Экономическая мысль в период средневековья
Экономическая мысль средневекового Востока стала продолжением той традиции, которая сложилась в экономических идеях древности. Воплощенном этого являлся, в частности, политический трактат Ли Гоу (Китай) “План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа” (XI в. н.э.) - классический образец основных черт “учения об управлении государством” на основе конфуцианских канонов.
Ли Гоу рассматривал финансы государства в качестве главного звена в обогащении государства. Они - основное средство для достижения идеального порядка.
Ли Гоу призывал правителя сократить расходы двора, установить твердую сумму государственных расходов и их распределение. По мнению мыслителя, потребление материальных благ в стране следует осуществлять, учитывая социальные ранги людей.
Основным источником обогащения государства является усиление земледелия. Ли Гоу основывался на традиционном представлении докапиталистической мысли Китая, что земледелие - “ствол” (основное, коренное), а ремесло и торговля - “ветки” (второстепенное) в хозяйстве страны.
Крупнейшим мыслителем средневековья, уделявшим много внимания экономическим проблемам, был Ибн Хальдун(1332-1406), чья жизнь и деятельность связана с арабскими странами Магриба (Северная Африка). Ему принадлежит прогрессивная для того времени теория общественного прогресса (“социальная физика”), в основе которой лежат экономические факторы.
Первоначально люди пребывали в состоянии дикости. В дальнейшем, выделившись из природного мира, человеческое общество проходит в своем развитии два основных этапа: “примитивность” и “цивилизация”. Они отличаются один от другого потому, как люди добывают средства к существованию. Па первом этапе люди занимаются в основном земледелием и скотоводством, а на втором к этим занятиям добавляются ремесло, торговля, наука и искусство.
И6н Хальдун считал, что переход к цивилизации обусловлен тем, что люди начинают производить избыточный продукт, который многократно превышает необходимое, в котором нуждаются члены группы. “Основной труд” дает необходимое, а “избыточный труд” - избыточный продукт. На стадии примитивности необходимым было то, что поддерживало физическое существование человека. Труд, который превысил необходимые потребности. становится основой появления роскоши.
Переход общества от примитивности к цивилизации - это и генезис отношений господства и подчинения. Ибн Хальдун рисует сложную картину зарождения социального и имущественного неравенства. Постепенно возникает необходимость управления единой родоплеменной группировкой, а осуществление этой задачи требует принуждения. Так возникает зародыш неравенства. Новые отношения обозначаются у Ибн Хальдуна категорией “мульк”. Это “благородная и приятная доля, охватывающая все земные блага, удовлетворение телесных страстей и духовные наслаждения”. Мульк принадлежит тому, кому удается покорить подданных. Таким образом, мульк - это “власть - владение”, единство политического и экономического господства, которое невозможно без производства избытка материальных благ. Предводитель группировки подавляет ее членов и начинает в одиночку присваивать избыточный продукт. В дальнейшем оформляется иерархическая структура господства и подчинения. Ибн Хальдун считал, что группировка разделяется на “слои”, или “классы”. Принадлежность человека к тому или иному слою определяется размером имущества.
Ибн Хальдун считал, что важную роль в экономике должны играть деньги. Поэтому “господь создал два металла - золото и серебро, чтобы они были стоимостью всякого движимого имущества”. Но на эти металлы не влияют рыночные колебания, поэтому они являются основой приобретения, накопления и сокровища. Ибн Хальдун ратовал за обращение в стране полноценных денег, обличал фальшивомонетчиков и правителей, осуществлявших порчу монет.
Экономическая мысль западноевропейского средневековьясделал шаг вперед по сравнению с античностью. Господствующей формой идеологии в странах Западной Европы в эпоху феодализма был католицизм. Поэтому все рассуждения средневековых авторов по экономическим вопросам были облечены в религиозно-этическую форму.
Проблема экономической организации раннесредневековой вотчины, основанной на натуральном хозяйстве и крепостной эксплуатации крестьянства, нашла отражение в “Капитулярии о виллах” (нач. IX в.). В этом памятнике нет упоминаний об общине, что объясняется тем, что составитель “Капитулярия” не признавал за ней каких-либо важных экономических функций. В этом документе проводится мысль о том, что монопольным собственником земли вотчины является ее владелец, а население вотчины должно нести по отношению к нему установленные повинности. Ориентируясь на натуральное хозяйство, составитель “Капитулярия” предписывал взимать оброки в натуральной форме, создавать запасы натурой, иметь в вотчине ремесленников разных специальностей. Хозяйство каролингской вотчины было слабо связано с рынком, продавать предписывалось лишь излишки сельскохозяйственной продукции.
