Тема 7. Рынки экономических ресурсов
ПЛАН:
1. Производство и спрос на факторы производства:
а) место рынков экономических ресурсов в функционировании рыночной системы;
б) особенности формирования спроса на экономические ресурсы;
в) формирование цен на экономические ресурсы.
2. Рынок труда и заработная плата:
а) место рынка труда в системе рынков;
б) особенности формирования спроса и предложения труда;
в) регулирование рынка труда: роль профсоюзов, минимальная заработная плата.
3. Рынок капитала и процент:
а) инвестиции, инвестиционные решения, спрос на капитал;
б) сбережения, предложение заемных средств;
в) факторы‚ определяющие процент; функции процента.
4. Рынок земли и рента:
а) особенности рынка земли;
б) земельная рента и проблемы налогообложения землевладельца;
в) собственность на землю‚ цена земли.
ЛИТЕРАТУРА
3. Нуралиев С.У. Экономика. Указ. соч. С. 64-76.
4. Экономическая теория: учебник. Указ. соч. С. 157-168.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Заполните таблицу:
Ресурс | Вид дохода | Факторы, влияющие на спрос ресурса | Факторы, влияющие на предложение ресурса |
2. Факторы, влияющие на дифференциацию заработной платы:
Ресурс | Вид дохода | Факторы, влияющие на спрос ресурса | Факторы, влияющие на предложение ресурса |
3. Оцените состояние экономики по следующим данным:
Вопрос | Ответ |
а) чистые инвестиции в отчетном году значительно выросли и оцениваются в 30 млрд. рублей | |
б) чистые инвестиции в прошедшем году были равны нулю | |
в) чистые инвестиции в США в 1933г. были равны минус 6 млрд. долл. | |
г) в стране объем вложений необходимых для простого воспроизводства равен 120 млрд. руб. Фактические вложения - 45 млрд. руб. Чему равны валовые и чистые инвестиции? |
ВОПРОСЫ
1. Какое значение для экономики США имеет высокая заработная плата? Какое экономическое значение имеет сдерживание роста заработной платы в странах «догоняющего развития»?
2. Как изменение структуры совокупного спроса в российской экономике в 1990-е гг. отразилось на спросе на работников следующих профессий: нефтяники, шахтеры, ткачи, продавцы, юристы, историки. Как может измениться спрос на работников этих специальностей в ходе экономического подъема?
3. Какие изменения произойдут на рынке труда и на рынке капитала, если вырастет зарплата неквалифицированных работников?
4. Как будут выглядеть кривые спроса и предложения труда в странах с развитой системой социального обеспечения? Какие это может иметь последствия для экономического развития страны?
5. На каком основании профсоюзы могут лоббировать военные заказы, введение импортных пошлин? Почему профсоюзы могут быть заинтересованы в росте производительности труда и принимают участие в управлении, и сотрудничают с администрацией предприятия?
6. Какое влияние оказывает профсоюзная политика роста заработной платы на уровень занятости? Будет ли зависеть сокращение занятости от эластичности спроса на продукт?
Тема 8. Доходы и уровень жизни
ПЛАН:
1. Формирование доходов в рыночной экономике:
а) функциональное распределение доходов;
б) индивидуальное распределение доходов;
в) современные тенденции в распределении доходов.
2. Дифференциация доходов:
а) причины дифференциации доходов;
б) показатели дифференциации дохода и богатства;
в) проблемы равенства и справедливости в распределении доходов.
3. Проблема бедности и социальная политика:
а) критерии бедности;
б) причины бедности;
в) система социального обеспечения: социальное страхование и социальное вспомоществование.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. По данным‚ приведенным в таблице‚ постройте кривую Лоренца для России 1991 г. и 1996 г. Какой вывод вы можете сделать на основе сравнения двух этих диаграмм? Какие тенденции в распределении доходов наблюдались в России за период с 1991 по 1996 г.? Увеличилась или осталась на неизменном уровне дифференциация доходов населения?
