Ирины Аскербиевны Чередниченко

Лекции

Ирины Аскербиевны Чередниченко

по дисциплине

«Экономическая теория»

Для бакалавров

вечернего факультета ВПИ

Содержание

1. Предмет и метод экономической теории …………………….3

2 Кривая производственных возможностей……… ……………4

3. Производственная функция (изокванта)……..………………...5

4. Предельная норма технологического замещения …… …6

5. Экономические отношения (японская, шведская, германская и другие модели)……. ………………………………………………6

6. Основные этапы развития экономики…………………….8.

7. Собственность и ее формы (приватизация)………….…… 11

8. Трансакционные издержки………………………………… 12

Микроэкономика

9. Спрос и предложение …………………………………….13.

10.Рыночное равновесие…………………… …………… .. 15

11. Излишек потребителя…………… ……….…… ……..…16

12. Эластичность …………………………… .…… ……..…16

13. Полезность… …………………………………………… .. 17

14. Кривые безразличия ……………………… ………… .. 17

15. Закон Энгеля…………… ……………………………… …. 19

16. Кривая цена-потребление……………………………… …19

17. Закон убывающей доходности…………… ………… 20.

18 Издержки. Прибыль. Выручка……………………………… .21

19. Типы рыночных структур (Монополия ,олигополия, совершенная и монополистическая конкуренции)……………21

20. Рынок труда и зарплата………………………….………… 23

21. Рынок природных ресурсов (земля, дифференциальная рента) 24

22. Капитал и его виды……………………………………..….26

23. Внешние эффекты экономической деятельности….……….27

24. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни………………..28

25. Квинтильный и децильный коэффициенты…………… 29

Макроэкономика

26. Макроэкономические показатели (ВНП, ВВП. ЧНП и т.д.) 29

27. Совокупный спрос и совокупное предложение……..…… .30

28. Склонность к потреблению и склонность к сбережению….31

29. Инвестиции………………………………… ……………….32

30. Безработица…………………………… …………………….33

32. Инфляции, кривая Филипса………………………………….35

33. Деньги…………………………………………………………36

34. Фазы экономического цикла…………………………………38

35. Экономический рост………………………………………….40

36. Бюджетно-налоговая политика государства……………… .40

37. Банковская система………… ……………………… 44

38. Кредитно-денежная политика…………… ………………46.

39. Виды таможенных пошлин……………………… ………….49

Предмет и метод экономической теории

Объектом изучения экономической науки является экономика как особая сфера жизнедеятельности людей.. Термин «экономика» в переводе с греческого означает управление хозяйством. Экономика как особая область жизнедеятельности это область специфических отношений людей. Именно люди принимают решения и делают выбор, распределяют доходы и т.д.

Независимо от вида отношений, в которых осуществляется экономическая деятельность, от типа национальной экономики, в экономике всегда решается три проблемы:

1. что производить. Т.е., какие потребности будут удовлетворяться.

2. как производить. Технологии производства, издержки производства, комбинации факторов производства.

3. для кого производить. Это проблема распределения созданного ресурса.

Экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение их потребностей.

Потребности – исходный пункт экономической. деятельности, их удовлетворение – конечный результат.

Ресурсы – это имеющиеся возможности для создания благ и удовлетворения потребностей. Ресурсы многообразны:

- природные ресурсы, т.е. имеющиеся у общества запасы полезных ископаемых, благоприятные условия для сельского хозяйства, выгодное географическое положение;

- ресурсы, накопленные предыдущими накоплениями для производственной деятельности и потребления, т.е. имеющиеся предприятия, транспорт, жилые дома и т.д.

- людские ресурсы с их опытом, квалификацией.

Или еще их называют земля, капитал, труд и предпринимательские способности.

Экономические законы бывают:

-специфические – характерны для конкретных форм хозяйствования (например, распределение по труду)

-особенные – характерны для определенной исторической эпохи (закон стоимости)

-общие – характерны для всех исторических эпох (закон увеличения потребностей.

Методы в экономической теории

Метод научной абстракции – выделяет главное при абстрагировании от всего несуществующего.

Логический метод – обоснование правил перехода от одних к другим.

Метод анализа и синтеза.

Анализ – разделение целого на отдельные составные части.

Синтез – соединение отдельных частей в целое.

Метод индукции и дедукции.

Индукция – движение от отдельных факторов к общему выводу.

