Государственная политика перераспределения доходов. Социальная защита населения
Реализация социальной политики требует больших расходов. Средства, необходимые для реализации социальной политики, государство аккумулирует в бюджет через налоговую систему. Социальные расходы в промышленно развитых странах варьируют от уровня чуть ниже половины государственных расходов (например, в Канаде, Великобритании и Соединенных Штатах) и до более двух третей (например, во Франции и Германии). Но эти цифры еще не представляют собой полных государственных расходов на социальные нужды. Значительная часть расходов на здравоохранение и образование финансируется на уровне муниципалитетов или провинций этих стран.
Расходы на социальные нужды, несмотря на их большую значимость, не должны приходить в противоречие с условиями эффективного функционирования экономики, ускорения экономического роста. Таким образом, система налогообложения в стране должна формироваться таким образом, чтобы не снижать трудовую мотивацию и предпринимательскую активность, а социальная политика должна основываться на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.
Это достигается за счет стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставления каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечить доходы и необходимый уровень жизни, а для нетрудоспособных и малоимущих членов общества – обеспечения адресной социальной защиты.
Потребность в социальной защите со стороны государства для конкретного человека наступает в случае, когда он в силу каких-либо обстоятельств не имеет возможности за счет труда извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных жизненных потребностей.
Причины снижения уровня социальной защищенности условно можно подразделить на две группы:
· личного характера (полная или частичная потеря трудоспособности в связи с инвалидностью, временная потеря трудоспособности в связи с заболеванием, увеличением состава семьи, потери кормильца, вынужденный переход на нижеоплачиваемую работу, вынужденная миграция);
· порожденные системными изменениями социально-экономических отношений (снижение реальных доходов в результате инфляции, спада производства, уменьшении доли ВВП, направляемого на потребление, рост безработицы).
Таким образом, под социальной защитой понимается защита человека либо определенных групп населения от социальных рисков, связанных с утратой трудоспособности и/или потери дохода, необходимого для обеспечения средств к существованию. К таким рискам относятся: беременность и роды, содержание детей, болезнь и инвалидность, старость, смерть человека, потеря кормильца, безработица, трудовое увечье.
Социальная защита обеспечивает гражданам доход, либо предоставляет социальные услуги, необходимые для обеспечения их потребностей в определенные периоды жизни.
Понятие социальная защита по-разному рассматривается в разных странах и международных организациях. Иногда в него включают все, что касается социальных условий жизни человека, например, благоприятную экологическую среду, заботу о детях, решение жилищной проблемы. Нередко социальную защиту понимают достаточно узко, сводя ее лишь к пенсионным вопросам и помощи неработающим. Такая разница в подходах объясняется национальными условиями формирования социальной политики, традициями и целевой ориентацией экономики.
Однако, при всем многообразии подходов к пониманию роли социальной защиты, масштабов охвата населения социальными программами можно выделить общую для всех стран с рыночной экономикой функцию социальной защиты – поддержание уровня жизни тех групп населения, которые испытывают отрицательное воздействие рынка или в силу тех или иных причин теряют трудоспособность.
В соответствии со сложившейся законодательной практикой принято относить граждан, не имеющих возможности за счет труда обеспечить приемлемый уровень удовлетворения жизненных потребностей для себя и членов своей семьи, к социально уязвимым (незащищенным) слоям населения. Система социальной защиты призвана создавать определенную защищенность и безопасность социально уязвимых слоев населения.
Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.
Основополагающим документом по вопросам социальной защиты в международном праве является Конвенция Международной организации труда №102 о минимальных нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 году. В данном документе содержится перечень основных видов социальной защиты. Данная конвенция определяет девять видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия по производственному травматизму, пособия по инвалидности, пособия в связи с потерей кормильца, пособия по беременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия. Однако далеко не все социальные проблемы были охвачены в Конвенции. В ней, например, не упомянута защита беднейших групп населения, бездомных, беженцев, хотя этим социальным группам уделяется все большее внимание во многих странах.
На основе рекомендаций Международной организации труда страны вырабатывают свое национальное социальное законодательство. Особенно развито социальное законодательство в странах Северной Европы, наименее - в США, где центр тяжести решения социальных вопросов переносится на коллективные соглашения и систему трудового арбитража.
Несмотря на разнообразные подходы в вопросах социальной защиты, существуют общие принципы ее организации в различных странах.
Первым принципом можно назвать принцип дифференцированного подхода к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности. Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание необходимых надежных гарантий уровня доходов и т.п. Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, зависимости потребления от трудового вклада каждого. Социальными же гарантиями для них являются создание условий для получения трудового дохода, и, прежде всего, гарантий занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита других социальных прав и прав граждан в сфере трудовых отношений.
