т.е. выпуском одинаковой продукции на разных предприятиях. Кроме того, поощрялась концентрация производства – создание крупных предприятий – для экономии удельных расходов. Все это обернулось необыкновенно высокой степенью монополизации советской экономики и диктатом производителя над потребителем, полностью лишенным права выбора.
Пятый принцип плановой экономики – централизованное распределение ресурсов. Тоталитарная государственная собственность и принудительное планирование в сочетании с уравнительной идеологией порождали внеэкономический характер распределения материальных благ. Материальное богатство и социальный статус человека зависели от его положения в государственной иерархии и принадлежности к той или иной профессиональной группе.
Шестым принципом этой системы является огромная концентрация усилий и ресурсов на развитии тяжелой и военной промышленности, государственному принуждению и эксплуатации, потому что на всем протяжении советской истории народное хозяйство отличалось крайней неэффективностью, несбалансированностью, низким уровнем жизни, а последние десятилетия – и отторжением научно-технического прогресса. В 1960-1980-е годы как минимум 15% рабочей силы в промышленности было избыточным – администрация предприятий держала их «на всякий случай» или не имела возможности уволить. Избыточной была и примерно одна треть выпускаемой промышленной продукции – это значит, что она не нашла бы потребителя в нормальных рыночных условиях из-за низкого качества, стремления предприятий иметь резервы на случай перебоя в поставках или просто из-за несовпадения спроса и предложения.
В качестве седьмого принципа командно-административной экономики следует выделить поддержание высокого инвестиционного спроса руководителями предприятий. Для советской системы было характерно не избыточное производство, которое лишь отражало нерациональность и несбалансированность экономики, а хронический дефицит – постоянная нехватка сырья, материалов, оборудования и готовой продукции производственно-технического и потребительского назначения. Хронический дефицит был вызван неравновесной природой советской экономической системы. Руководители предприятий стремились получить от государства как можно больше ресурсов, чтобы облегчить себе выполнение плана. Инвестиционный спрос поддерживался на высоком уровне и ввиду стремления предприятий иметь запасы, крайне необходимые в условиях неустойчивого материально-технического снабжения. Государство было не в состоянии контролировать обоснованность запросов предприятий и удовлетворяло заявки, чтобы не допустить срыва в выполнении плановых заданий. Это явление получило название мягких бюджетных ограничений – возможность для предприятий тратить больше, чем оно зарабатывало, за счет бюджетного финансирования. Кроме того, гарантированное получение доходов предприятиями и населением, не зависящее от результатов деятельности, вело к устойчивому превышению денежной массы над товарной. При фиксированных ценах это порождало подавленную инфляцию, проявлявшуюся нарастанием товарного дефицита.
Для этой системы также характерен принцип доминирования вертикальной координации. При вертикальной координации распоряжения передаются сверху вниз, а снизу вверх поступают отчеты о выполнении распоряжений. Советская экономика опиралась почти исключительно на государственное принуждение и иерархическое управление. При таком способе координации прямые и обратные информационные сигналы могут искажаться или вообще не доходить до адресата. При этом даже при наличии самых современных средств связи и переработки данных остается проблема объективности исходной информации, поступающей «снизу», так как руководители стремились искажать ее в своих интересах (например, занижать производственные возможности, или завышать нормы расхода сырья). Плановики пытались бороться с этим – в частности, путем установления нормативов расхода материальных ресурсов и труда на единицу продукции – но были не в состоянии проконтролировать соблюдение нормативов. Даже объективная информация, поступающая в плановые органы для принятия решений, устаревает очень быстро. Стремительно меняются спрос и другие условия производства, возникают новые технологии, которые не могут быть заранее спрогнозированы и включены в план.
Еще одним важным принципом командно-административной экономики является отсутствие международных экономических связей и государственная монополия внешней торговли. Опасаясь утраты контроля над народным хозяйством, советское руководство упорно отгораживало страну от мирового хозяйства. СССР был лишен такого важного фактора современной хозяйственной жизни, как интернационализация экономики, свободное перемещение капиталов, рабочей силы и научно-технических знаний между странами, использование преимуществ международного разделения труда.