Дедукция – выдвижение гипотез и проверка их на фактах; от общего к частному.

Производственная функция.

Сдвиг кривой производственных возможностей наглядно показывает, что чем большим объемом ресурсов обладает экономика, тем больших результатов она может достичь.

Подобная зависимость между количеством использованных факторов производства и максимально возможным объемом выпуска продукции называется производственной функцией.

Любая фирма имеет свою производственную функцию.

В общем виде ее можно записать:

y = f (a1,a2,...an), (4.1)

где у – объем производства продукта; a1, a2... an – примененные факторы производства.

Деятельность фирмы в условиях рыночного ценообразования на факторы производства строится на экономических расчетах предельной эффективности затрат и выпуска продукции. Критерием здесь выступает предельная доходность ресурсов. Она измеряется показателями изменения доходов фирмы от продажи выпускаемой продукции, произведенной с помощью использования дополнительной единицы каждого ресурса. Рыночное ценообразование на факторы производства формирует условие, укладывающиеся в классической модели поведения фирмы. В экономической теории эта модель называется закон затраты – выпуск и представляет собой систему инженерных расчетов производственной организации. При этом каждая фирма осуществляет экономические расчеты объема выпуска продукции и количество необходимых для этого ресурсных затрат. Это и есть расчет производственной функции. Производственную функцию можно записать в следующем виде:

Q = (L,C),

где: Q – объем выпуска продукции;

L – количество используемого труда;

С – объем капитала.

Изокванта – кривая, показывающая все возможные комбинации производственных факторов, которые дают постоянный (одинаковый ) объем выпуска. В двухфакторной модели производства (капитал –К и труд – L) каждая изокванта показывает объем выпуска Q для каждой отдельной комбинации факторов.

Предельная норма технологического замещения –

(МRTSLK) – показатель пропорции, в которой должна происходить замена одного фактора производства другим при сохранении неизменного объема выпуск. Например, при замещении капитала трудом (MRTS) показывает величину капитала, которую может заменить каждая единица труда, сохраняя пр этом объем выпуска без изменений. Она определяется как абсолютоне значение углового коэффициента изокванты. – наклон касательной в любой из точек.

МRTSLK = - ∆K/∆L = MPL/ MPK

Экономические отношения

1. Взаимодействие людей в хозяйственной жизни. Хозяйственная деятельность людей предполагает наличие социальных связей.

На эти связи существенное влияние оказывают отношения собственности, так как за ними стоят экономические интересы как отдельных людей, групп, так и общества в целом.

Экономический интерес – это побудительный мотив, стимул человеческой хозяйственной деятельности в каком-либо направлении.

Среди огромного количества фактов, явлений, связей объективного характера можно выделить наиболее существенные, предопределяющие действия и развитие многих хозяйственных процессов и даже экономики в целом. Их принято называть экономическими законами.

Экономический закон – это объективно необходимые, устойчивые и массово повторяющиеся связи и взаимозависимости между явлениями и процессами, происходящими в хозяйственной деятельности людей.

2. Экономические отношения и их структура. Объективные экономические законы представляют собой ядро экономических отношений.

Экономические отношения – отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг.

Существуют три группы носителей экономических отношений в рыночной экономике: а) производители и потребители; б) продавцы и покупатели; в) владельцы и пользователи благ. В целом экономические отношения между людьми характеризуют их имущественное положение в обществе.

Типы экономических систем.

В самом общем виде можно выделить четыре основных типа экономических систем.

При традиционной системе в экономике сильны национальные исторические традиции и обычаи хозяйствования, которым присущи натурализация хозяйственной деятельности и сословность.

При планово-хозяйственной системе государство регламентирует хозяйственную деятельность.

При рыночной системе центральную роль играет не государство, а рынок. В целом эта система основана на частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Германская модель – модель социального рыночного хозяйства, которая с расширением конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной структуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

Собственность и ее формы

Стратегическая цель переходного периода в России – это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики являются:

а) преобладание частной собственности;

б) создание конкурентной среды;

в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста;

г) эффективная система социальной защиты;

д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика

В российской приватизации выделяются два этапа.

- Первый из них пришелся на 1992 г. – первую половину 1994 г.

С середины 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу.

Приватизация применялась в странах с рыночной и переходной экономикой во всем мире

Основные организационно-правовые формы предпринимательства в РФ:

– индивидуальный предприниматель (ПБОЮЛ);

– хозяйственное товарищество:

· полное товарищество,

· товарищество на вере;

– хозяйственное общество:

· общество открытого типа,

· общество закрытого типа.