Вторым принципом является требование того, чтобы механизм социальной защиты создавался на основе совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, предоставляемых обществом каждому члену и обеспечивающих соблюдение его важнейших социальных прав. Иными словами, это принцип перехода от социального иждивенчества к социальным гарантиям. Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов. В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты – это установленные органами государственной власти социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах, имеющих приоритетное значение.
Сфера применения этих стандартов включает основные виды выплат населению: заработную плату, пенсии, стипендии, а также бесплатные и общедоступные услуги учреждений социально-культурной сферы, финансируемые за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. В систему стандартов входят государственные минимальные стандарты в области оплаты труда, социального обеспечения, образования, культуры, социального обслуживания населения, жилья и жилищно-коммунального обслуживания.
Основными задачами установления стандартов являются:
· выравнивание степени удовлетворения потребностей населения в важнейших материальных благах и социально-культурных услугах;
· повышение обоснованности формирования республиканских и местных бюджетов;
· совершенствование бюджетно-финансовых механизмов реализации социальных гарантий граждан;
· совершенствование функционирования учреждений социальной сферы.
Третий принцип системы социальной защиты – принцип интегрированности. Данный принцип определяет фундаментальное требование к системе социальной защищенности, которое состоит в том, чтобы эта система действовала на всех уровнях с четким определением прав, ответственности и функций каждого института гражданского общества. При этом чрезвычайно важно правильно распределить компетенцию между уровнями и институтами.
Как показывает опыт зарубежных стран, защитой нетрудоспособных и социально уязвимых слоев населения занимаются преимущественно местные органы власти, что существенно повышает адресность социальной помощи. В компетенцию местных органов, как правило, входит также организация социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, многодетных и неполных семей, содержание отдельных учреждений социальной защиты за счет местного бюджета.
Важную роль в развитии системы социальной защиты за рубежом играют неправительственные некоммерческие организации. Они объединяют представителей различных общественных движений, социальных или профессиональных групп, ветеранов войны и труда, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, инвалидов, женщин, молодежь, потребителей, предпринимателей. Сюда, например, относятся различные женские ассоциации, организации защиты детей, ассоциации инвалидов и ветеранов, молодежные организации по правам человека, медицинские и врачебные ассоциации, Общество Красного Креста и другие гуманитарные общества.
Хотя неправительственные некоммерческие организации и достаточно разнообразны, все они, однако, имеют общие цели, направленные на снижение уровня бедности, улучшение условий жизни тех или иных категорий людей, защиту их социальных прав, обеспечение их потребностей в области труда, образования, здравоохранения и т.д.
В настоящее время неправительственные некоммерческие организации стали весьма влиятельной силой, защищающей права человека и обеспечивающей людям защиту от различных рисков. Так, например, в системе неправительственных некоммерческих организации в США сейчас работают почти 9 млн. человек, в странах Европейского союза – почти 6 млн., в Японии – более 2 млн.
В отличие от экономики, где основные функции регулируются через рыночные структуры, в сфере социальной защиты господствующее положение занимает государство.
В настоящее время основными компонентамисистемы социальной защиты в странах с рыночной экономикой являются: социальное страхование, общественное вспомоществование (социальная помощь) и социальное обслуживание.
Социальное страхованиеосновано на уплате страховых взносов в форме отчислений от заработной платы. В большинстве стран источниками фондов социального страхования являются взносы наемных работников, нанимателей, а также государства из фондов социальной помощи, финансируемых за счет общих налогов. В Финляндии, Швеции, Италии обязательные взносы уплачивают только наниматели, в Дании финансирование социальных выплат осуществляется из государственных средств, в Австрии, Бельгии, Германии, Великобритании, Франции основное бремя взносов в страховые фонды несут наемные работники. В США практически нет обязательных взносов со стороны нанимателей, основной упор делается на договорные условия.
Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде таких выплат как пенсии, пособия. Право на получение социальных выплат приобретается в зависимости от уплаты страховых взносов и распространяется на лиц, имевших в течение установленного периода времени работу и потерявших ее в связи с болезнью, производственным травматизмом, достижением пенсионного возраста, безработицей, а также потерявших кормильца. Система социального страхования компенсирует указанной категории населения потерю дохода за счет средств фонда социального страхования. В индустриально развитых странах право на социальные выплаты возникает, как правило, при наличии определенного уровня страхового и трудового стажа, выплаты определенного объема страховых взносов.
Под общественным вспомоществованием (социальной помощью)понимается финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей отдельных лиц или групп населения, при котором в качестве ориентира выступает их индивидуальная нуждаемость. Оно направлено на поддержание уровня жизни бедных семей и граждан независимо от уплаты страховых взносов. Социальная помощь рассматривается как временная поддержка и осуществляется как в денежной, так и натуральной форме (например, горячее питание или купоны на оплату продовольственных товаров, лекарств, помощь в уходе за детьми, оплата детского сада, дрова и уголь для отопления, оплата коммунальных услуг и квартирной платы).
