Развитие индустриальной экономики США

В конце XIX - начале XX вв. база быстрого индустриального роста США (обеспечение полной свободы экономической дея­тельности в результате Гражданской войны, большие сырьевые ресурсы, отсутствие морально изношенного оборудования и пр.) была дополнена огромным притоком рабочей силы. Аграрное перенаселение, войны, еврейские погромы - все это вызывало усиленный приток иммигрантов из Европы. В Америку на рубе­же веков переселились миллионы людей не только самых бед­ных, но и самых энергичных, настойчивых, волевых, не боя­щихся никакого труда. За XIX в. население Европы выросло в два с небольшим раза, а США - в 14 раз.

Защита американской промышленности от конкуренции импортных товаров высокими таможенными тарифами (в конце XIX в. средний их уровень достигал 75% стоимости ввоза) соче­талась с полной свободой импорта иностранного капитала, ко­торый составил значительную часть американских промышлен­ных инвестиций.

Перед первой мировой войной 2/3 валового национального продукта США принадлежали промышленности и строитель­ству (в основном железнодорожному). К XX в. уже были постро­ены четыретрансконтинентальные железнодорожные линии. Сдви­ги в самой структуре промышленного производства, прежде все­го, проявились в более высоких темпах развития тяжелой про­мышленности. В начале XX в, в Америке впервые в истории мирового экономического развития - было достигнуто превы­шение удельного веса тяжелой промышленности в общей промышленной продукции. Другие страны достигли этого только перед второй мировой войной. Но и структура тяжелой про­мышленности изменилась довольно серьезно - появились и стали быстро развиваться вызванные к жизни научно-техническим прогрессом новые отрасли - нефтяная, автомобильная, алю­миниевая, резиновая, электротехническая и пр. Особую роль играли две первые.

С распространением электричества освети­тельная функция керосина очень существенно сократилась, од­нако спрос на нефтепродукты возрастал: растущие потребности в бензине с лихвой компенсировали упадок производства керо­сина. Причина состояла в быстром росте автомобилестроения. Автомобиль, как никакое другое техническое устройство, изменил не только жизнь американс­кого населения, сделав его исключительно мобильным, но и решающим образом повлиял на структуру промышленности, закрепив за нефтепереработкой ведущее место (независимо от того, где добывается и откуда поступает сырая нефть).

Развитие массового серийного производства в американской промышленности привело к появлению современных методов рациональной организации производства, прежде всего - по­точного метода - производство движется от сырья до готового изделия, нигде не поворачивая назад. При этом особую роль играет сборка узлов и агрегатов на конвейере.

Наиболее типичной формой монополизации в США стало трестирование предприятий, приносящее ощутимые выгоды. Так, благодаря монопольному положению в нефтяной промышлен­ности, “Стандарт Ойл” увеличила доходы за первые 20 лет су­ществования с 8 до 57,5 млн. долл. В 80-90 гг. появились круп­нейшие тресты в текстильной, электротехнической, свинцовой, кожевенной, резиновой, сахарной, табачной и других отраслях промышленности, на транспорте и связи. Особенно важным объединением стал созданный Дж. Морганом в 1901 г. “Стальной трест”, монополизировавший 43% производства чугуна и 66% производства стали в США. В начале XX в. в США насчитывалось бо­лее 800 трестов, объединивших свыше 5 тыс. предприятий с капиталом свыше 7 млрд. долларов.

Монополизация экономики в США приобрела наиболее законченные формы. Но здесь сильнее всего проявились иантимонопольные тенденции, поскольку объединения явно грозили сковать мелких и средних предпринимателей, заморозив хозяй­ственную жизнь в стране. Некоторым экономистам того време­ни казалось, что мелкий и средний бизнес уже обречен. По принятому Конгрессом США закону (1890 г.), всякое объединение в форме треста или иной форме, направленное на ограничение производства и торговли, объявлялось незаконным. Монополии, естественно, оказывали бешеное сопротивление, тем не менее, ряд особо крупных монополий вынужден был разделиться на несколько более мелких объединений.

Наши рекомендации