Рынок страховых и банковских услуг
Значительное место среди мировых услуг занимают купля-продажа страховых и банковских услуг.
Страховые услуги — это комплекс услуг по страхованию самых разнообразных рисков. Их зарождение связано с развитием рынка услуг, наличием рисков при продаже таких услуг. Международный товарооборот прежде всего подвержен рискам, связанным с транспортировкой грузов. Центральное место в страховании внешнеэкономической деятельности занимает транспортное страхование — морское, воздушное, сухопутное. И в первую очередь морское, ибо большая часть внешнеэкономических грузов транспортируется морем. Страхование транспорта и грузов — каско и карго является основным видом в имущественном страховании международных страховых компаний.
Развитие туризма привело к появлению такого международного вида страхования, как личное страхование, без соответствующего полиса турист не будет допущен ни в одну страну. Но личное страхование, помимо этого, включает еще и страхование жизни, страхование от несчастного случая любого гражданина, а не обязательно туриста. Эта услуга может быть предоставлена страховой компанией не только своим гражданам, но и иностранным, что делает данную форму услуг международной.
Значительное место занимает продажа полисов по страхованию ответственности, за невозврат кредита. Развитие международного кредитования привело к необходимости обеспечения данных кредитов, и одной из его форм стало страхование ответственности. Как правило, такие страховые услуги осуществляются в форме государственного страхования экспортных кредитов, поскольку государственное страхование осуществляется по низким ценам (1% стоимости застрахованной части контракта), что дает возможность получать в коммерческих банках льготные кредиты. Достаточно известной и развитой страховой услугой выступает страхование ответственности автолюбителей, предоставляемой компаниями во всех странах, причем во многих из них эта услуга обязательна. Рынок страхования разнообразен и многолик.
В юридическом отношении любая международная страховая операция предполагает заключение договора страхования. Если участники такого договора находятся в разных странах, а также если объект страхования в момент заключения договора находился вне территории страны страхования, то подобная сделка считается международной.
К международным страховым операциям относят:
· Прямые международные договорные операции (страхователь одной страны договаривается со страховщиком другой). Эти договора могут заключаться как непосредственно с головной компанией иностранного страховщика, так и через страховых посредников или брокеров. Как правило, такие операции осуществляются либо при отсутствии национального страхового рынка, либо по финансово-коммерческим соображениям (тарифы ниже, выше покрытие риска и т.д.), либо при юридическом или фактическом принуждении, например, в соответствии с договором купли-продажи или в силу обычаев торговли.
· Прямые договора страхования. Они заключаются агентскими органами страховщика за границей. Агентские конторы или просто агенты могут быть зарегистрированы в любой стране и привлекать клиентов этих стран для страхования в зарубежной страховой компании. Как правило, такие договоры широко используются в странах с неразвитым страховым рынком и при отсутствии определенных видов страхования, которые и предлагаются иностранной фирмой.
· Институциональные формы операций (договор страхования заключается юридически самостоятельной страховой компанией за границей, т.е. дочерними компаниями).
· Операции международного перестрахования. Различают переданные договоры перестрахования (цессии) и принятые (акцептованные). Перестрахование может осуществляться различными компаниями на основе заключенных между ними договоров факультативного или прямого перестрахования. Обычно при неразвитости национального рынка перестрахования компании, осуществляющие страхование крупных рисков, передают в перестрахование (делят риск) риск крупным международным или иностранным компаниям, что позволяет им получать высокую прибыль с минимальными потерями.
Экономическими агентами этого рынка выступают крупные страховые компании и их клиенты. Выход на новые рынки и появление новых страховых и перестраховочных компаний ужесточили конкуренцию. Результатом стало укрупнение страховых компаний, расширение концентрации централизации их капитала в процессе слияний или поглощений.
Основные причины слияний:
· перенасыщение рынка — большое количество участников рынка и жесткая конкуренция;
· потребность в развитии, которая может быть реализована , путем получения «чужого» района рынка, при этом потенциал своего рынка исчерпан;
· необходимость эффективного использования капитала (страховые отрасли получают высокие доходы, которые могут послужить источником новых доходов);
· потребность в очень крупном капитале, позволяющем страховать крупные риски;
· стремление расширить географию своей деятельности как базу страхового портфеля и соответственно максимально уменьшить риски; необходимость снизить расходы на ведение деятельности, и прежде всего административной;
· расширение деятельности за счет ведения не только страховых, но и перестраховочных операций;
· желание повысить рейтинг.
