Главные экономические изменения в межвоенный период

К началу XX в. борьба капиталистических держав за рынки сбыта и источники сырья достигла чрезвычайной остроты. В 1914 г. разразилась война между двумя империалистическими блоками: Антантой (Англия, Франция, Россия и др.), с одной стороны, и Тройственным союзом (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Бол­гария), с другой стороны. Война сталамировой, в ней приняло участие 34 из 56 существовавших тогда на планете суверенных государств.

Мировая война предъявила небывалыетребования к экономике. Она поглотила 1/3 материальных ценностей человечества. Военные расходы воюющих государств увеличились более чем в 20 раз, превысив в 12 раз наличные запасы золота. Фронт поглотил свыше 50% промышленной продукции. С технико-экономической стороны общий исход грандиоз­ной мировой схватки решил гигантский надводный океанский флот Англии, отрезавший Германию и ее союзников от источников стратегического сырья. Помощь вооружением и материалами со стороны Соединенных Штатов - первой индустриальной державы мира, а затем и вступление ее в войну (1917 г.) окончательно склонило чашу весов в пользу Антанты.

Однако из держав этого блока только США и Япония увеличили за вой­ну свое национальное богатство - соответственно на 40 и 25%. США за счет продажи вооружения сосредоточили у себя около половины мировых запасов золота.

В странах, проигравших страшную войну, закономерно произошла перестройка социально-экономического и политического строя. Турецкая и австро-венгерская империи распались. Революции в России (февраль 1917 г.) и Германии (ноябрь 1918 г.) покончили с монархией и властью феодалов. Немецкая буржуазия сумела удержать власть в своих руках. Российская буржуазия не сумела этого сделать и была уничтожена. Если мобилизация в России не позволила в конечном счете европейскому пролетариату предотвратить мировую войну, то по­ражение страны и выход ее из войны обусловили появление в мире социалистического строя и раскол на враждебные соци­ально-экономические системы.

Социально-экономическое и политическое развитие челове­чества после Октябрьской революции 1917 г. прошло под зна­ком противостояния и борьбы (как бескровной, так и крова­вой) капиталистической и социалистической систем. Противо­стояние систем породило в экономической политике капитали­стических стран две главные тенденции: демократическую, по­строенную на сдерживании социализма, поисках компромисса, и в то же время повышении реальной заработной платы и соци­альной защиты трудящихся, и тоталитарную, направленную на военное сокрушение социализ­ма, очагом которого являлся тоталитарный Советский Союз - наследник Российской империи. Первая тенденция была харак­терна для США, Англии, Франции и других буржуазно-демократических стран Запада, вторая - для Италии, Японии и осо­бенно Германии, где в начале 30-х гг. победил национал-соци­алистический (фашистский) режим, основанный на расовой иде­ологии (смысл: германцам, как высшей расе, должен в конеч­ном счете принадлежать весь мир).

Победа нацистов в Германии во многом обусловлена миро­вым экономическим кризисом 1929 - 1933 гг. Кризис начался в Америке, куда после Первой мировой войны переместился центр мировой капиталистической экономики, 1920-е годы стали для американского хозяйства периодом подлинного процветания. По темпам научно-технического прогресса и производительности труда промышленность США далеко превзошла все остальные страны.

Внутренний платежеспособный спрос не поспевал за ростом производительности, и результатом вполне закономерно явилось перепроизводство. Чем выше был подъем, тем ниже оказался спад. В 1929 г. произошла еще невиданная паника на Нью-Йоркской бирже, вызванная резким падением курса акций. В 1932 г. по сравнению с 1929 г. промышленное производство в США упало почти наполовину и оказалось от­брошенным на 20 лет назад.

Экономический кризис охватил все главные капиталистические страны. Больше других пострадала Германия. Если в Англии за 1929-1932 гг. промышленное производство сократилось на 18%, то в Германии - на 29%. В 1932 г. в стране насчитывалось 7 млн. безработных - почти 11% населения.

Выход из кризиса повсеместно был связан с усилением роли государства в хозяйственной жизни буржуазных стран. В самых общих чертах государственное вмешательство имело целью оживить производство через рынок, путем роста платежеспособного спроса.