По формам управления:

1) собственность государственная:

– межгосударственная,

– национально-государственная,

– муниципальная;

2) собственность акционерного общества;

3) собственность кооператива;

4) собственность хозяйственного объединения:

– «чистая»,

– «смешанная»;

5) собственность совместного предприятия;

6) собственность личная

Трансакционные издержки – это издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.

Увеличение издержек, связанных с приведением в действие институтов, развитием организаций, расширением многообразия форм и правомочий реализации собственности, выявило проблему трансакционных издержек.

В узком смысле под трансакционными издержками подразумевают время и усилия, затрачиваемые на совершение сделки. Величина издержек зависит от числа участников, их месторасположения относительно друга. В эк. литературе часто их определяют так:

Это издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контрактов. Общим для всех определения является то, что это издержки, прямо не связанные с процессом производства.

Делятся на :

- издержки поиска информации

- издержки ведения переговоров

- издержки измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг

- издержки спецификации и защиты прав собственности

Издержки защиты от оппортунистического поведения (недобросовестное поведение, направленное на получение односторонних выгод).

В условиях трансформации учитывают трансакционные издержки, направленные на ликвидацию старых институтов и создание новых.

МИКРОЭКОНОМИКА

Спрос и предложение

Понятие рынка. В экономической теории рынок – это сфера экономических отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.

Рыночный спрос-это форма поведения потребителей, отражающее их готовность платить за преобразование блага.

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Величина рыночного спроса-максимальное количество данного блага, которое готовы купить потребители, при текущей цене блага в единицу времени.

P, y

           
  Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru
 
    Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru
    Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru
 

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru 40

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru 30 D

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru 20

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru 30 60 90 120 180 x, Q

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru

Где P – цена, Q – количество проданного товара.

Функция спроса всегда обратная.

Факторы, влияющие на изменение спроса:

a) Изменение величины спроса. Происходит движение вдоль графика.

b) Изменение спроса. Смещение самой линии графика вправо или влево, параллельно самой себе

Факторы изменения спроса:

· Цена

· Численность населения

· Доходы потребителей

· Цена заменителя блага

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Изменение спроса: Р

 
  Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru увеличение

 
  Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru уменьшение

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Q

Предложение.

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, А ЗНАЧИТ ЭТО ВЕЛИЧИНА (ОБЪЁМ РЫНОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ) – ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БЛАГА, КОТОРОЕ ЖЕЛАЮТ И СПОСОБНЫ ПРЕДОСТАВИТЬ НА РЫНОК ВСЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ В ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ.

Предложение связано с затратами, поэтому желание производить зависит от цен, как сырья, так и конечной продукции. Поэтому зависимое предложение от цены – прямая.

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Р

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru S - предложение

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Q

ФАКТОРЫ СДВИГАЮЩИЕ (ИЗМЕНЯЮЩИЕ) КРИВУЮ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Цены факторов производства оказывают наиболее существенное влияние на изменение предложения.

2. Технологии обусловливают эффективность использования производственных ресурсов, т.е. влияют на зарплаты.

3. Цена благ заменителей.

4. Численность производителей.

5. Налоги, субсидии. Налоги увеличивают затраты, а значит смещают кривую предложения влево.

6. Ожидание производителей.

Рыночное равновесие:

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Р

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru S

РЕ Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru

D

Q

 
  Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru

Излишек потребителя – это дополнительная полезность, полученная потребителями в процессе рыночного обмена благодаря тому, что фактически уплаченная ими за благо цена ниже той, которую они готовы платить за него. Допустим, вы готовы купить шоколадку за 50 рублей, а она в магазине оказалась по 30 рублей – излишек потребителя будет 50-30=20 рублей.

Эластичность

Измерение эластичностипроизводится для того, чтобы выяснить насколько, процентов изменится объём продаж вследствие однопроцентного изменения цены за единицу товара.

Коэффициент эластичности:

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru

Эластичность равнаотношению изменения объёма продаж товаров в процентах к изменению цены в процентах

Если коэффициент эластичности больше единицы – спрос эластичен, если меньше – неэластичен, если=1, то это единичная эластичность

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ДУГОВАЯ – показывает степень чувствительности величины спроса между двумя точками на кривой спроса.

