Методологические основы классической теории
Рассматривая основы классической теории, важно уточнить, прежде всего, понятие классической школы. Термин «экономисты-классики» в научный оборот впервые ввел К.Маркс, имея в виду главным образом научные изыскания А.Смита и Д.Риккардо. Однако позже западные ученые стали трактовать этот термин гораздо шире, включив в состав представителей «классической школы» Ж.-Б.Сэя, Т.Мальтуса, Н.Сениора, Дж.Милля, А.Маршалла, Ф.Эджуорта, А.Пигу.
Во второй половине XIX в. классическая экономическая теория была развита и усовершенствована представителями нескольких школ неоклассического направления. Обычно выделяют три школы: австрийскую (К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер), лозаннскую (Л.Вальрас, В.Парето), англо-американскую (А.Маршалл, Дж.Кларк).
Представители австрийской школы использовали в экономическом анализе субъективно-психологический подход, сыгравший огромную роль в дальнейшем развитии экономической теории, в том числе в разработке моделей макроэкономического равновесия. Первым, кто наиболее широко использовал психологические мотивы в поведении экономических субъектов для построения макроэкономической теории, был Дж.Кейнс.
Основное направление анализа лозаннской школы – исследование общего равновесия, которое охватывает все рынки и в рамках которого определяются все цены на товары и факторы производства, все объемы производства товаров и предложение факторов производства. Наиболее видный представитель этой школы – Л.Вальрас, которого Й.Шумпетер назвал «величайшим из всех экономистов», сформулировал закон, получивший его имя (закон Вальраса), согласно которому если при данных n рынках n-1 рынков находятся в состоянии равновесия, то и последний рынок должен также находиться в равновесии, поскольку не может существовать излишек спроса или предложения на товары (включая деньги).
Леон Мари (Эспри Вальрас)(1834–1910), швейцарский экономист Главный труд Вальраса – Элементы чистой политэкономии (Eléménts d'économie politique pure, 1874–1877), в котором он построил математическую модель экономики, связавшую воедино капитал, производительные силы, товары, цены и денежное обращение (система экономического равновесия) и разработал теорию поведения потребителей. Среди трудов Вальраса – Математическая теория общественного богатства (Théorie mathématique de la richesse sociale, 1883); Теория денег (Théorie de la monnaie, 1886); Очерки общей экономики (Études d'économie sociale, 1896); Очерки прикладной политэкономии (Études d'économie politique appliquée, 1896). Идеи и концепции Вальраса оказали значительное влияние на развитие экономической мысли 20 в.
Англо-американская школа состоит из двух самостоятельных школ. Наиболее значительной является, безусловно, английская школа, представленная А.Маршаллом. Фундаментальная идея работ А.Маршалла состоит в том, что спрос и предложение определяют равновесные рыночные цены. А.Маршалл критиковал и классическую, и австрийскую школы, утверждая, что обе они страдают односторонним взглядом на формирование цены. Он обосновал, что и полезность, которой первостепенное значение придавали австрийские экономисты, и издержки производства, находившиеся в центре внимания классической теории цены, играют важную роль в механизме рыночного ценообразования. Однако в его модели цена товара определяется силами спроса и предложения, действующими как «два лезвия ножниц». За спросом стоит предельная полезность, определяющая цену спроса покупателей, а за предложением – предельные усилия и потери, определяющие цену предложения продавцов. При анализе издержек А.Маршалл разделял «денежные издержки производства» и «реальные издержки производства», а вторые определял как антиполезность (тягость) труда и потери или ожидания, связанные с получением капитала. Он впервые ввел в экономическую науку понятие эластичности спроса для описания чувствительности спроса на товар к изменениям цены. Его заслугой было также выделение принципиально различных периодов времени, в течение которых действуют силы, стремящиеся установить равновесие, и четко сформулировал неоклассический принцип организации хозяйственной жизни: экономика должна развиваться вне политических влияний, вне государственного вмешательства.
Альфред Маршалл (l; 1842–1924) – английский экономист, лидер неоклассического направления в экономической науке. Главным вкладом Маршалла в экономическую науку является соединение воедино классической теории и маржинализма. Он считает, что рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности товара и предельных издержек на его производство. Графическим эквивалентом данного положения является знаменитый график, именуемый «крест Маршалла» или «ножницы» Маршалла Дж.М.Кейнс считал, что общая идея, лежащая в основе утверждения Маршалла о том, что ценность устанавливается на равновесном уровне спроса и предложения является эквивалентом системы Вселенной Коперника. Маршалл ввел в экономическую теорию категории: «эластичность спроса», «излишек потребителя».
Американская школа представлена, прежде всего, Дж.Кларком, которого иногда называют американским маржиналистом за самостоятельно разработанную теорию предельной производительности факторов и использование ее при исследовании распределения богатства в обществе. Согласно его концепции распределение общественного дохода регулируется «естественным законом», воздающим представителям каждой из социальных групп в соответствии с «принципом справедливости».
Фундаментальным постулатом докейнсианской экономической теории – «классической теории», по определению Дж.Кейнса, было утверждение, что экономика всегда тяготеет к естественному уровню реального выпуска продукции[3]. В наиболее простом виде это положение выражается в принципе, сформулированном Ж.Б.Сэем: « Продукты обмениваются на продукты». Этот принцип явно или неявно присутствовал в теориях почти всех экономистов классического направления и был назван Дж.Кейнсом «закон рынков» Сэя, суть которого в том, что предложения создает соответствующий спрос.
