Издержки в краткосрочном периоде.

Есть краткосрочный период и долгосрочный период. В долгосрочном периоде могут изменяться производственные мощности.

Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru

Рис. 4.2. Кривые издержек

Кривые, изображенные на графике являются средними величинами различных издержек. Постоянные издержки на единицу продукции, т.е. удельные постоянные издержки (АТС) падают по мере наращивания выпуска продукции, т.к. их абсолютная величина неизменна. Переменные издержки (кривая АVC), т.к. сначала сказывается эффект масштаба, но затем удельные переменные издержки начинают расти, т.е. начинает действовать закон убывающей отдачи. Кривая совокупных издержек (АТС) падает быстрее, чем каждая из ее составляющих. Пока предельные издержки меньше средних издержек АТС имеет место уменьшение средних издержек, которое будет продолжаться до тех пор, пока последний прирост предельных издержек будет меньше чем в предыдущих. В точке К при пересечении МС и АТС имеет место минимум средних издержек. Правее точки К удельные валовые издержки растут. Отсюда следует, что в точке К рыночная цена равна средним валовым издержкам. Эта точка называется точкой безубыточности или критический объем производства. При падении рыночной цены ниже точки К предприятие начинает покидать отрасль. В точке В продажная цена равна удельным переменным издержкам. В данном случае предприятие будет объявлено банкротом.

Издержки в долгосрочном периоде.

Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru В этом периоде могут измениться объем оборудования и производственная инфраструктура. Поэтому все издержки в условиях долговременного периода являются переменными. При расширении фирмы произойдет изменение валовых издержек.

Валовые издержки на ед. продукции

Количество продукции

Рис. 4.3. издержки в долгосрочном периоде

Минимизация издержек.

На долговременном этапе, если увеличились производственные мощности, перед фирмой стоит проблема нового соотношения факторов производства. Суть этой проблемы состоит в том, чтобы обеспечить заранее заданный объем производства продукции с минимальными издержками. Для исследования этого процесса примем, что имеются два фактора производства: капитал (К) и труд (L).

Цена труда определяется на конкретных рынках и равна ставке заработной платы (W).

Цена капитала равна арендной плате за оборудование (R). Предположим, что все оборудование не приобретается фирмой, а арендуется. Цены на капитал и на труд постоянны. Издержки производства могут быть представлены в виде изокосты. Под ними понимаются всевозможные сочетания труда и капитала, которые имеют одинаковую общую стоимость, или сочетание факторов производства с равными валовыми издержками.

Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru

Рис. 4.4. Минимизация издержек

TC = W + rK - уравнение изокосты.

Q – заданный выпуск продукции.

Фирма не может избрать (как вариант) изокосту С0, т.к. нет такого сочетания факторов, которое обеспечило бы выпуск продукции Q. Заданный объем производства может быть обеспечен при расходах С2 в точках с координатами (K1;L1) и (K2;L2), но в этом случае издержки не будут минимальны, а в точке N решение будет эффективным, т.к. при этом наборе факторов производства обеспечивается минимилизация издержек. Все сказанное выше верно при неизменных ценах. Предположим, что цена К увеличилась, тогда угол наклона изокосты (определяемый по формуле W/N) уменьшится, а кривая С1 станет более пологой. В связи с увеличением цены на капитал фирма заменит капитал трудом.

(МРТС) Предельная норма технологического замещения – это то количество, на которое за счет использования дополнительной единицы труда могут быть сокращены затраты капитала при неизменном объеме производства. Эта норма технологии замещения обозначается МRТС, и она равна угловому коэффициенту изокосты с обратным знаком.

Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru

Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru

где МР – предельный продукт капитала или труда.

Из последнего уравнения следует, что при минимальных издержках каждый дополнительный рубль, затраченный на производственные факторы, дает равное количество производимой продукции. Следовательно, фирма при данных условиях может выбирать между факторами производства и покупать более дешевый фактор.

ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция.Олигополия. Монополия.Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции и монополии.

Типы рыночных структур.

1. Совершенная конкуренция.

2. Монополистическая конкуренция.

3. Олигополия.

4. Монополия.

5. Монопсония.

Совершенная конкуренция:

При ней большое количество небольших по размеру фирм, которые конкурируют между собой.

Характеристики:

· Атомизация рынка, т.е. такое большое число покупателей и продавцов, что они полностью подчинены влиянию рынка.

· Стандартная продукция, спрос на продукт абсолютно эластичен.

· Прозрачность рынка, т.е. свободный доступ к информации.

· Свободный вход в отрасль.

· Отсутствие рыночной власти продавцов.

Монополистическая конкуренция:

Там продавцы дифференцируемого продукта конкурируют за объём продаж.

Характеристики:

· Дифференциация продукта, т.е. продукт каждой фирмы обладает отличными способностями, но это не мешает замещению продукта одной фирмы другим.