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru

Нормальное благо –характеризуется убывающей положительной эластичностью спроса по доходу, или каждое разновеликое увеличение дохода будет сопровождаться убывающим приростом величины

спроса. Включают: пища, одежда, предметы быта.

Благо первой необходимости– благо, спрос на которое практически не зависит от уровня дохода.

Предметы роскоши –благо, спрос на которое растёт более быстрыми темпами, по сравнению с увеличением дохода.

Неполноценное благо –спрос на него сокращается с повышением доходов потребителей.

Перекрёстная эластичность –показывает степень изменения спроса на благо Y( Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru ) в зависимости изменения цены блага X( Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru ) .

ED(I)- эластичность спроса по доходу – процентные изменения величины спроса на благо Y делённое на процентные изменения цены блага Х.

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru

Полезность

Потребление благ приносит потребителю определенную полезность.

Первый закон Госсена.

Закон убывающей предельной полезности говорит о том, что при фиксированном потребительском наборе с увеличением потребления одного из входящих в такой набор благ предельная полезность каждой следующей потребляемой единицы этого блага убывает, а общая полезность возрастает убывающими темпами.

Это означает, что максимальная полезность от покупки достигается потребителем тогда, когда имеет место равенство отношений между предельными полезностями

(MU) и ценами покупаемых благ (Р) покупаемых благ:

MU(X)/Px = MU(Y)/Py = … = MU(Z)/Pz

Кривые безразличия

Данное равенство (MU(X)/Px = MU(Y)/Py = … = MU(Z)/Pz) является вторым законом Госсена, который гласит, что при оптимальном распределении ограниченного дохода уровень полезности, получаемый потребителем от расходования последней денежной единицы, одинаков для всех покупаемых благ вне зависимости от того, на покупку какого из благ она будет истрачен

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru

Любой из наборов, лежащий на кривой безразличия U3, недостижим для данного потребителя, так как лежит вне бюджетного поля. Наборы, лежащие ниже бюджетной линии, например, В, не могут рассматриваться в качестве оптимального решения, так как не обеспечивают максимальной полезности. Потребителю доступен набор Е, находящийся на расположенной выше кривой безразличия U2, а значит предпочтительнее, чем В. Если наборы, лежащиевыше бюджетной линии недоступны, а лежащие ниже – не удовлетворяют требованиям максимизации полезности, то все лучшие наборы всегда будут находится на бюджетной линии. Но наборы А и С, хотя и лежат на бюджетной линии, не могут быть отнесены к лучшим, так как уровень полезности ниже, чем в точке Е. Таким образом, оптимальным потребительским набором является тот, который соответствует точке касания кривой безразличия и бюджетной линии.

Кривая Энгеля – это линия, отображающая в графической форме зависимость между изменениями в доходе потребителя и величиной потребления блага, а также характер этих изменений. Различие между кривыми «доход-потребление» и кривыми Энгеля заключается в том, что в первом случае на оси ординат откладываются расходы на композитное благо, а во втором – общий доход потребителя. Для неполноценных благ кривая Энгеля имеет отрицательный наклон. Для предметов первой необходимости, потребление которых не зависит от дохода, кривая Энгеля примет вид вертикальной линии. Для нормальных благ, спрос на которые растет с ростом дохода, кривая Энгеля будет вогнутая с положительным наклоном:

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru

Кривая цена – потребление

Это линия, отражающая вграфической форме характер зависимости между уровнем цены блага и величиной потребления этого блага. Используя полученные данные о ценах и имея данные по соответствующим им объемам потребления блага, предоставляемые кривой «цена-потребление», можно построить кривую спроса на данное благо, отложив на оси абсцисс количества блага, а на оси ординат – соответствующую этим количествам цену. Соединив эти точки, получим кривую индивидуального спроса на благо Х. в этом смысле кривая «цена-потребление» и кривая спроса просто разные способы описания функциональной зависимости, существующей между ценой блага и спросом на него.

Эффект замены – это реакция потребителя на изменение цены блага, выражающаяся в изменении потребительского набора путем замещение в нем блага, относительная цена на которое выросла, благом, относительная цена которого снизилась. Увеличение спроса на благо Х является следствием перераспределения расходов потребителя в пользу этого блага за счет сокращения расходов на покупку блага У, в чем и суть замены.

Эффект дохода – это реакция потребителя на изменение цены блага, выражающаяся в изменении спроса на него , которое вызвано изменением реального дохода потребителя.