Глобализация мирового страхового рынка разрушает границы между национальными рынками.
В мировом масштабе наибольшее значение имеет страховой рынок США, контролирующий 1/2 всего страхового рынка. Он занимает ведущее место по объему страхования и на душу населения. В списке крупнейших страховых компаний американские страховщики представлены большим количеством, и прежде всего по линии личного и имущественного страхования. Особую роль играет и английский страховой сектор, основным представителем которого выступает синдикат Ллойда, имеющий своих членов во многих странах мира. Расширяется и страховой рынок Японии.
Рынок банковских услуг, как и страховой, сформировался достаточно давно, и его роль в экономике нельзя переоценить. Агентами рынка выступают крупные национальные и международные банки, представляющие услуги не только клиентам собственной страны, но и иностранным либо у себя, либо за рубежом путем открытия своих филиалов и отделений. Большое количество банков в силу своего международного характера превратилось в транснациональные банки, имеющие широкую зарубежную институциональную сеть, объем операций которых из года в год растет. Причем процесс концентрации и централизации банковского капитала приводит, несмотря на определенные ограничения, к слиянию банков. Крупным банкам проще не только конкурировать, но и расширять сферу своего действия, увеличивать число видов и объемы проводимых операций.
Основными видами операций, проводимых банками на международном уровне, являются депозитные и кредитные операции. Депозитная база формируется транснациональными банками как за счет вкладов своих филиалов и отделений за рубежом, так и иностранных вкладчиков, физических и юридических лиц. Транснациональные банки — наиболее крупные получатели заграничных правительственных депозитов.
Кредитные операции транснациональных банков столь же разнообразны, как и депозитные. Первое место среди клиентов занимают транснациональные корпорации и их филиалы, иностранные банки и промышленные фирмы, правительства многих стран и частные лица. В последние годы происходит постоянный рост числа международных кредитов, что связано как с потребностями мировой экономики, так и с интернационализацией экономики в целом. Не малую роль в этом играет и разнообразие форм и видов кредитов, предоставляемых транснациональными банками, которые занимаются и кредитованием инвестиционных проектов, и пополнением основного и оборотного капитала, и кредитованием внутрикорпорационных расчетов между филиалами ТНК.
Особенно расширился такой вид предоставляемых услуг, как эмиссионно-посредническая деятельность, связанная с выпуском и размещением международных займов и ценных бумаг. Развивается и операционная деятельность международных банков, что связано с компьютеризацией банковских операций и расширением сфер влияния. На базе ЭВМ банки занимаются эмиссией кредитных карточек. Модифицировались расчетные операции: если раньше они касались только внешней торговли, то теперь обслуживают международные и внутренние расчеты. Это проявляется также и в валютных операциях. Нельзя не отметить и такую сферу международной деятельности банков, как предоставление финансовых услуг, т.е. осуществление лизинговых, трастовых и факторинговых операций.
Рынок банковских услуг постоянно деформируется. Это касается не только модификации услуг, но и агентов рынка. Меняются сферы влияния банков и их роли. Так, произошло серьезное изменение в списке 20 крупнейших банков. Если в 70-80-е гг. в нем господствовали американские банки, то в настоящий момент преобладают японские, французские и английские. Американские банки потеряли свои позиции. В последние годы начинают создаваться и оффшорные зоны, и так называемые «зоны свободной банковской деятельности», которые возникли в 80-е гг. в США, а затем в Японии. Основной характеристикой таких зон выступает более жесткий режим регулирования, операции проводятся в валюте стран эмитента, введено льготное налогообложение, отсутствуют обязательные резервные отчисления. Механизм их функционирования построен с намерением создать режим экстерриториальности, режим еврорынка. Льготный кредитный режим распространяется лишь на международные кредитные операции участников зоны, а любая операция, ведущая к переливу капитала между ее участниками и внутренним денежным рынком США, где находится зона, автоматически подпадает под нормы внутреннего денежного контроля. Именно эти моменты позволяют назвать такие зоны видоизмененной моделью еврорынка. Нужно, однако, отметить, что такая практика не получила широкого распространения. Это в первую очередь связано с жестким регулированием. Тем не менее можно отметить о дальнейшем развитии и совершенствовании и агентов рынка банковских услуг, и самих услуг.