· Сегментация рынка, т.е. у каждой фирмы своя кривая спроса.

· Много продавцов.

· Много покупателей.

· Отсутствие барьеров на входе.

Олигополия:

Немного продавцов конкурирующих за объём продаж.

Характеристики:

· Ограниченное число фирм.

· Высокая конкуренция рыночного предложения у отдельных фирм.

· Много покупателей.

· Затруднённый доступ на рынок.

· Стратегическое поведение продавцов.

Монополия:

Рынок, где единственный продавец и много покупателей.

Характеристики:

· Один продавец.

· Множество покупателей.

· Отсутствие товаров заменителя.

· Высокий барьер входа.

· Отсутствие стратегического поведения.

Монопсония:

Когда множеству продавцов соответствует один покупатель.

Совершенная конкуренция.

Спрос у такой фирмы совершенно эластичен и кривая спроса горизонтальна.

Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru Р

Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru D

Q

Рис. 5.1. Спрос при совершенной конкуренции

Такая форма говорит о том, что любая фирма может продать любое количество продуктов по равновесной цене или ниже неё.

Обычно рыночная цена для такой величины постоянна.

Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru А условие максимизации прибыли это равенство цены предельным издержкам:

Р = МС

Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru TR

ТС,ТR

Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru

Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru ТС

 
  Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru

Издержки в краткосрочном периоде. - student2.ru

Q

q1 q2 q3

Рис. 5.2. Максимизация прибыли при совершенной конкуренции

На первоначальном этапе, где общие издержки ТС превышают общий размер выручки TR , фирма несёт убытки. При объёме выпуска q1 появляется безубыточное правило: ТС = TR. Выпуск, превышающий q1, приносит прибыль, она достигает max при объёме выпуска q2, в этой точке выполняется условие MR= MC= P. Дальнейшее наращивание выпуска ведёт к снижению прибыли и к исчезновению.

Монополия

Монополии бывают открытые, закрытые, естественные.

Закрытые: когда монополистическое положение защищено законодательно (почта, телеграф, служба скорой помощи).

Открытые: когда монополия это результат авторских достижений самой фирмы (новый продукт или технология).

Естественные: когда при единственном производстве достигаются наименьшие средние издержки.

Условие максимизации прибыли:

МС = MR

Монополистическая конкуренция: при ней кривая предложения не существует, и фирма оптимизирует свой выпуск при объёме, который обеспечивает max превышение совокупной выручки над совокупными издержками.

Олигополия бывает чистой и дифференцированной. При чистой рынок стандартизирован и а при дифференцированной - дифференциация продукта, например, рынок бытовой техники.

При олигополии фирма может выбрать одну из двух стратегий: кооперативную и некооперативную.

При кооперативной продавцы осуществляют соглашения в отношении цены и объёма выпуска. Пример, картель - группа фирм объединенных соглашением о цене и разделе рынка с целью получения монопольной прибыли.

РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Рынок факторов производства. Закон редкости. Спрос на факторы производства. Предложение факторов производства.

Рынки факторов производства – это сфера товарооборота таких ресурсов как земля, природные ископаемые и искусственные сырьевые ресурсы. Также сюда включают интеллект, знания, информация и способы их передачи. Движение этих факторов производства происходит благодаря рынкам денег и ценных бумаг, а регулируется это движение экономической политикой государства. Согласно рыночным законам земля, природные ископаемые и производные от них факторы производства являются ограниченными благами, т.е. действует закон редкости, поэтому необходимо оценивать каждый ресурс как фактор производства. В рыночной экономике существует тенденция роста ресурсных затрат и снижение доходности. Противодействует этому следующими способами:

1) взаимозамещение ресурсов;

2) минимизация издержек производства;

3) обеспечение предельной доходности любого ресурса;

4) достижение экономического равновесия предельных издержек и предельного дохода (MC = MR).

Государство при этом должно четко определить законодательство на собственность, а это означает наличие собственников, получающих соответствующие доходы: собственность на землю, на сырьевые ресурсы и на недвижимость дает правовое обоснование для получения таких доходов как рента и арендная плата. Законодательная база для труда работника предоставляет либо в частном предпринимательстве, либо в виде свободной интеллектуальной деятельности. Здесь формируется группа получателей доходов по труду. Работа по найму дает право на получение такого дохода как заработная плата. Предприниматели получают доход от прибыли, а люди с особыми талантами получают особо высокие доходы в сфере искусства, спорта, науки и т.д. Собственность на любые материально-технические ресурсы и на факторы производства также позволяет получить доход в виде прибыли или процентов, но если только используется в сфере предпринимательства. Использование таких активов как деньги и ценные бумаги тоже приносит доход, а именно деньги могут выступать в роли ссудного капитала и приносить доход в виде процентов, акции, облигации тоже приносят доход в виде процентов.

Наши рекомендации