Этот эффект возникает в силу того, что изменение цены блага приводит к изменению бюджетного поля потребителя, расширяя возможности выбора при снижении цены и сокращая при ее росте.

В редких случаях величина эффекта дохода может превышать величину эффекта замены. Кривая спроса на такое благо имеет положительный наклон. Закон спроса в таком случае не действует, так как при росте цены блага наблюдается увеличение спроса на него. Благо, характеризующееся такой особенностью, определяют как товар Гиффена.

Закон убывающей доходности

Закон убывающей доходности – выражается соотношение между затратами и результатами этих затрат и относятся к той дополнительной продукции, которую мы получаем, дополняя равные дополнительные количества при затратах к фиксируемому количеству других затрат.

Таблица

Доход, выраженный в свёкле, при дополнительных затратах труда и неизменном количестве земли.

Труд человека, количество людей   Свёкла Дополнительное количество продукции, полученной от дополнительной единицы труда.
                             

Издержки

. Постоянные издержки не зависят от объема производства. Они определяются тем, что стоимость оборудования должна быть оплачена даже если предприятие остановится. К постоянным издержкам относятся плата по облигационным займам, рентные платежи, часть отчисления на амортизацию зданий, страховые взносы, зарплату управленческому персоналу, оплата охраны и т.д.

Переменные издержки непосредственно зависят от количества произведенной продукции. К ним относятся затраты на сырье, материалы, электроэнергию зарплата работникам, транспортные расходы и т.д. Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки. Средние издержки – это величина издержек на единицу продукции. Средние переменные и средние постоянные. Предельные издержки – это издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции относительно объема производства.

Прибыль

Это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.

Выручка

денежные средства, полученные (вырученные) предприятием, фирмой, предпринимателем от продажи товаров и услуг, выручка от реализации. (Если продано 5 единиц товара по цене 5 рублей, то выручка равняется 5х5=25 рублей)

Типы рыночных структур

1.Совершенная конкуренция

2. Монополистическая конкуренция

3. Олигополия

4. Монополия

1. Совершенная конкуренция – при ней действительно большое количество небольших по размеру фирм, которые неспособны влиять на рыночную цену и конкурируют между собой по цене ( колхозный рынок)

Характеристики рынка совершенной конкуренции:

1. атомизация рынка, т.е. такое большое число покупателей и продавцов, что они полностью подчинены влиянию рыночных сил.

2. стандартизация продукции, продукция однородна, спрос на продукт абсолютно эластичен.

3. прозрачность рынка, доступ к информации о ценах и альтернативах, свободный и бесплатный.

4. свободный вход в отрасль и выход из неё

5. автономность поведения фирм, т.е. отсутствие стратегического поведения продавцов.

6. отсутствие рыночной власти продавцов.

Совершенная конкурентная фирма максимизирует прибыль при выпуске при котором предельные издержки выпуска равны рыночной цене MC = P (предельные издержки МС это производная от издержек ТС)

2. Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж (рынок йогуртов)

Характеристики монополистической конкуренции:

1. дифференциация продукта, т.е. продукт каждой фирмы обладал отличительными особенностями, но это не мешает замещению продукта одной фирмы другим.

2. сегментация рынка, т.е. рыночный спрос реализуется в виде обособленных кривых спроса на продукт каждой фирмы, при высокой перекрёстной эластичности.

3. много продавцов.

4. много покупателей.

5. отсутствие барьеров входа.

6. отсутствие стратегического поведения (из-за большого количества продавцов)

7. наличие рыночной власти из-за дифференциации продукции.

1. Олигополия – тип рыночной структуры, отличающийся стратегическим взаимодействием немногочисленных, обладающих рыночной властью фирм, которые конкурируют за объём продаж.

Характеристики:

1. ограниченное количество фирм, поделивших между собой рынок (автомобилестроение)

2. высокая степень концентрации рыночного предложения у отдельных фирм.

3. много покупателей.

4. затруднённый доступ на отраслевой рынок (из-за эфекта масштаба, наличия лицензий)

5. стратегическое поведение продавцов.

Разновидность олигополии – дуополия – численность продавцов ограничивается 2 фирмами.

2. Монополия – абсолютная монополия, тип рыночной структуры, где единственный продавец противостоит множеству покупателей. (АТС, ж.д)

Характеристики:

1. единственный продавец олицетворяющий отрасль.