Для этого необходимо было предоставить людям денежные средства, установив любым путем занятость. Данную проблему США и Германия решали путем прямого государственного вмешательства в экономику, однако, методы были различными. В США - крупные займы и субсидии гибнущим предприятиям, стимулирование налоговыми льготами частных инвестиций, даже провоцирование инфляции при помощи эмиссии необеспечен­ных долларов в целях оживления спроса, общественные работы (особенно дорожное строительство) для безработных и пр.; в Германии - прямое государственное управление хозяйством и полная милитаризация производства. При помощи активного государственного вмешательства США, Гер­мания и другие капиталистические страны вышли из кризиса.

Ликвидация безработицы способствовала сплочению немец­кого народа вокруг национал-социалистической партии и сти­мулировала ускоренную подготовку второй мировой войны, которая была развязана Германией в 1939 г.

К 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, производство чугуна - на 79, стали - на 76, авто­мобилей - на 80%.

Кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929-1933 гг. по­терпели крах 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых фирм, разорились 5760 банков. Обороты внешней торговли сокра­тились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г.

Резко снизился жизненный уровень. Падение курса акций зат­ронуло от 15 до 25 млн. американцев. Росло число безработных. С членами семей безработные составляли почти половину всего на­селения. Заработная плата снизилась более, чем вдвое. Многие ли­шились жилья, возникли “гуверовские городки”, выстроенные из ящиков и строительных отходов.

Промышленный кризис переплетался с аграрным. Для сдерживания падения цен уничтожали продукты - пше­ницу сжигали в топках паровозов и пароходов, молоко из цистерн выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином или запахивали.

В 1933 г. президентом США был избран Франклин Д. Рузвельт (1882-1945). К этому моменту положение в стране было чрез­вычайным. Правительством Рузвельта были осуществлены круп­номасштабные реформы, которые вошли в историю под названи­ем “Новый курс”.

“Новый курс” представляет одну из самых известных и эффек­тивных реформ в мировой истории. Рузвельтом проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании. Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления “классового мира” внутри страны и доб­рого соседства с другими странами. Основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешатель­ство государства в процесс общественного воспроизводства.

Для спасения банковской и финансовой систем и их оздо­ровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото, были закрыты все банки. В чрезвы­чайном законе о банках предусматривалось возобновление фун­кций и получение правительственных кредитов (займов) из фе­деральной резервной системы (это разрешалось только наибо­лее крупным банкам). К концу марта 1933 г. было вновь откры­то 4/5 банков - членов Федеральной резервной системы (2 тыс. банков разрешение на это не получили).

Для увеличения финансовых ресурсов государства и расшире­ния его регулирующих функций США отказались от золотого стан­дарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию дол­лара. В январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%. Благодаря девальвации доллара распределение дохода измени­лось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США.

Центральное место в мероприятиях “Нового курса” отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности. Была создана Администрация национального восстанов­ления, в состав которой вошли представители финансовой оли­гархии, а также экономисты, деятели Американской федерации труда.

Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования. Он включал три раздела. Пер­вый раздел и основной упор делал на “кодексы честной конкуренции”, в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма. Ассоциация предпринимателей всю промышленность раздели­ла на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Кодексами для каждого предприятия устанавливались объе­мы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% амери­канской индустрии и торговли.

Для оказания помо­щи безработным Конгресс создал Администрацию обществен­ных работ. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма, невиданная по тем временам. В числе других мер - создание трудовых лагерей для безработной мо­лодежи в возрасте 18-25 лет. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое. В них до второй миро­вой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очищала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремон­тировала дороги. Администрация чрезвычайной помощи выда­вала штатам дотации для помощи безработным. На общественных работах к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.

Для предпринимателей имела значение отмена антитрестовс­кого законодательства. В то же время профсоюзы получили право на коллективную защиту. Реализация этого закона укрепила положение крупных моно­полий, так как в конечном счете они определяли условия произ­водства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены.

Второй важный закон - закон о регулировании сельского хо­зяйства Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства. Для преодоления аграрного кризиса закон пре­дусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909-1914 гг. В их числе:

1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота.

2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фер­мерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.

3. Инфляционные меры, в резуль­тате которых фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекра­тилась.

Важное значение имел закон о социальном обеспече­нии, который вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавли­вались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, раз­меры и сроки выплат определялись законодательством штатов.

В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, ко­торым запрещалось использование детского труда, на предприя­тиях федерального значения устанавливались единые нормы зара­ботной платы, ее минимальный и максимальный уровень, мак­симальные пределы продолжительности рабочей недели - 44 часа.

Наши рекомендации