Регулирование рынка услуг
За последние десятилетия объем мирового рынка услуг возрос в шесть раз и составил 600 млрд. долл. Доля услуг в мировом товарообороте достигла 19%. Такой рост связан с наличием определенных факторов, и прежде всего с революционными технологическими изменениями, приведшими к появлению новых видов услуг и расширению спроса на уже имеющиеся; повышением темпов технологических программ в области телекоммуникаций и информации, что также привело к появлению новых видов услуг.
Рост международной торговли услугами поставил вопрос о необходимости регулирования мирового рынка услуг. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 70—80-е гг., когда регулирование экономики перешагнуло национальные границы и охватило сферу не только международной торговли, но и сферу услуг. В эти годы государство жестко регулировало международный рынок услуг. Проводя политику протекционизма, защищая молодой сектор услуг, оно ввело определенные ограничения, барьеры, различные формы таможенного контроля, контроль за ценами, стандарты и получение лицензий.
Такое регулирование рассматривалось как приоритетное направление национальной политики, были введены ограничения движения рабочей силы и капитала в целях борьбы с инфляцией, запрещено использование информации, обработанной за рубежом. Кроме того, были приняты ограничения, связанные с прямыми иностранными инвестициями, установлены правила, запрещающие предоставление услуг иностранными фирмами, например, они не могли проводить прямое личное страхование граждан; был регламентирован порядок использования иностранной фирмой рабочей силы и услуг отечественных фирм. Целью данной политики была прежде всего защита интересов потребителя, преодоление отсутствия необходимой информации о мировом рынке услуг, что ограничивало возможности потребительского выбора. Политика регулирования рынка услуг являлась частью государственной ценовой и антиинфляционной политики.
Впоследствии регулирование отошло на второй план не только внутри стран, но и в международном масштабе начался период либерализации торговли услугами.
Основная идея либерализации заключалась в возможности использования тех же правил, что и для внешней торговли товарами: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранного производителя. Кроме того, эту идею диктовала необходимость установить специальные правила организации мирового рынка услуг — правила доступа на мировой рынок услуг, тип защитных мер, порядок защиты интеллектуальной собственности. Однако и в таком регулировании были свои проблемы — регулирование услуг связано с регулированием условий инвестиций, что осложняло поставленные задачи.
В основу международного механизма регулирования услуг были положены следующие принципы:
· Рыночной конкуренции. Обеспечение равных конкурентных возможностей для всех стран, свободное вхождение в рынок, снятие существенных ограничений и барьеров в виде тарифов, пошлин, налогов, демпинга.
· Режима наибольшего благоприятствования, позволяющего странам беспрепятственно участвовать в мировом рынке услуг, оказание определенной поддержки со стороны государства субъектам рынка, поощрения экспорта и импорта услуг.
· Специфического и дифференцированного отношения к развивающимся странам, что выражалось, в снятии ограничений на предоставление современных услуг, особенно технологических, в расширении возможностей этих стран в участии в качестве экспортеров и импортеров на рынках услуг, в оказании отдельным развивающимся странам с наименее развитой экономикой помощи в использовании технологии, приобретении патентов и лицензий, развитии туристических услуг, консалтинга и инжиниринга.
Результатом переговоров «уругвайского раунда» было достигнуто соглашение о либерализации торговли услугами. С 1 января 1995 г. Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой и составляющей части в пакет документов о создании ВТО.
Действующая в настоящее время система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.
Существенную роль играют двусторонние соглашения как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и инвестиции в эту сферу. Но в последние годы их роль снижается, что связано с необходимостью создания эффективного международного механизма, который бы координировал ВТО.
Не меньшее значение имеет и многостороннее регулирование внутри интеграционного объединения. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специальные межправительственные организации (ИКАО - Международная организация гражданской авиации, ИМО - Международная морская организация, ВТО - Всемирная туристическая организация), а также международные торгово-экспортные организации широкого профиля (ВТО, ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию, ОЭСР). Международной торговлей услугами на данный момент заняты 40 организаций.
Регулирование услуг на международном уровне дополняется регулированием внутри страны. Особенно это касается таких услуг, как технологический обмен. Вплоть до конца 70-х гг. рынки технологий характеризовались очень высокой степенью государственного вмешательства. С помощью косвенных мер регулирования (главным образом фискальных и денежно-кредитных) государство поощряло как распространение, так и использование новых технологий. Особенно наглядно это проявилось в США, где проводилось льготное налогообложение инновационных фирм, было отменено двойное налогообложение передачи технологий, предоставлялись льготные кредиты.