Жан Батист Сэй– (1767–1832). Профессор политэкономии. В своих сочинениях Сэй рассматривал в отдельности каждый вид дохода, но интерес представляет лишь его трактовка прибыли.Так как прибыль распадается на ссудный процент и предпринимательский доход, то первый присваивается капиталистом как собственником капитала, второй - капиталистом как руководителем предприятия. Для Сэя предпринимательский доход не просто род заработной платы, которую мог бы получать и наемный управляющий. Это – вознаграждение за особую и очень важную общественную функцию, суть которой – рациональное соединение трех факторов производства. В теории Сэя прибыль предстает как естественное порождение капитала, а рента – как естественное порождение земли. И то и другое совершенно независимо от общественного строя, от классовой структуры, от формы собственности. Эта концепция представляет экономический процесс как гармоническое сотрудничество равноправных факторов производства.
Объяснение предпринимательского дохода организующей ролью предпринимателя было подхвачено впоследствии кембриджским экономистом А.Маршаллом. Й.Шумпетер использовал другой мотив Сэя – роль предпринимателя как новатора, носителя технического прогресса. Наконец, американец Ф.Найт писал, что предприниматель несет 'бремя неопределенности', или, проще говоря, риска, за что должен быть особо вознагражден. В 1803 г. Сэй опубликовал «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства», где изложил гипотезу, что перепроизводство товаров и экономические кризисы невозможны. Производство приносит доходы, на которые покупаются товары соответствующей стоимости.
Совокупный спрос в экономике всегда равен совокупному предложению (Закон Сэя). Могут возникать лишь частичные диспропорции: одного товара производится слишком много, другого – слишком мало. Но это выправляется без всеобщего кризиса.
Скоро вокруг 'закона Сэя' (тогда он еще не носил этого громкого названия) развернулась бурная дискуссия. В ней приняли участие крупнейшие ученые-экономисты той эпохи, в том числе Рикардо, Сисмонди, Мальтус и Джеймс Милль.
Таким образом, классики предполагали, что рыночные механизмы в состоянии обеспечить долгосрочное общее экономическое равновесие, определяемое доступными ресурсами, технологией, а также желанием работать, т.е. условиями, которые определяют границу производственных возможностей экономической системы. В высшей точке делового цикла экономика могла несколько превысить границу производственных возможностей, что было отчасти следствием использования сверхурочной рабочей силы, а отчасти – отрицательным значением циклической безработицы. В периоды спада экономика достигает параметров, величины которых меньше предусматриваемых границей ее производственных возможностей, но это временные трудности.
Возвращающим экономическую систему к ее естественному уровню реального объема производства (макроэкономическому равновесию), по мнению классиков, является механизм гибких цен, заработной платы и процентной ставки, и в условиях совершенной конкуренции распределение доходов таково, что совокупный спрос на благо всегда достаточен для реализации всего произведенного продукта. Эластичная заработная плата исключает длительную вынужденную безработицу. Конкуренция между неработающими за рабочие места способствует установлению такой заработной платы, при которой предпринимателям выгодно нанимать всех желающих на работу. Следовательно, заработная плата установится на уровне, обеспечивающем полную занятость. Рыночная экономика самостоятельно поддерживает макроэкономическую стабильность, и вмешательство государства не требуется.
Однако классическая теория не отрицает, что в краткосрочном периоде существует некая инерция в установлении цен и заработной платы, но в долгосрочном периоде они обладают гибкостью, реагируют на изменение конъюнктуры и обеспечивают макроэкономическое равновесие при полной занятости.
Краткосрочные и долгосрочные аспекты в экономике вытекают из гипотезы естественного уровня и состоят в следующем: изменение совокупного спроса оказывает влияние на объем производства и занятость лишь в краткосрочном периоде, а в долгосрочном – экономика возвращается к естественным уровням объема, занятости и безработицы.
Механизм оживления экономической активности, развернувшейся после спада, как он представляется в классической теории, основанной на предположении о гибкости цен, рассмотрим с помощью графика (рис.2.1).
Представим, что экономика находится в состоянии равновесия в точке К0. Уровень цен на продукцию и ресурсы Р0, реальный объем производства соответствует своему естественному уровню У0, а запланированные расходы (доходы), достаточные для того, чтобы полностью «поглотить» всю продукцию, представлены в виде кривой спроса АD1. Если запланированные расходы при любом уровне цен сокращаются, то кривая спроса сдвинется в положение АD2, и при уровне цены Р0 его уже недостаточно, чтобы поглотить весь объем продукции. В результате происходит аккумуляция запасов, цена падает, растет безработица. Экономика «скользит» вдоль краткосрочной кривой совокупного предложения АS1 из точки К0 до К1, однако подобная ситуация не может длиться долго. Конкуренция между безработными и владельцами используемых ресурсов приводит к общему снижению цен на ресурсы. Как только цены на ресурсы падают (этого ожидали фирмы), вся кривая совокупного предложения сдвигается вниз (АS2). При этом экономическая система в целом также перемещается вниз вдоль кривой совокупного спроса в новое равновесное состояние, для которого характерен естественный уровень реального объема производства Y0. В точке пересечения АS2, АD2 и кривой совокупного долгосрочного предложения (К2) реальный объем возвращается на свой естественный уровень, то же происходит и с безработицей, и только цены на ресурсы и продукцию продолжают испытывать постоянное давление.
Многие положения классиков приобрели особую актуальность в наши дни, особенно после кризиса экономической политики, опиравшейся на концепцию ортодоксальных кейнсианцев. В результате появилась и оформилась в качестве самостоятельного научного направления новая классическая теория, включающая большую часть основных идей своих создателей. Корни современного монетаризма, теории рациональных ожиданий и других направлений современного экономического анализа также глубоко уходят в классическую теорию, и было бы неправильно рассматривать их как просто важный этап в истории экономической мысли.