Влияние МВФ на внешнеэкономическую деятельность государств
Воздействие МВФ на внешнеэкономическую политику государств осуществляется посредством надзора, финансовой и технической помощи.
Надзор — предполагает осуществление контроля политики стран-членов МВФ в области установления валютных курсов, поддержания упорядоченных валютных взаимоотношений и избежание девальвации валют вследствие международной конкуренции. По запросу МВФ, каждая страна обязана представлять информацию о денежном, бюджетном и внешних секторах и структурной политике правительства.
Надзор за внешнеэкономической деятельностью стран осуществляется МВФ в трех формах:
во-первых, проводятся двухсторонние консультации с государственными институтами управления страны, регулирующими экономическую деятельность. На основе данных консультаций миссия МВФ вырабатывает свое мнение о состоянии экономики страны и дает рекомендации по изменению порядка осуществления внутренней и внешнеэкономической политики страны. Выработанные МВФ предложения по реформированию внешнеэкономических отношений в рамках двухсторонних консультаций носят рекомендательный характер. Консультации проводятся с малыми странами с устойчивой экономикой один раз в полтора — два года, а с остальными странами-членами МВФ -ежегодно;
во-вторых, формируется прогноз, в рамках которого определяются темпы роста реального ВВП, уровень инфляции, бюджетный дефицит страны, размеры внешнего долга и т.п. Многосторонний надзор проводится Советом директоров МВФ два раза в год;
в-третьих, осуществляется углубленный надзор со стороны МВФ с целью гарантировать устойчивое развитие страны и исправить макроэкономические дисбалансы.
Финансовая помощь МВФ осуществляется за счет использования данной организацией своих финансовых ресурсов для того, чтобы помочь странам-членам справится с проблемами платежного баланса и смягчить негативное влияние осуществляемых экономических реформ. Финансирование МВФ может осуществляться как из общих фондов, так и в рамках специальных соглашений о займах.
Члены Фонда, использующие общие источники финансирования, «покупают» валюту других стран-членов МВФ либо специальные права заимствования за соответствующую сумму в национальной валюте. По этим займам начисляются проценты. МВФ также требует «выкупа» своей национальной валюты у Фонда за валюту других стран, специальные права заимствования по прошествие срока оказания финансовой помощи.
Финансовая помощь предоставляется странам только после разработки экспертами МВФ и правительством страны согласованной программы экономических реформ, направленной на преодоление проблем с платежным балансом.
Процесс согласования и получения финансовой помощи включает в себя следующие этапы: предварительные действия; формирование критериев выполнения программы; проверка.
Под предварительными действиями понимаются мероприятия по реформированию экономики, которые правительство обязуется осуществить до того, как получит финансирование от МВФ с целью подтверждения серьезности своих реформистских намерений.
Формирование критериев выполнения программы предполагает создание согласованного набора количественных показателей, устанавливаемых на каждый квартал или полугодие, выполнение которых в рамках программы реформирования экономики обеспечивает условия для представления нового транша финансовой помощи стране-члену МВФ.
Проверка предполагает контроль МВФ за выполнением согласованных программ реформирования экономики странами, использующими ресурсы МВФ с целью определения потребности в дальнейшем оказании финансовой помощи и установлении источника финансирования.
В качестве источника финансирования МВФ выступают:
· резервные транши;
· кредитные транши;
· специальное финансирование;
· особые варианты финансирования;
· другие формы финансовой помощи.
Резервные транши рассматриваются как часть международных резервов страны. Государство, входящее в МВФ, занимает резервную позицию, если сумма средств в его национальной валюте на общем финансовом счете Фонда меньше, чем квота этого государства в МВФ.
Государство-член МВФ может рассчитывать на использование резервной позиции в полном объеме, если оно испытывает проблемы с регулированием платежного баланса.
Кредитные транши представляют собой кредиты МВФ, которые выдаются на определенных условиях и установленными долями.
Для финансирования в рамках первой кредитной транши государства-члены МВФ должны продемонстрировать наличие достаточных и разумных попыток по преодолению трудностей, связанных с платежным балансом. Первая кредитная транша составляет 25 % квоты страны в МВФ.