Период | 1991г. | 1992г. | 1993г. | 1994г. | 1995г. | 1996г. |
Денежные доходы (в совокупности), в % | ||||||
В том числе по 20-процентным группам населения: | ||||||
Первая группа (с наименьшими доходами), в % | 9‚4 | 7‚5 | 5‚8 | 5‚3 | 5‚8 | 6‚5 |
Вторая группа, в % | 14‚0 | 12‚6 | 11‚1 | 10‚2 | 10‚4 | 10‚9 |
Третья группа, в % | 17‚9 | 17‚4 | 16‚7 | 15‚2 | 15‚2 | 15‚5 |
Четвертая группа, в % | 22‚8 | 23‚0 | 24‚8 | 23‚0 | 22‚2 | 22‚4 |
Пятая группа, в % | 35‚9 | 39‚1 | 41‚6 | 46‚3 | 46‚4 | 44‚7 |
ВОПРОСЫ
1. Как формируются вторичные доходы индивидуальных экономических субъектов. Чем они отличаются от первичных доходов?
2. Приведите аргументы в пользу дифференциации доходов в рыночной экономике. Приведите аргументы в пользу равенства в распределении доходов.
3. Какое влияние на уровень дифференциации доходов может оказать система образования?
4. Что такое минимальный прожиточный минимум? Как определяется и где используется данный показатель?
5. Согласны ли вы с утверждением, что «богатство порождает богатство».
6. Поможет ли гуманитарная помощь (продовольствие, медикаменты), которая оказывается развитыми странами, решить проблему бедности в развивающихся странах.
7. Почему многие российские многодетные семьи относятся к категории бедных?
Тема 9. Роль государства в
функционировании рынка
ПЛАН:
1. «Недостатки рынка» и роль государства в рыночной системе:
а) «недостатки рынка» и необходимость государственного вмешательства в его функционирование;
б) экономические функции государства;
в) неоклассическая теория и кейнсианство об экономической роли государства.
2. Внешние эффекты и общественные блага:
а) внешние эффекты, отрицательные и положительные внешние эффекты;
б) пути решения проблемы внешних эффектов: перераспределение ресурсов, теорема Р. Коуза, рынок прав собственности;
в) частные и общественные блага, признаки общественных благ;
г) проблемы производства общественных благ.
3. Механизм принятия в обществе экономических решений:
а) «провалы государства» и их виды: проблемы перераспределения ресурсов, проблемы эффективности госсектора;
б) выявление предпочтений с помощью голосования: погоня за политической рентой, явные выгоды и скрытые издержки, отсутствие выбора;
в) правильная политика и «здоровая экономика».
ЛИТЕРАТУРА
1. Экономическая теория: учебник. Указ. соч. С. 187-224.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Заполните таблицу «Провалы рынка и направления государственного вмешательства в экономику»:
ПРОВАЛ РЫНКА | Определение | ПРИМЕРЫ | НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА |
2. Заполните таблицу «Отличия общественных благ от частных благ»:
Критерий сравнения | Частное благо | Общественное благо |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
Примеры |
2. Заполните таблицу «Внешние эффекты»:
Отрицательные внешние эффекты | Положительные внешние эффекты | |
Определение | ||
Пример | ||
Варианты решения проблемы «внешних эффектов» |
ВОПРОСЫ
1. Почему функционирование рыночной системы неизбежно сопровождается государственным регулированием?
2. Какие функции выполняет государство в смешанной экономике?
3. Фармакологическая фирма наладила производство эффективного лекарства против гриппа. Как государство может увеличить выгоду третьих лиц?
4. Почему частные образовательные учреждения в развитых странах обычно имеют государственную поддержку.
5. Прокомментируйте следующую ситуацию. В г. Киото (Япония) в 1997г. было принято решение о сокращении выбросов в атмосферу, о введении для каждой страны «порогов» этих выбросов. Какой экономический смысл при этом имеет принятие положения о «торговле квотами», внесенного США?
6. Некоторые общественные блага являются «местными» и распространяются в основном среди жителей небольших регионов. Другие имеют общенациональный характер и их потребляет вся нация. Есть еще «глобальные» общественные товары‚ которые потребляют все нации. Приведите примеры местных‚ национальных и глобальных общественных благ.
7. К каким последствиям может привести чрезмерное производство общественных благ?
8. Что такое группы давления (лобби) и практика взаимной поддержки (логроллинг)? Почему лоббирование и логроллинг могут приводить к принятию экономически неэффективных решений?
9. Как на результаты голосования может повлиять процедура голосования (парадокс голосования)?
10. Что такое «правильная политика» и почему она не ведет к «здоровой экономике»? К каким последствиям ведет реализация «правильной политики»?
МАКРОЭКОНОМИКА