Экономические последствия великих географических открытий
В конце XV - начале XVI вв. при помощи целой серии океанских экспедиций (великие географические открытия) впервые были установлены прямые стабильные экономические связи между Европой и другими частями света. В относительно короткий срок в экономику ряда европейских государств были влиты огромные, еще невиданные в истории материальные ресурсы из Америки, Азии, Африки.
Великие плавания были обусловлены, прежде всего, кризисом среднеземноморской торговли вследствие завоевания Турцией Южно-Средиземноморского и Азово-Черноморского бассейнов, что побуждало европейцев искать выход в установлении прямых связей с Востоком. Плывя на Запад, Колумб считал, что Индия находится на западном берегу Атлантики. В XV в. дефицит драгоценных металлов вследствие пассивной торговли Западной Европы с Востоком еще более обострился по причине истощения серебряных рудников Германии. “Жажда золота” толкала европейцев на поиски новых путей на Восток через океан.
Играл роль и фактор политического характера - завершение государственного объединения ряда стран Западной Европы. Это особенно касается Испании, объединение которой (конец XV в.) совпало с окончанием многовековой войны за отвоевание страны у арабов, завладевших некогда ею. Многочисленное феодально-воинское сословие осталось не у дел. Экономика Испании была развита слишком слабо для того, чтобы феодалы превратились в крупных сельских хозяев, как в Англии (кроме войны, они ничего не умели и не хотели). Испанская корона направила опасную внутри страны энергию безработных феодалов на завоевание земель за океаном, и это обусловило приоритет Испании в открытии и освоении Центральной и Южной Америки.
Большое значение имел прогресс европейской науки и техники, особенно кораблестроения, навигации и космогонии. В XV в. создан первый тип океанского судна - каравелла с тремя рабочими мачтами (предыдущие типы судов имели лишь одну) и ярусным расположением прямоугольных парусов. Это позволяло идти нужным курсом при любом направлении ветра.
Успехи навигационной науки заключались, прежде всего, в усовершенствовании компаса, который в XV в. уже получил фактически свой современный вид: магнитная стрелка на острие под стеклянным колпаком. Теоретически возможность трансатлантического плавания была обоснована учением о шарообразности земли.
Но все это был лишь потенциал, возможности. Их осуществление, в конечном счете, зависело от психологической готовности живых людей, т.е. от социально-психологического климата в Западной Европе на рубеже XV и XVI веков. Например, само по себе создание каравеллы не означало автоматически успеха. Из трех кораблей экспедиции Колумба было только две каравеллы.
Чтобы самостоятельно осуществлять выбор целей и средств, находясь в отдалении от родины, необходимо было появление в европейских странах личностей самодействующих. Феодализм за полторы тысячи лет своего существования благодаря присущему ему выбору поведения воспитал навыки самодействия людей. И это в решающие моменты первых океанских плаваний породило нужную энергию, инициативу, гибкость.
Одним из главных экономических результатов великих географических открытий является формирование мирового рынка.
К концу XVI в. известная европейцам поверхность земного шара увеличилась в 6 раз. Торговля сталамировой. Расширились не только территориальная сфера обращения, но и торговый ассортимент за счет новых товаров (табак, какао, кофе, чай и др.), резко возрос оборот известных, но редких ранее риса и сахара и особенно азиатских пряностей.
Борьба за овладение новыми рынками привела к созданию в ряде стран монопольных торговыхобъединений (вместо союзов ганзейского типа). Наиболее мощными из таких объединений были английская и голландская Ост-Индские компании, которые боролись между собой за индийский рынок теми же методами, что и Генуя с Венецией до географических открытий (войны, морской разбой и т.д.).
Поскольку произошло перемещение торговых путей из Средиземноморского и Североморского бассейнов на океаны, центральная роль от городов Италии перешла на первых порах к портам Пиренейского полуострова (Лиссабон, Кадис - аванпорт Севильи и др.). Итальянские города переменили торговую специализацию (ввоз в Европу восточных тканей -âывоз на Восток английского сукна). Германские города также оказались в стороне от мировой торговли. Зато первостепенное значение приобрели города Атлантической системы, в первую очередь Антверпен в Нидерландах. Если значение Лиссабона, Севильи зиждилось лишь на ввозе товаров из Америки и Индии, то Антверпен стал подлинным центром мировой торговли - как ввоза, так и вывоза из Европы. Существенно изменилась и техника торговли. В XVI в. объем товарной массы настолько увеличился, что при совершении оптовых сделок осмотр всего объема запродаж был заменен осмотром только образцов товаров. Но для этого требовалось специальное место, и в XVI в. основывается антверпенская биржа. Постепенно роль центра мировой торговли и кредита переходит к Амстердаму, а затем к Лондону.
Другим важным экономическим последствием географических открытий стала революция цен в Европе, где эти открытия отозвались, прежде всего, инфляцией.
Из открытых земель вывозилось огромное количество золота и серебра, добытого дешевым принудительным трудом туземного населения. Цены в течение XVI в. выросли втрое. Эту инфляцию люди XVI в., по сути впервые столкнувшиеся с данным явлением, прозвали“революциейцен”. Вздорожание предметов широкого потребления привело к падению реальных доходов людей, живших на заработную плату, рост которой не поспевал за ростом цен. Так, в Англии за XVI в. цены на товары в среднем повысились на 155%, а заработная плата наемных рабочих - только на 30%. Зато от “революции цен” много выиграла нарождающаяся буржуазия: рабочая сила подешевела, а выпускаемая продукция, наоборот, подорожала.
“Революцияцен” оказалась выгодной и зависимому крестьянству, поскольку с падением покупательной силы денег уменьшались реальные размеры денежного оброка, а цены на крестьянские сельскохозяйственные продукты баснословно выросли. Зато в результате повышения цен серьезно проигрывали феодалы - размер их денежной ренты был раз и навсегда фиксирован, а жизнь сильно вздорожала.
Таким образом, главные социально-экономические итоги великой инфляции XVI в. заключались в общем понижении общественного положения феодалов и таком же подъеме капиталистов. Тем самым “революция цен” сыграла большую роль в формировании капиталистического хозяйства.
Великие географические открытия положили начало колониализму, который стал методом функционирования мирового хозяйства. Главным средством колониализма являлся неэквивалентный обмен.
Первыми созданы португальская и испанская колониальные империи. Португальская колониальная система в основном была построена методом “точечной” колонизации, т.е. путем создания на океанском побережье военно-торговых факторий, откуда отправлялись в Европу награбленные или приобретенные неэквивалентной торговлей пряности.
По-другому была организована огромная колониальная империя Испании, сложившаяся к середине XVI в. в Центральной и Южной Америке. Захватив огромные территории, испанцы, естественно, попытались воссоздать там единственный тип хозяйства, который знали, - феодальный. Туземцев массами сгоняли для тяжелой работы на золотых и серебряных рудниках, плантациях сахарного тростника, что привело к их массовому вымиранию.
В XVI-XVII вв. сложилась прибыльная “индустрия” поставки африканцев в американские колонии. Рейсы работорговых судов ежегодно доставляли на американские рынки 4-6 тыс. африканских рабов.
Постепенно установился главный принцип колониального хозяйства европейских стран: вывоз дешевого сырья и продовольствия, ввоз промтоваров, а затем и капитала (используя дешевую колониальную рабочую силу). Главной силой в колониях стали компрадоры - местные купцы, продающие и перепродающие экспортно-импортные товары.