Главные экономические изменения в межвоенный период
К началу XX в. борьба капиталистических держав за рынки сбыта и источники сырья достигла чрезвычайной остроты. В 1914 г. разразилась война между двумя империалистическими блоками: Антантой (Англия, Франция, Россия и др.), с одной стороны, и Тройственным союзом (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария), с другой стороны. Война сталамировой, в ней приняло участие 34 из 56 существовавших тогда на планете суверенных государств.
Мировая война предъявила небывалыетребования к экономике. Она поглотила 1/3 материальных ценностей человечества. Военные расходы воюющих государств увеличились более чем в 20 раз, превысив в 12 раз наличные запасы золота. Фронт поглотил свыше 50% промышленной продукции. С технико-экономической стороны общий исход грандиозной мировой схватки решил гигантский надводный океанский флот Англии, отрезавший Германию и ее союзников от источников стратегического сырья. Помощь вооружением и материалами со стороны Соединенных Штатов - первой индустриальной державы мира, а затем и вступление ее в войну (1917 г.) окончательно склонило чашу весов в пользу Антанты.
Однако из держав этого блока только США и Япония увеличили за войну свое национальное богатство - соответственно на 40 и 25%. США за счет продажи вооружения сосредоточили у себя около половины мировых запасов золота.
В странах, проигравших страшную войну, закономерно произошла перестройка социально-экономического и политического строя. Турецкая и австро-венгерская империи распались. Революции в России (февраль 1917 г.) и Германии (ноябрь 1918 г.) покончили с монархией и властью феодалов. Немецкая буржуазия сумела удержать власть в своих руках. Российская буржуазия не сумела этого сделать и была уничтожена. Если мобилизация в России не позволила в конечном счете европейскому пролетариату предотвратить мировую войну, то поражение страны и выход ее из войны обусловили появление в мире социалистического строя и раскол на враждебные социально-экономические системы.
Социально-экономическое и политическое развитие человечества после Октябрьской революции 1917 г. прошло под знаком противостояния и борьбы (как бескровной, так и кровавой) капиталистической и социалистической систем. Противостояние систем породило в экономической политике капиталистических стран две главные тенденции: демократическую, построенную на сдерживании социализма, поисках компромисса, и в то же время повышении реальной заработной платы и социальной защиты трудящихся, и тоталитарную, направленную на военное сокрушение социализма, очагом которого являлся тоталитарный Советский Союз - наследник Российской империи. Первая тенденция была характерна для США, Англии, Франции и других буржуазно-демократических стран Запада, вторая - для Италии, Японии и особенно Германии, где в начале 30-х гг. победил национал-социалистический (фашистский) режим, основанный на расовой идеологии (смысл: германцам, как высшей расе, должен в конечном счете принадлежать весь мир).
Победа нацистов в Германии во многом обусловлена мировым экономическим кризисом 1929 - 1933 гг. Кризис начался в Америке, куда после Первой мировой войны переместился центр мировой капиталистической экономики, 1920-е годы стали для американского хозяйства периодом подлинного процветания. По темпам научно-технического прогресса и производительности труда промышленность США далеко превзошла все остальные страны.
Внутренний платежеспособный спрос не поспевал за ростом производительности, и результатом вполне закономерно явилось перепроизводство. Чем выше был подъем, тем ниже оказался спад. В 1929 г. произошла еще невиданная паника на Нью-Йоркской бирже, вызванная резким падением курса акций. В 1932 г. по сравнению с 1929 г. промышленное производство в США упало почти наполовину и оказалось отброшенным на 20 лет назад.
Экономический кризис охватил все главные капиталистические страны. Больше других пострадала Германия. Если в Англии за 1929-1932 гг. промышленное производство сократилось на 18%, то в Германии - на 29%. В 1932 г. в стране насчитывалось 7 млн. безработных - почти 11% населения.
Выход из кризиса повсеместно был связан с усилением роли государства в хозяйственной жизни буржуазных стран. В самых общих чертах государственное вмешательство имело целью оживить производство через рынок, путем роста платежеспособного спроса.
Для этого необходимо было предоставить людям денежные средства, установив любым путем занятость. Данную проблему США и Германия решали путем прямого государственного вмешательства в экономику, однако, методы были различными. В США - крупные займы и субсидии гибнущим предприятиям, стимулирование налоговыми льготами частных инвестиций, даже провоцирование инфляции при помощи эмиссии необеспеченных долларов в целях оживления спроса, общественные работы (особенно дорожное строительство) для безработных и пр.; в Германии - прямое государственное управление хозяйством и полная милитаризация производства. При помощи активного государственного вмешательства США, Германия и другие капиталистические страны вышли из кризиса.
Ликвидация безработицы способствовала сплочению немецкого народа вокруг национал-социалистической партии и стимулировала ускоренную подготовку второй мировой войны, которая была развязана Германией в 1939 г.
К 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, производство чугуна - на 79, стали - на 76, автомобилей - на 80%.
Кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929-1933 гг. потерпели крах 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых фирм, разорились 5760 банков. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г.
Резко снизился жизненный уровень. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. американцев. Росло число безработных. С членами семей безработные составляли почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более, чем вдвое. Многие лишились жилья, возникли “гуверовские городки”, выстроенные из ящиков и строительных отходов.
Промышленный кризис переплетался с аграрным. Для сдерживания падения цен уничтожали продукты - пшеницу сжигали в топках паровозов и пароходов, молоко из цистерн выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином или запахивали.
В 1933 г. президентом США был избран Франклин Д. Рузвельт (1882-1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием “Новый курс”.
“Новый курс” представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании. Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления “классового мира” внутри страны и доброго соседства с другими странами. Основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства.
Для спасения банковской и финансовой систем и их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото, были закрыты все банки. В чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функций и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы (это разрешалось только наиболее крупным банкам). К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков - членов Федеральной резервной системы (2 тыс. банков разрешение на это не получили).
Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию доллара. В январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%. Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США.
Центральное место в мероприятиях “Нового курса” отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности. Была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии, а также экономисты, деятели Американской федерации труда.
Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования. Он включал три раздела. Первый раздел и основной упор делал на “кодексы честной конкуренции”, в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма. Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Кодексами для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли.
Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма, невиданная по тем временам. В числе других мер - создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18-25 лет. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое. В них до второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очищала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремонтировала дороги. Администрация чрезвычайной помощи выдавала штатам дотации для помощи безработным. На общественных работах к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.
Для предпринимателей имела значение отмена антитрестовского законодательства. В то же время профсоюзы получили право на коллективную защиту. Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, так как в конечном счете они определяли условия производства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены.
Второй важный закон - закон о регулировании сельского хозяйства Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909-1914 гг. В их числе:
1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота.
2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.
3. Инфляционные меры, в результате которых фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.
Важное значение имел закон о социальном обеспечении, который вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов.
В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которым запрещалось использование детского труда, на предприятиях федерального значения устанавливались единые нормы заработной платы, ее минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжительности рабочей недели - 44 часа.