В 80 гг. государственное воздействие, искажающее «естественно» возникающее соответствие между спросом и предложением, было ограничено (прежде всего, это коснулось налоговых льгот). Тенденция снижения налогового бремени осталась, но произошло снижение ставок, а не предоставление льгот.
Государственная прямая поддержка стала больше концентрироваться на предконкурсной стадии, когда проектируется базовая технология, после создания которой компании разрабатывают свои фирменные модификации. Практически отошла в прошлое и такая модель государственной поддержки, при которой финансирование из бюджета распространяется на все этапы инновационного цикла. В настоящее время поощряется лишь увеличение расходов на НИОКР, что направлено на стимулирование распространения нововведений (бесплатный доступ к знаниям).
Составной частью государственной инновационной политики 80—90-х гг. стали и специальные программы распространения технологии. В настоящее время государство вновь начало поощрять рынок рискового капитала, упрощать административные требования к созданию наукоемких компаний.
Еще одним важным рычагом государственного воздействия на рынки технологий является изменение в системах интеллектуальной собственности, т.е. расширение правовой защиты, принятие законов об увеличении срока патентов, удешевление патентов, государственные субсидии экспорта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Базылев, Н.И. Мировая экономика: учебное пособие для вузов / Базылев Н.И., Мишкевич М.В., Базылева М.Н. - Мн. : Книжный дом : Мисанта, 2008. - 159 с.
2. Басовский, Л.Е. Мировая экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 208 с. - (Серия «Высшее образование»).
3. Елецкий, Н.Д. Мировая экономика. 100 экзаменационных ответов/ Елецкий Н.Д., Корниенко О.В.- 2-е изд., исправ. и доп. - М. ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2005. - 304 с. - (Серия «Экспресс-справочник для студентов вузов»).
4. Киреев, А.П. Международная экономика: учебное пособие для вузов. В 2-х ч. - М. : Международные отношения, 2009.
5. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн., 2007.
6. Миклошевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник/ Под общей ред. профессора А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дел и Сервис», 2000 г.
7. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / под ред. М.И. Плотницкого, Г.В. Турбан. - Мн. : Современная школа, 2006. - 664 с.
8. Олехнович, Г.И. Мировая экономика : учебно-методический комплекс/ Г.И. Олехнович. - Мн. : Амалфея, 2006. - 340 с.
9. Почекина, В.В. Международный рынок услуг / Почекина В.В., Якубук Ю.П. ; под ред. В.Ф. Медведева. - Мн. : БИП-С, 2004. - 264 с. - (Серия «Мировая экономика»).
10. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник. – М: ИНФРА-М, 2002 г.
11. Черченко, Н.В. Международная экономика : курс лекций / Н.В. Черченко, Н.И. Суханов, А.Н. Леонович. - Мн. : РИВШ, 2006. - 124 с.
Дополнительная литература:
1. Киреев А. Международная экономика: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Международные отношения, 2007 г.
2. Международные экономические отношения: Учебник для ВУЗов/ Под ред. профессора Е.В.Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.
3. Мировая экономика/ Под ред. профессора И.П. Николаевой – М.: Финстатинформ, 1999 г.
4. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения: Учебное пособие. – М.: Новый юрист, 2008 г.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.. 117
Занятие 1 Анализ общего объема розничного товарооборота. 117
Занятие 2 Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота 118
Занятие 3 Планирование розничного товарооборота. 123
Занятие 4 Анализ и планирование структуры розничного товарооборота. 124
Занятие 5 Анализ и планирование оптового товарооборота. 125
Занятие 6 Определение оптимальной величины партии. 127
закупаемых материалов. 129
Занятие 7 Торговля в системе национальной экономики. 129
Занятие 8 Механизм управления товарными запасами. 130
Занятие 9 Основные фонды организации торговли. 130
Занятие 10 Оборотные фонды организаций торговли. 131
Занятие 11 Доходы предприятий торговли. 131
Занятие 12 Прибыль и рентабельность. 132
Занятие 13 Формирование и использование финансовых ресурсов организаций торговли. 132
Занятие 14 Финансовое планирование в организациях торговли. 133
Занятие 15 Социально-экономическая эффективность торговой деятельности. 133
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………... ...135
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