2. множество мелких покупателей

3. отсутствие товарных заменителей.

4. высокие барьеры входа.

5. отсутствие стратегического поведения.

Совершенная конкурентная фирма максимизирует прибыль при выпуске при котором предельные издержки выпуска равны рыночной цене максимизация прибыли при равенстве предельных издержек предельному доходу MC = MR (доход это выручка = произведение цены на количество проданных товаров). Предельную величину дохода находят путем взятия производной от дохода, который равен произведению цены на количество проданных товаров = PQ.

Капитал и его виды.

Капитал является одним из основных элементов общественного богатства. Капитал в широком смысле слова — это любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ.Получение определенного потокатоваров и услуг в будущем предполагает наличие в производственном процессе определенного запасаресурсов длительного пользования, т.е. капитала. Капитал отличается от земли тем, что он обладает способностью воспроизводства, в то время как земельный фонд представляет фиксированную величину и не может быть быстро увеличен.

Различают две основные формы капитала: физический (материально-вещественный) капитал(машины, здания, сооружения, сырье и т. д.) и человеческий капитал(общие и специальные знания, трудовые навыки, производственный опыт и т. д.). Строго говоря, человеческий капитал — это особая разновидность трудовых ресурсов. Поэтому под капиталом в собственном смысле слова обычно подразумевают только физические, материальные факторы. Физический капитал разделяется, в свою очередь, на основной капитал,куда относятся реальные активы длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование, и оборотный капитал,расходуемый на покупку средств для каждого цикла производства: сырья, основных и вспомогательных материалов, а также труда.

Основной капитал служит в течение нескольких лет и подлежит замене (возмещению) лишь по мере его физического или морального износа (последнее означает обесценение основного капитала или по мере удешевления его выпуска, или с началом выпуска машин и оборудования принципиально нового качества, что делает использование старого основного капитала технически и экономически невыгодным). Каждый год собственник основного капитала списывает определенную часть стоимости своего оборудования (осуществляет амортизационные отчисления). Например, если станок стоит 10 000 долл. и служит 10 лет, то при равномерном списании его стоимости ежегодные амортизационные отчисления будут равны 1000 долл. в год.

Оборотный капитал полностью потребляется в течение одного цикла производства, и его стоимость включается в издержки производства целиком, в отличие от основного капитала, стоимость которого учитывается в издержках по частям.

Совокупный спрос.

Это общее количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен.

Совокупный спрос AD состоит из:

1. Потребления

2. Инвестиций

3. Гос.закупок

4. Чистого экспорта

Изменение совокупного спроса выражается в движении вдоль кривой AD

Совокупный спрос:

У = МV / P - уровень цен

Объём дохода на уровень страны

М – количество денег в экономике

V – скорость обращения денег

Смещение всей кривой AD может быть вызвана следующими факторами:

· Изменением в потребительских расходах

· Изменением в инвестициях

· Изменением в государственных расходах

· Изменением в чистом экспорте

·

Совокупное предложение

AS– общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено в экономике при различном уровне цен.

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru P AD AS

E

ВНП, У, Q

Р, цена AS

Ирины Аскербиевны Чередниченко - student2.ru ВНП

Краткосрочная кривая предложения имеет 3 участка:

· Горизонтальный ( кейнсианский) на нем не изменяются цены, объем продаж Y (ВНП) изменяется

· Классический вертикальный, на нем цены Р изменяются, а ВНП неизменен.

· Промежуточный изменяются и цены и ВНП

Е – точка равновесия (макроэкономическое равновесие)

Инвестиции

Инвестиции — долгосрочные вложения государственно­го или частного капитала в различные отрасли экономики как внутри страны, так и за границей с целью извлечения

прибыли.

В макроэкономике под инвестициями понимаются реаль­ные инвестиции— вложения капитала частной фирмой или государством в производство той или иной продукции.

Выделяют три типа инвестиций:

1. Производственные инвестиции (здания, сооружения, оборудование).

2. Инвестиции в жилищное строительство (приобре­тение домов для проживания или сдачи в аренду).

3. Инвестиции в запасы (сырье, материалы, незавершен­
ное производство, готовые изделия).

Различают валовые и чистыеинвестиции.

Валовые (брутто) инвестиции— это инвестиции на за­мещение старого оборудования (амортизация) плюс при­рост инвестиций на расширение производства.

Чистые (нетто) инвестиции

Наши рекомендации