Экономические последствия великих географических открытий

В конце XV - начале XVI вв. при помощи целой серии океанских экспедиций (великие географические открытия) впервые были установлены прямые стабильные экономические связи между Европой и другими частями света. В относительно короткий срок в экономику ряда европейских государств были влиты огром­ные, еще невиданные в истории материальные ресурсы из Аме­рики, Азии, Африки.

Великие плавания были обусловлены, прежде всего, кризи­сом среднеземноморской торговли вследствие завоевания Тур­цией Южно-Средиземноморского и Азово-Черноморского бас­сейнов, что побуждало европейцев искать выход в установле­нии прямых связей с Востоком. Плывя на Запад, Колумб счи­тал, что Индия находится на западном берегу Атлантики. В XV в. дефицит драгоценных металлов вследствие пассивной торговли Западной Европы с Востоком еще более обострился по причи­не истощения серебряных рудников Германии. “Жажда золота” толкала европейцев на поиски новых путей на Восток через океан.

Играл роль и фактор политического характера - завершение государственного объединения ряда стран Западной Европы. Это особенно касается Испании, объединение которой (конец XV в.) совпало с окончанием многовековой войны за отвоевание стра­ны у арабов, завладевших некогда ею. Многочисленное феодально-воинское сословие осталось не у дел. Экономика Испании была развита слишком слабо для того, чтобы феодалы превратились в крупных сельских хозяев, как в Англии (кроме войны, они ничего не умели и не хотели). Испанская корона направила опасную внутри страны энергию безработных феодалов на завоевание земель за океаном, и это обусловило приоритет Испании в открытии и освоении Центральной и Южной Америки.

Большое значение имел прогресс европейской науки и тех­ники, особенно кораблестроения, навигации и космогонии. В XV в. создан первый тип океанского судна - каравелла с тре­мя рабочими мачтами (предыдущие типы судов имели лишь одну) и ярусным расположением прямоугольных парусов. Это позво­ляло идти нужным курсом при любом направлении ветра.

Успехи навигационной науки заключались, прежде всего, в усовершенствовании компаса, который в XV в. уже получил фактически свой современный вид: магнитная стрелка на острие под стеклянным колпаком. Теоретически возможность трансат­лантического плавания была обоснована учением о шарообраз­ности земли.

Но все это был лишь потенциал, возможности. Их осуществ­ление, в конечном счете, зависело от психологической готовнос­ти живых людей, т.е. от социально-психологического климата в Западной Европе на рубеже XV и XVI веков. Например, само по себе создание каравеллы не означало автоматически успеха. Из трех кораблей экспедиции Колумба было только две каравеллы.

Чтобы самостоятельно осуществлять выбор целей и средств, находясь в отдалении от родины, необходимо было появление в европейских странах личностей самодействующих. Феодализм за полторы тысячи лет своего существования благодаря присуще­му ему выбору поведения воспитал навыки самодействия людей. И это в решающие моменты первых океанских плаваний поро­дило нужную энергию, инициативу, гибкость.

Одним из главных экономических результатов великих географических открытий является формирование мирового рынка.

К концу XVI в. известная европейцам поверхность земного шара увеличилась в 6 раз. Торговля сталамировой. Расширились не только территориальная сфера обращения, но и торговый ассортимент за счет новых товаров (табак, какао, кофе, чай и др.), резко возрос оборот известных, но редких ранее риса и сахара и особенно азиатских пряностей.

Борьба за овладение новыми рынками привела к созданию в ряде стран монопольных торговыхобъединений (вместо союзов ганзейского типа). Наиболее мощными из таких объединений были английская и голландская Ост-Индские компании, кото­рые боролись между собой за индийский рынок теми же мето­дами, что и Генуя с Венецией до географических открытий (войны, морской разбой и т.д.).