Одной из проблем, которая привлекала внимание средневековых мыслителей в период классического средневековья, был вопрос о происхождении крепостничества. Французский юрист Ф. Бомануар (1247-1295), автор “Кутюмов Вовези” и Эйке фон Репков (не ран. 1180 - не ран. 1233), составитель “Саксонского зерцала”, понимали, что крепостничество существовало не всегда и по своему рождению люди свободны. Объясняя возникновение личной зависимости, они были вынуждены признать роль принуждения по отношению к крестьянам со стороны феодалов. Ф.Бомануар обосновывал монополию феодалов на землю, провозглашая принцип: “Нет земли без сеньора”.
Экономическая мысль Западной Европы в период классического средневековья развивалась под влиянием канонической доктрины. В середине XII в. болонский монах Грациан составил “Свод канонического права”, в котором содержались высказывания по экономическим вопросам. Демагогически провозглашая в качестве идеала общую собственность, канонисты в то же время доказывали, что институт частной собственности установлен Богом в наказание за людские грехи. Богатые призывались к раздаче милостыни. Занятиями, угодными Богу, канонисты считали лишь земледелие и ремесло и осуждали ростовщичество, а также торговлю в целях получения барыша.
Экономические идеи канонического права получили систематическое истолкование и развитие в учений итальянского монаха Фомы Аквинского (Аквината) (1226-I274), который в 1879 г. был объявлен католической церковью святым. В своем трактате “Сумма теологии” он обосновывал правомерность существования рабства и крепостничества, ссылаясь при этом на Аристотеля и тексты Священного писания. Утверждая, что верховным собственником всех вещей является Бог, Аквинат в то же время защищал частную собственность, которая дает возможность человеку жить так, как подобает его сословию.
В духе своего времени Фома Аквинский выступа за самообеспеченность государства, отдавал предпочтение натуральным формам богатства, а золото и серебро считал богатством искусственным. Вместе с тем в его трактате нашли отражение специфические вопросы товарного производства. Центральным из них является проблема “справедливой цены”. Основанием обмена Аквинат считал равенство пользы обмениваемых вещей. Выражая классовые интересы феодалов, автор “Суммы теологии” признавал за ними право продавать товары дороже их естественной цены. Такой обмен Фома Аквинскии признавал справедливым на том основании, что феодалы и представители других привилегированных сословий больше значат для общественной жизни, чем крестьяне и ремесленники. Таким образом, Аквинат пытался дать сословную трактовку цены товара.
Фома Аквинский признавал, что деньги (монета) - вернейшая мера для материальной жизни в торговле и обороте. Он понимал, что деньги обладают “внутренней ценностью”, и выступал против порчи монеты. Однако при этом Аквинат допускал возможность незначительного отклонения “номинальной ценности” денег, устанавливаемой государством, от их “внутренней ценности”. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский утверждал, что деньги не могут порождать деньги. Поэтому, как и отцы церкви, он осуждал ростовщичество. Вместе с тем Фома Аквинский пытался обосновать благопристойность ростовщических операций, проводившихся в самых широких масштабах католической церковью.
Таким же противоречивым было и отношение Аквината к торговой прибыли. С одной стороны, он осуждал торговлю с целью получения барыша. С другой, торговая прибыль признавалась правомерной, если выступала как плата за труд торговца, предназначалась для использования в благородных целях и возмещала затраты купца на транспортировку товаров.
Выражая интересы церковных и светских феодалов, Фома Аквинский обосновывал справедливость взимания земельной ренты. Он доказывал, что в виде ренты земельные собственники получают часть продукта, производимого землей, а также вознаграждение за труд по управлению своим хозяйством.
Крупнейшим представителем средневековой экономической мысли являлся французский ученый Никола Орем (Оресм) (ок. 1323-1382). В своем “Трактате о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег” он высказал мысль о том, что деньги представляют собой инструмент, созданный людьми для облегчения обмена товаров. Он писал, что благородные металлы являются обычными товарами и лишь в силу ряда своих естественных свойств стали выступать в роли денег.
Каноническая доктрина выражала интересы господствующего класса. Другим направлением экономической мысли в период средневековья являлись экономические взгляды, нашедшие отражение в ересях и в требованиях, выдвигавшихся участниками крестьянских восстаний.
Одним из важнейших социально-экономических мотивов средневековых ересей являлась борьба против богатства церкви. Еретики проповедовали идеалы “нестяжения”, ссылаясь на пример первых христианских общин. Они активно защищали идею равенства всех людей, опираясь на тексты Библии. В проповедях некоторых из них нашли отражение утопические идеи “потребительского коммунизма”.