Нарушение рыночного равновесия цен.
Равновесная цена может изменяться. Иногда невозможно предвидеть когда это произойдет, а иногда можно (в случае налогообложения). В этом случае точка равновесия смещается. Не нарушая законов спроса и предложения. Налог – это один из экономических рычагов регулирования рынка. Занимается налогообложением государство. Последствие налогообложения отрицательно, как для потребителя, так и для производителя. Выражаются они в увеличении цены товара с одной стороны. А с другой – сокращается объем производства.
Рис. 2.14 нарушение рыночного равновесия цен
Возросшая цена от РЕ1 до РЕ вызывает сокращение спроса QE; QE1 , Производители сократят производство. При этом нарушение законов спроса и предложения не произошло, т.к. точка равновесия просто переместилась на новый уровень. Но при более высокой цене. При налогообложении кривая спроса не смещается, т.к. спрос не изменяется. Точка Е перемещается на более высокий уровень только за счет смещения кривой предложения. Новая равновесная цена РЕ больше за счет включения налога, больше чем цена товара. Налог платит производитель, но основную часть налога платит покупатель. Производитель платит объем = A E PES1; a V = E E1PE1PE – платит покупатель.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Поведение потребителя. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение. Эффект дохода и эффект замещения.
Теория потребительского поведения.
Основу этой теории составляет теория предметной полезности. Отмечаются они по следующим пунктам:
1) Предельная полезность есть ориентация всего многообразия товаров, а не только тех, которые выбирает потребитель.
2) В случае потребительского выбора не требуется абсолютного измерения потребительской полезности. В основу положено относительное измерение.
Стоимость товаров определяется без привлечения категории абстрактный труд.
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынках. Потребительское поведение обусловлено доходами людей, которые распределяют в соответствии с личными представлениями о максимальной полезности покупаемых благ.
Поведение людей в сфере распределения собственных доходов индивидуально и субъективно, но из индивидуальных кривых спроса складывается совокупный спрос, который уже определяет предложение товара.
Кривые безразличия.
ABCD – кривые безразличия.
Обычные люди стремятся обеспечить равновесие в собственном потреблении разнообразных благ при определенных размерах дохода. Теория потребительского поведения, равновесие потребления описываются графиками бюджетного ограничения КМ и кривыми безразличия ABCD.
Рис. 3.1.Кривые безразличия
Бюджетное ограничение или личный доход – это денежный доход потребителя в пределах которого он может предъявлять спрос на отвечающие его запросам товары.
На рисунке представлена альтернатива между двумя группами товаров: пищей и одеждой. Равновесие потребления этих товаров будет формироваться в пределах фиксированного для каждого момента времени личного денежного бюджета. Линия потребительского поведения (бюджета) представлена тоже кривой КМ. Точка Е минус точка равновесия потребления, где кривая безразличия С соприкасается с линией бюджетного ограничения. Кривые безразличия (кривые равных полезностей) показывают все комбинации потребления одежды и пищи, которые имеют для потребителя одинаковую полезность. Кривые А и В расположены ниже кривой бюджета и указывают на неполное его использование. Кривая D проходит за пределами бюджетного ограничения, т.е. Потребление на этом уровне превышает возможности дохода, т.е. в точке Е – максимальная полезность. Для потребителя ситуация может измениться либо в случае смещения бюджетной кривой справа вверх (если доходы вырастут), либо если снизятся цены.
Смещение точки равновесия произойдет в том случае, если изменится цена товара одной из рассматриваемых групп. Это показывает эффект дохода или эффект замещения. Исходя из величины собственного бюджета потребитель стремится:
1) максимизировать полезность благ приобретаемых на свой доход, руководствоваться собственными представлениями о полезности благ;
2) осуществлять расходы в пределах собственного бюджета (бюджетной линии) с учетом рыночных цен (При этом потребитель безразличен к выбору и сочетанию товаров, имеющих одинаковую полезность). Отказ от одного товара компенсируется потребителем путем замещения другим товаром. Могут существовать несколько сочетаний пищи и одежды, которые приемлемы для данного потребителя, потому что они обладают одинаковой полезностью. Каждая из точек пересечения фиксирует соответствующий ей определенный набор товаров. Потребитель выбирает одну из этих точек. Эта точка становится равновесной для данного потребителя, каждый потребитель как бы перемещается по собственной бюджетной кривой. Правило потребительского поведения состоит в том. Чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приобретаемые блага приносила одинаковую предельную полезность.
(предельная полезность набора х) = (предельная полезность набора у)
(цена набора х) (цена набора у)