Социальное обслуживание предназначено для удовлетворения социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержания его нормальной жизнедеятельности. Система социального обслуживания населения предоставляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание предоставляется как государственными учреждениями, так и коммерческими организациями. Соотношение государственных и негосударственных учреждений социальной инфраструктуры различны и определяются особенностями социальной политики государств.
С точки зрения воздействия на объекты меры социальной защиты реализуются в активной и пассивной формах.
Активные меры воздействуют на причины снижения уровня социальной защищенности с целью их устранения. Широкое использование получили активные формы защиты трудящихся от безработицы: создание дополнительных рабочих мест, переобучение новым профессиям, организация самостоятельной занятости населения. К активным формам относятся также меры по социальной реабилитации инвалидов, социальной адаптации многодетных и неполных семей.
Пассивные меры сводятся к поддержанию уровня жизни социально уязвимых слоев населения. К ним относятся: выплата пособий по безработице, семейных пособий, оказание социальной помощи малоимущим гражданам, беженцам, бездомным, пожилым людям.
Активные меры социальной защиты являются более эффективными, так как интегрируют человека в экономическую жизнь общества, создают условия для экономической свободы личности, степень которой определяется личной трудовой активностью. Вместе с тем, развитие пассивных форм социальной защиты также объективно необходимо, так как при любом уровне социально-экономического развития всегда будут существовать определенные слои общества, применение в отношении которых активных форм является неэффективным, а порой и невозможным.
Система социальной защиты реализуется через систему прав и гарантий. Частные лица могут иметь право на определенные пособия благодаря своей принадлежности к конкретной демографической категории, например, дети или пенсионеры. Они могут также иметь право получать в условиях безработицы пособие из Фонда занятости с учетом нынешнего или прошлого вклада. В большинстве промышленно развитых государств система социальной защиты включает также государственную помощь для обеспечения «социально-гарантируемого минимума».
По уровню гарантий, предоставляемых населению, все системы социальной защиты, существующие в развитых странах мира, можно разбить на две группы: немецкая и английская.
Первая система, называемая «бисмарковской» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные выплаты обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают отчисления от заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты.
Ответственность за финансовое состояние и сохранность средств несут правления касс (фондов). При этом предполагается, что они не должны субсидироваться из бюджетов любого уровня, поскольку налоговое перераспределение, реализуемое на основе бюджетного подхода, противоречит логике трудового (страхового) участия.
Для семей с недостаточными возможностями трудового участия существует национальная солидарность или благотворительность, реализуемая через муниципальные службы.
Вторая система, которая называется «бевериджской» (по имени также ее родоначальника, Бевериджа), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или другим причинам сокращения своих трудовых возможностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, существуют системы обязательного страхования по болезни, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доход всем престарелым независимо от уровня отчислений от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов, поступающих в государственный бюджет. В данной системе преобладает принцип национальной солидарности, концепция распределительной справедливости.
Объем социальной защиты в значительной степени зависит от эффективности экономики страны и социальной направленности политики государства в этой стране.
С учетом различной социальной направленности существуют системы социальной защиты, предполагающие либо защиту всего населения (как, например, в Швеции, Норвегии), либо корпоратистскую защиту (как, например, в Японии, Германии, Франции). С учетом такой общей социальной направленности в ряде стран стало создаваться социальное рыночное хозяйство, которое достигает общественного согласия благодаря тому, что энергию сильных и богатых оно ставит на службу в пользу слабых. Социальное государство – это тип государства, призванного гарантировать каждому определенный уровень жизни (минимум материального и культурного существования) посредством перераспределения доходов и собственности. В соответствии с основным принципом социального государства на первый план выдвигается ответственность общества за условия существования каждого его гражданина.
Основные выводы
1. Социальная политика – это деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.Цель социальной политики государства состоит в формировании социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов, достигнуты социально приемлемые жизненный уровень и качество жизни, имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.
Социальная политика должна обеспечивать возможность самореализации человека, обеспечивая равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей, но для тех членов общества, которые наиболее активны, государство должно создать возможность получать за свой труд больший объем благ.
2. Уровень жизни – сложившийся уровень потребления материальных и духовных благ. При этом потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления, представляют собой объективную необходимость людей в обеспечении своего как физиологического, так и социального существования и развития.
Качество жизни шире, чем уровень жизни и представляет собой уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: как степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и как удовлетворенность самих людей качеством своей жизни.