Последующие кредитные транши, превышающие 25% квоты страны в МВФ, предоставляются стране лишь при условии достижения определенных показателей. Такие условия кредитования определяются механизмами резервного соглашения и расширенного кредитования.
Резервное соглашение дает право государству на использование установленного количества ресурсов МВФ в конкретный период времени при выполнении критериев, определенных в рамках программы экономических реформ. Резервное соглашение устанавливается сроком от двенадцати до восемнадцати месяцев и при необходимости может быть продлено до трех лет. Возврат средств, заимствованных у МВФ, происходит в течение от трех лет до пяти лет с момента начала заимствования. Данное заимствование нацелено на преодоление трудностей с платежным балансом.
Расширенное кредитование направлено на устранение проблем, происходящих из-за структурных деформаций в процессе трансформации экономики, которые требуют большого периода времени для разрешения.
Ежегодно страна представляет подробный проект о мерах, которые будут приняты в следующем году. Программа расширенного кредитования длится обычно три года и может быть продлена на один год. Возврат средств осуществляется страной, в течение от четырех с половиной лет до десяти лет с момента заимствования.
Специальное финансированиеосуществляется в рамках расширенного механизма финансирования структурных трансформаций. Данный механизм является основным для предоставления кредитов странам с низкими доходами, которые постоянно испытывают трудности с регулированием платежного баланса.
Для получения специального финансирования страны, нуждающиеся в заимствовании в рамках расширенного механизма финансирования структурных трансформаций, должны при помощи сотрудников МВФ и Всемирного банка разработать Рамочный документ о проводимой политике сроком на три года. Рамочный документ о проводимой политике ежегодно обновляется и определяет экономические цели, поставленные правительством в области макроэкономической и структурной политики, и устанавливает суммарную потребность внешнего финансирования, необходимого для осуществления программы структурных трансформаций.
Займы по специальному финансированию выдаются раз в полгода. Погашение займов осуществляется равными долями раз в полгода, в течение от пяти с половиной до десяти лет после выделения. Процентная ставка по займам составляет 0,5% годовых.
Особые варианты финансирования предполагают своевременную и адекватную реакцию МВФ на происходящие в мировой экономике негативные процессы с целью преодоления возникающих макроэкономических дисбалансов в системе международных экономических отношений. Особые варианты финансирования включают в себя следующие механизмы финансовой помощи:
· программы компенсационного и чрезвычайного финансирования;
· финансирование буферных запасов;
· дополнительное резервное финансирование;
· чрезвычайные кредитные линии.
В настоящее время из особых вариантов финансирования на практике применяются дополнительное резервное финансирование и чрезвычайные кредитные линии.
Дополнительное резервное финансирование предоставляется странам, испытывающим исключительные трудности с регулированием платежного баланса в связи с необходимостью изыскания крупных сумм в короткие сроки. Такая проблема возникает вследствие внезапной утраты доверия к определенному рынку и выражается в давлении на капитальные счета и резервы страны-члена. Использование этой программы предполагает, что проведение серьезных реформ и финансирование бюджетного дефицита поможет справиться с возникшими трудностями.
Суммы, выделяемые по линии дополнительного резервного финансирования, зависят от потребностей государства и его способности возместить эти средства.
Финансирование по данной линии рассчитано на год. При этом выплаты займов производятся, в течение от одного года до двух с половиной лет с момента выделения средств.
Чрезвычайные кредитные линии были введены в 1999 году сроком на два года для стран-членов МВФ, проводящих жесткую экономическую политику в качестве профилактической меры защиты от возможных проблем платежного баланса, которые могут возникнуть из-за мировой финансовой нестабильности. Основная цель данной кредитной линии состоит в предотвращении кризисов посредством:
· создания дополнительных стимулов для принятия членами жесткой политики в области контроля и регулирования долговых отношений, формирования стабильной валютной политики, а также принятия мировых стандартов;
· стимулирования вовлечения частного сектора, с целью сокращения рисков финансовой неопределенности и создания благоприятных условий, обеспечивающих повышение ликвидности МВФ;
· демонстрации готовности МВФ предоставить финансирование члену, пострадавшему от чрезвычайной ситуации.
