Развитие индустриальной экономики США
В конце XIX - начале XX вв. база быстрого индустриального роста США (обеспечение полной свободы экономической деятельности в результате Гражданской войны, большие сырьевые ресурсы, отсутствие морально изношенного оборудования и пр.) была дополнена огромным притоком рабочей силы. Аграрное перенаселение, войны, еврейские погромы - все это вызывало усиленный приток иммигрантов из Европы. В Америку на рубеже веков переселились миллионы людей не только самых бедных, но и самых энергичных, настойчивых, волевых, не боящихся никакого труда. За XIX в. население Европы выросло в два с небольшим раза, а США - в 14 раз.
Защита американской промышленности от конкуренции импортных товаров высокими таможенными тарифами (в конце XIX в. средний их уровень достигал 75% стоимости ввоза) сочеталась с полной свободой импорта иностранного капитала, который составил значительную часть американских промышленных инвестиций.
Перед первой мировой войной 2/3 валового национального продукта США принадлежали промышленности и строительству (в основном железнодорожному). К XX в. уже были построены четыретрансконтинентальные железнодорожные линии. Сдвиги в самой структуре промышленного производства, прежде всего, проявились в более высоких темпах развития тяжелой промышленности. В начале XX в, в Америке впервые в истории мирового экономического развития - было достигнуто превышение удельного веса тяжелой промышленности в общей промышленной продукции. Другие страны достигли этого только перед второй мировой войной. Но и структура тяжелой промышленности изменилась довольно серьезно - появились и стали быстро развиваться вызванные к жизни научно-техническим прогрессом новые отрасли - нефтяная, автомобильная, алюминиевая, резиновая, электротехническая и пр. Особую роль играли две первые.
С распространением электричества осветительная функция керосина очень существенно сократилась, однако спрос на нефтепродукты возрастал: растущие потребности в бензине с лихвой компенсировали упадок производства керосина. Причина состояла в быстром росте автомобилестроения. Автомобиль, как никакое другое техническое устройство, изменил не только жизнь американского населения, сделав его исключительно мобильным, но и решающим образом повлиял на структуру промышленности, закрепив за нефтепереработкой ведущее место (независимо от того, где добывается и откуда поступает сырая нефть).
Развитие массового серийного производства в американской промышленности привело к появлению современных методов рациональной организации производства, прежде всего - поточного метода - производство движется от сырья до готового изделия, нигде не поворачивая назад. При этом особую роль играет сборка узлов и агрегатов на конвейере.
Наиболее типичной формой монополизации в США стало трестирование предприятий, приносящее ощутимые выгоды. Так, благодаря монопольному положению в нефтяной промышленности, “Стандарт Ойл” увеличила доходы за первые 20 лет существования с 8 до 57,5 млн. долл. В 80-90 гг. появились крупнейшие тресты в текстильной, электротехнической, свинцовой, кожевенной, резиновой, сахарной, табачной и других отраслях промышленности, на транспорте и связи. Особенно важным объединением стал созданный Дж. Морганом в 1901 г. “Стальной трест”, монополизировавший 43% производства чугуна и 66% производства стали в США. В начале XX в. в США насчитывалось более 800 трестов, объединивших свыше 5 тыс. предприятий с капиталом свыше 7 млрд. долларов.
Монополизация экономики в США приобрела наиболее законченные формы. Но здесь сильнее всего проявились иантимонопольные тенденции, поскольку объединения явно грозили сковать мелких и средних предпринимателей, заморозив хозяйственную жизнь в стране. Некоторым экономистам того времени казалось, что мелкий и средний бизнес уже обречен. По принятому Конгрессом США закону (1890 г.), всякое объединение в форме треста или иной форме, направленное на ограничение производства и торговли, объявлялось незаконным. Монополии, естественно, оказывали бешеное сопротивление, тем не менее, ряд особо крупных монополий вынужден был разделиться на несколько более мелких объединений.