3. Доходы населения – все виды денежных и натуральных доходов, полученные в виде вознаграждения за работу по найму, доходы от личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности, денежные поступления, полученные в виде пенсий, стипендий и пособий, поступления от продажи личного и домашнего имущества, доходы от сдачи в наем или продажи недвижимости, от продажи сельскохозяйственной продукции, дивиденды.
При исследовании распределения доходов между группами граждан или домохозяйств, строятся кривые Лоренца, рассчитываются коэффициенты Джини и соотношение в доходах между высокодоходными и низкодоходными группами населения или домохозяйств.
4. Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономическое. Чрезмерное неравенство в доходах обусловливает относительно большие масштабы бедности в стране.
5. Бедность - это обусловленное низким уровнем дохода недопустимое лишение необходимых материальных благ. Инструментом определения масштабов бедности является черта (порог) бедности. В Республике Беларусь в качестве порога бедности выступает бюджет прожиточного минимума.
Помимо официального национального порога бедности, устанавливается еще критерий нуждаемости, под которым понимается тот минимальный уровень доходов,который дает право на получение в той или иной форме государственной поддержки (пособий, льгот, помощи в натуральной форме и т.д.).
6. Система социальной защиты предназначена для создания определенной защищенности и безопасности социально уязвимым слоям населения. Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.
Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание необходимых надежных гарантий уровня доходов и т.п. Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, зависимости потребления от трудового вклада каждого. Социальными же гарантиями для них являются создание условий для получения трудового дохода, и, прежде всего, гарантий занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита других социальных прав и прав граждан в сфере трудовых отношений.
7. Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов, которые устанавливаются органами государственной власти как социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах.
8. Основными компонентамисистемы социальной защиты являются: социальное страхование, общественное вспомоществование (социальная помощь) и социальное обслуживание.
Вопросы для самопроверки
1. Кто является объектами и субъектами социальной политики?
2. Почему адресность социальной политики связывается с региональным уровнем ее реализации?
3. К какой модели может быть отнесена социальная политика Швеции?
4. «Уровень жизни населения» и «качество жизни населения – какое из этих понятий шире?
5. Чем отличаются экономическое и социальное неравенства?
6. С какой целью вводится критерий нуждаемости и чем он отличается от порога бедности?
7. Может ли мировое сообщество решить проблему бедности на современном этапе развития цивилизации?
8. Почему возникает необходимость в социальной защите?
9. Что такое вспомоществование?
Тесты и задачи
1. Найдите правильный ответ: абсолютная бедность – это состояние, при котором:
а) люди испытывают недостаток предметов первой необходимости в соответствии с определенными нормативами данного общества;
б) получают доход ниже, чем в среднем по стране;
в) люди сами относят себя к бедным;
г) все приведенные выше варианты ответов верны.
2. Найдите правильный ответ: бюджет прожиточного минимума – это:
а) стоимостное выражение минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья;
б) расходы на удовлетворение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека;
в) количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход;
г) все приведенные выше варианты ответов не верны.
3. Измерение уровня неравенства в распределении доходов населения можно произвести с помощью:
а) построения кривой Лоренца;
б) расчета индекса Джини;
в) определения соотношения в доходах между высокодоходными и низкодоходными слоями населения;
г) все приведенные выше варианты ответов верны.
4. В Беларуси официальный уровень нуждаемости принят на уровне:
а) 50 процентов от величины бюджета прожиточного минимума;
б) 60 процентов от величины бюджета прожиточного минимума;
в) все приведенные выше варианты ответов не верны.
5. Рассчитайте степень неравенства в распределении доходов, если сумма доходов «низшей» квинтильной группы домохозяйств составляет 501,4 ден. ед., а «высшей» квинтильной группы – 940,7 ден. ед.
6. Постройте кривую Лоренца, если доли доходов квинтильных групп домохозяйств, рассчитанные кумулятивно, составляют 14,5 процента, 32,0 процента, 51,0 процент, 72,9 процента и 100,0 процентов соответственно.
7. Если из 6000 обследованных домашних хозяйств 950 домашних хозяйств имеют среднедушевые доходы ниже бюджета прожиточного минимума, а 425 – ниже порога нуждаемости, каковы в стране масштабы бедности (малообеспеченности) и нуждаемости в адресной социальной поддержке.
Литература
1. Морова А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений. Мн.: ИСПИ, 2000. – 176 с.
2. Ванкевич Е.В., Морова А.П., Новикова И.В. Управление региональным рынком труда при переходе к рыночной модели социальной политики в Беларуси. Витебск, 2004.
3. Морова А.П. Социальная защита населения и проблемы бедности в Беларуси // Белорусский экономический журнал. - 1999. - № 1. – С.54-61.
4. Социальная политика: Учеб. Для вузов экон. и неэкон. специальностей/ Под ред. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2002. – 734 с.