Данная линия предполагает краткосрочное финансирование членов с целью помочь им покрыть исключительные потребности в финансировании платежного баланса, которые могут появиться вследствие чрезвычайной ситуации на мировом рынке, то есть они обусловлены обстоятельствами вне контроля страны-члена и вызваны неблагоприятным развитием событий на международном рынке капитала (в других странах).
Для получения кредита страна должна соответствовать следующим критериям:
· в момент одобрения Советом директоров открытия чрезвычайной кредитной линии страна-член проводит политику, имеющую малую вероятность вызвать потребность в ресурсах МВФ, и не испытывает сложностей с платежным балансом, связанных с чрезвычайными ситуациями;
· МВФ положительно оценивает экономическое положение в стране и тот факт, что она корректирует свою политику в соответствии с международными стандартами. В частности, страна-член обязана присоединиться к Специальному стандарту распространения данных, и МВФ должен обнаружить существенные шаги к выполнению требований этого стандарта;
· страна-член обязана поддерживать конструктивные отношения с частными кредиторами с целью увеличения активности частного сектора, должна добиться значительного успеха в ограничении подверженности внешним факторам, посредством контроля и регулирования своего внешнего долга и международных резервов;
· страна-член должна предоставить удовлетворительную экономическую и финансовую программу, включая количественно выраженный план, который член обязуется корректировать по мере необходимости.
Когда страна делает запрос о наступлении момента необходимости получения ресурсов по чрезвычайной кредитной линии, Совет директоров в срочном порядке проводит специальный «активизирующий» анализ. Целью такого анализа является потребность убедиться в том, что страна успешно осуществила программу и, тем не менее, серьезно пострадала от кризиса, вызванного чрезвычайной ситуацией, и готова к необходимой корректировке экономической политики.
Главное отличие чрезвычайной кредитной линии от дополнительного резервного финансирования состоит в том, что она является предупредительной мерой и предоставляется тем странам, которые потенциально подвержены кризису, но пока не испытывают его.
Другие формы финансовой помощи включают в себя следующие программы и механизмы финансирование для поддержки фондов стабилизации валюты;
· механизм чрезвычайного финансирования;
· чрезвычайную помощь МВФ.
Финансирование для поддержки фондов стабилизации валюты выступает в качестве программы, направленной на повышение доверия к стратегиям, используемым государством для достижения стабилизации на основе управления валютными курсами, посредством привязки валюты с колебаниями в относительно узких границах. При этом экономическая политика страны должна быть достаточно жесткой с тем, чтобы не приходилось прибегать к использованию стабилизационного фонда для осуществления валютных интервенций.
Механизм чрезвычайного финансирования включает в себя процедуры быстрого принятия решений для оказания помощи в чрезвычайных обстоятельствах: в случае кризиса или угрозы возникновения кризиса с внешними счетами государства, что требует немедленного вмешательства МВФ.
Чрезвычайная помощь МВФ предоставляется государствам, у которых возникли проблемы с состоянием платежного баланса в результате стихийных бедствий. Помощь осуществляется путем покупки валюты, обычно в сумме до 25% квоты, причем страна-член МВФ должна сотрудничать с Фондом для устранения причины дисбаланса. Кроме того, в настоящее время данная помощь также оказывается странам, пострадавшим в результате военных конфликтов, при условии разработки страной количественного макроэкономического плана.
Техническая помощь предполагает содействие странам-членам МВФ в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров посредством следующих органов МВФ:
· Секретариата технической помощи;
· Департамента валютных и обменных операций;
· Института МВФ.
Секретариат технической помощи предоставляет консультации по всем аспектам управления технической помощью и является центром координации технической помощи как в рамках Фонда, так и при сотрудничестве с другими международными организациями.
Департамент валютных и обменных операций обеспечивает оказание технической помощи по вопросам деятельности центральных банков и финансового сектора в целях улучшения валютного менеджмента и правил, регулирующих валютные операции, а также совершенствования финансовых систем государств-членов МВФ.
Институт МВФ осуществляет профессиональную подготовку служащих из государств-членов МВФ.
МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