Поскольку произошло перемещение торговых путей из Средиземноморского и Североморского бассейнов на океаны, центральная роль от городов Италии перешла на первых порах к портам Пиренейского полуострова (Лиссабон, Кадис - аван­порт Севильи и др.). Итальянские города переменили торговую специализацию (ввоз в Европу восточных тканей -âывоз на Восток английского сукна). Германские города также оказались в стороне от мировой торговли. Зато первостепенное значение приобрели города Атлантической системы, в первую очередь Антверпен в Нидерландах. Если значение Лиссабона, Севильи зиждилось лишь на ввозе товаров из Америки и Индии, то Ан­тверпен стал подлинным центром мировой торговли - как ввоза, так и вывоза из Европы. Существенно изменилась и техника торговли. В XVI в. объем товарной массы настолько увеличился, что при совершении оптовых сделок осмотр всего объема запродаж был заменен осмотром только образцов товаров. Но для этого требовалось специальное место, и в XVI в. основывается ант­верпенская биржа. Постепенно роль центра мировой торговли и кредита переходит к Амстердаму, а затем к Лондону.

Другим важным экономическим последствием географических открытий стала революция цен в Европе, где эти открытия отозвались, прежде всего, инфляцией.

Из открытых земель вывозилось огромное количе­ство золота и серебра, добытого дешевым принудительным тру­дом туземного населения. Цены в течение XVI в. выросли втрое. Эту инфляцию люди XVI в., по сути впервые столк­нувшиеся с данным явлением, прозвали“революциейцен”. Вздорожание предметов широкого потребления привело к падению реальных доходов людей, живших на заработную плату, рост которой не поспевал за ростом цен. Так, в Англии за XVI в. цены на товары в среднем повысились на 155%, а заработная плата наемных рабочих - только на 30%. Зато от “революции цен” много выиграла нарождающаяся буржуазия: рабочая сила подешевела, а выпускаемая продукция, наоборот, подорожала.

“Революцияцен” оказалась выгодной и зависимому крестьян­ству, поскольку с падением покупательной силы денег умень­шались реальные размеры денежного оброка, а цены на кресть­янские сельскохозяйственные продукты баснословно выросли. Зато в результате повышения цен серьезно проигрывали феода­лы - размер их денежной ренты был раз и навсегда фиксиро­ван, а жизнь сильно вздорожала.

Таким образом, главные социально-экономические итоги ве­ликой инфляции XVI в. заключались в общем понижении обще­ственного положения феодалов и таком же подъеме капиталис­тов. Тем самым “революция цен” сыграла большую роль в фор­мировании капиталистического хозяйства.

Великие географические открытия положили начало колониализму, который стал методом функционирования мирового хозяйства. Главным средством колониализма являлся неэквивалентный обмен.

Первыми созданы португальская и испанская колониальные империи. Португальская колониальная система в основном была построена методом “точечной” колонизации, т.е. путем созда­ния на океанском побережье военно-торговых факторий, отку­да отправлялись в Европу награбленные или приобретенные не­эквивалентной торговлей пряности.

По-другому была организо­вана огромная колониальная империя Испании, сложившаяся к середине XVI в. в Центральной и Южной Америке. Захватив огромные территории, испанцы, естественно, попытались вос­создать там единственный тип хозяйства, который знали, - феодальный. Туземцев массами сгоняли для тяжелой работы на зо­лотых и серебряных рудниках, плантациях сахарного тростни­ка, что привело к их массовому вымиранию.

В XVI-XVII вв. сложилась прибыльная “индустрия” поставки африканцев в американские колонии. Рейсы работорговых су­дов ежегодно доставляли на американские рынки 4-6 тыс. афри­канских рабов.

Постепенно установился главный принцип колониального хозяйства европейских стран: вывоз дешевого сырья и продовольствия, ввоз промтоваров, а затем и капитала (ис­пользуя дешевую колониальную рабочую силу). Главной силой в колониях стали компрадоры - местные купцы, продающие и перепродающие экспортно-импортные товары.

Наши рекомендации