Экономическая мысль феодальной России
Общественная мысль России уходит своими корнами в историю Киевской Руси. Ее народы (восточные славяне) уже в IX в. образовали феодальное государство. Хозяйство Киевской Руси носило натуральный характер. Экономическая мысль еще не стала самостоятельной ветвью идеологии, а была составной частью общественной мысли. Об этом свидетельствуют договоры князей, грамоты, летописи, “Русская правда”, церковная литература и устное народное творчество. Из них летописи дают наиболее полное представление об экономической жизни, быте и экономической политике киевских князей - налоговой, торговой, характере землевладения и социального статуса населения. Выдающимся памятником является “Русская правда” (30-е гг. ХI в.). Она представляет собой свод юридических законов, касающихся имущественных отношений и защиты прав cобственности феодальной знати на крепостных крестьян на землю, на право взимать налоги, натуральные повинности,
О русской экономической мысли Х\1 в. следует судить по трудам идеологов поместного дворянства – И.С.Пересветова и Ермолая Эразма.
Пересветов написал для Ивана Грозного ряд работ: “Сказание о царе Константине”, первая и вторая “челобитные” и другие, в которых он дает советы царю проводить экономическую (в том числе и торговую) политику в интересах служивого дворянства. Дворян он считал опорой царского правления. Впоследствии Иван IV внял его советам. Во взглядах Ермолая Эразма проскальзывает нравственное осуждение богатства, сочувствие крестьянам. Однако его экономические взгляды не выходили за рамки крепостнических отношений.
В XVII в. Россия окончательно утвердилась как единое государство. Под воздействием роста производительных сил и общественного разделения труда сформировался единый всероссийский рынок, развивались товарно-денежные отношения, возникали торговые центры, строились города и промышленные села. В середине XVII в. видные государственные деятели Б. И. Морозов (1580-1661), А. С. Матвеев (1685-1688), А. Л. Ордин-Нащокин (ок. 1605-1680) и другие ставили ряд назревших для страны экономических проблем: развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли; создание торгового флота, водных и сухопутных путей сообщения. Однако решение этих задач они сочетали с сохранением крепостничества. В этом сказалась историческая ограниченность их экономических воззрений.
Наиболее ярким представителем экономической мысли XVII в. являлся А.Л. Ордин-Нащокин. Он был крупным государственным деятелем, политиком, инициатором ряда мероприятий в области укрепления абсолютизма, покровительства русскому купечеству, укрепления самостоятельности и независимости России и ее экономического прогресса. В составленном им “Новоторговом уставе” (1667) торговля рассматривалась как важнейшая статья дохода Русского государства. Торговая политика, указывал он, должна придерживаться идеи превышения вывоза товаров над ввозом, что будет способствовать накоплению национального капитала. Он был сторонником активного торгового баланса, привлечения благородных металлов в страну, запрета или ограничения вывоза золота и серебра из России. В этой политике имелись элементы раннего меркантилизма, связанные с монетарной системой. Экономическая программа Ордина-Нащокина уживалась с крепостничеством и отвечала интересам российского дворянства.
Виднейшим идеологом русского купечества в конце XVII и начале XVIII в. был И.Т. Посошков (1658-1726). Будучи выходцем из непашенных оброчных крестьян, он впоследствии стал купцом-мануфактуристом, домовладельцем, землевладельцем с 80 душами крепостных крестьян. В истории России Посошков известен как деятель петровского времени, выступавший по широкому кругу вопросов - религии, нравственности, военного дела, экономики. За три последних десятилетия жизни он написал ряд работ для царя Петра I. Среди них была одна крупная работа - “Книга о скудости и богатстве”. Он писал ее почти 20 лет. После смерти царя он был арестован в 1786 г., заточен в Петропавловскую крепость и там умер.
По своим политическим взглядам Посошков являлся сторонником неограниченного самодержавия. Но вместе с тем он не разделял всей системы и порядка правления царизма, поскольку видел в них причины сохранения скудости и препятствия к росту богатства страны. Посошков был патриотом России. Устранение скудости и умножение богатства в России, план ее обновления - вот основные идеи его “Книги о скудости и богатстве”. В книге выражены взгляды автора на недостатки и упущения в делах страны и указаны меры по их устранению. Автора вдохновляла бурная реформаторская деятельность Петра I. Посошков был наиболее дальновидным мыслителем среди современников Петра I. Он верил в возможность приумножения народного богатства, выступал за регламентацию труда как промышленных рабочих, так è крепостных крестьян, призывал к бережливому отношению к природе и ее богатствам, требовал честного отношения чиновников и судей к своим обязанностям. В его планах торговле придавалось первостепенное значение, а класс купцов выдвигался на первое место в обществе. Посошков был сторонником активной внешней торговли, которая должна приносить прибыль государству и приумножать количество денег в стране. Но в системе его воззрений торговля и производство выступали как единый хозяйственный комплекс; предусматривалось широкое распространение в стране ремесленного производства.
В отношении к крепостничеству сказывалась противоречивость во взглядах Посошкова. Он не требовал отмены крепостного права, но решительно требовал ограничения прав помещиков на эксплуатацию крестьян, строгого определения размера их повинностей. Это было прогрессивное требование. Это, видимо, и послужило причиной его заточения в крепость.
В теории денег Посошков выступал как номиналист. Он утверждал, что ценность денег устанавливается авторитетом государя. Его взгляды на налоги исходили из идеи сочетания интересов государства и народа. Он считал, что налогами должны облагаться все классы общества (за исключением духовенства). Основой для размера налога должен служить доход от земли или промысла. Налогами должны облагаться и дворяне.
И. Т. Посошков вошел в историю русской экономической мысли как оригинальный экономист, все помыслы которого были направлены на усиление экономической самостоятельности России, рост ее могущества.